Чаша Правды. Ответ на публикацию "Третье ограбление Рерихов" в газете "Знамя Майтрейи" № 5, 2012 г.

Свершилось! Более чем двадцать лет борьбы увенчались победой! 286 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, наконец, будут возвращены их законному владельцу - Международному Центру-Музею имени Н.К. Рериха. К этому событию вела дорога через десятки судов с Министерством культуры РФ, через несколько крупных общественных акций и многочисленные письма представителей культурной, научной общественности России и зарубежья в поддержку воли С.Н. Рериха, через ловкие провокации со стороны противников МЦР, через большое количество разнообразных публикаций в СМИ. Но в итоге можно сказать, что Россия, в лице своих лучших представителей, смогла принять бесценный дар Рерихов.

Казалось бы, это событие ничего кроме радости и благодарности вызвать не может, особенно в среде тех, кто считает себя последователями рериховского мировоззрения. Однако Свет очень тесно переплетен с Тьмой, и многочисленное рериховское движение не является исключением из правила. Еще в самом начале, когда наследие только прибыло в Россию, явственно обозначились эти два полюса. У тех, кто противостоял Свету, не было ни морального, ни юридического права, но за их спиной стояли «сильные мира сего», придавая им уверенность в своей победе. За теми же, кто находился на стороне Света, была Правда. Та самая, о которой Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в Правде». Сила этой Правды была в завещании С.Н. Рериха, в той твердости и упорстве, которое проявляли ее защитники. И вот словно чаша Правды переполнилась, словно нечто неуловимое, но мощное и неотвратимое перевесило ее, и светлая неудержимая волна опрокинула темные препоны.

Что же остается тем, другим? Только расписаться в своем бессилии, что они и делают в различных статьях, Интернете, обращениях к Правительству. Одна из них под названием «Третье ограбление Рерихов» напечатана в известной газете г-на Горчакова «Знамя Майтрейи». Логика и доказательства этого послания заменяются стандартно лживыми обвинениями МЦР и Л.В. Шапошниковой и ничего не значащими выкриками «Спасите наследие!». Спасти - от чего? От того, что по завещанию С.Н. Рериха и при его непосредственном участии создан прекрасный Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, в который он передал наследие своих родителей? Всем известно, и в том числе обвинителям, что Центр-Музей проводит огромную научную, издательскую, просветительскую деятельность. Благодаря МЦР в Россию вернулось уже немало произведений Н.К. Рериха, по крупицам его сотрудники восстанавливают картины Рерихов, от которых отказались другие реставраторы. Достаточно вспомнить подвиг реставраторов МЦР при воссоздании прекрасного портрета Е.И. Рерих кисти Святослава Николаевича, который теперь украшает зал Учителей. Большинство из произведений Н.К. Рериха и С.Н. Рериха сейчас находятся в выставочных залах Музея, а не в запасниках, как утверждается в статье. В отличие от работников Музея Востока, которые не могли в течение нескольких десятилетий выставить прекрасную коллекцию 286 картин Н.К. и С.Н. Рерихов, МЦР делает все возможное, чтобы не только познакомить зрителей с творческим наследием Рерихов, но и их философскими идеями.

В образе Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха была воплощена концепция Философии космической реальности, и каждый зал в нем не только вдохновенный рассказ о жизни и творчестве Рерихов, но и воплощенная великая идея.

Нельзя не согласиться с авторами статьи: наследие Рерихов действительно нужно защищать, только не от МЦР, а от Музея Востока. Помню то двоякое чувство, которое охватило меня, когда я увидела картины из коллекции работ Н.К. и С.Н. Рерихов, выставленными в Музее Востока. Это было только один раз, в юбилей С.Н. Рериха. Тогда меня поразила феерия света и цвета картин великого мастера, их музыкальность и утонченная красота завораживали, звали в какой-то сияющий прекрасный мир, Высший мир. Но одновременно огорчило то, в каком состоянии они находились. Кое-где на холстах был поврежден красочный слой, деформированные старые рамы… Было такое ощущение, что картины только что извлекли на божий свет из темного и сырого подвала. О том, что коллекция находилась в запасниках Государственного Музея, не отвечающих условиям хранения, не раз сообщалось в СМИ, и вот результаты были выставлены на всеобщее обозрение. Через месяц после той юбилейной выставки картины снова убрали, и с тех пор никто из народа, о котором беспокоятся обвинители, не видел коллекцию. Работники ГМВ на вопросы отвечали: «Ну, что Вы хотите, это же не музей Рериха, у нас представлено все искусство Востока, его выставлять нужно». Не со стен будут снимать картины Рерихов на глазах хранителей - сотрудников ГМВ, как утверждалось в статье, а извлекать их из запасников, чтобы они могли постоянно радовать чуткие сердца в светлых зала Центра-Музея.

Напрасно авторы статьи пытаются доказать, что Музей Востока является полноправным владельцем этих картин. В подтверждение своих слов они не представляют никаких доказательств, в то время как факты свидетельствуют об обратном. Существует документ - «Аналитическая справка по юридическому статусу документов, приобщенных к делу в арбитражном суде г. Москвы сторонами по иску МЦР». Вот лишь небольшая выдержка из нее. Отсутствуют: 1)акт приема-передачи картин С.Н. Рериха Министерству культуры СССР; 2)список картин, заверенный С.Н. Рерихом; 3) заключение экспертизы о состоянии передаваемых картин». Кроме того, «3)отсутствует письменное согласие владельца на передачу его коллекции Музею Востока». Это может означать только одно, что С.Н. Рерих, являясь владельцем коллекции, не передавал ее в дар Музею Востока, и все последующие действия по удерживанию картин государством являются незаконными.

Теперь, когда справедливость наконец-то восторжествовала, авторы статьи пытаются запугать читателей, утверждая, что общественный музей сможет с картинами сделать все что угодно. Однако официальное заявление МЦР снова опровергает эту ложь. «Заявления некоторых музейных работников, - говорится в нем, - о том, что передача МЦР этой коллекции приведет к исключению ее из Музейного фонда Российской Федерации, не имеют под собой никаких оснований. Все картины Рерихов, которыми владеет МЦР, находятся в составе Музейного фонда РФ, что подтверждается соответствующим Свидетельством. Поэтому и данная коллекция была и останется в Музейном фонде РФ». А это значит, что государство по-прежнему будет заботиться о сохранности коллекции, только теперь охранять ее будет сама общественность, и от посягательства государственных чиновников тоже.

Итак, картины теперь будут в безопасности, они попадут в добрые заботливые руки, к людям, осознающим всю ценность рериховского наследия. Придет время, и мы снова увидим сияние самоцветов рериховских полотен, воплотивших в себе главный девиз жизни С.Н. Рериха - «Стремиться к Прекрасному».

 

Л.В. Хоменок,
к.п.н., председатель Рериховского общества г. Пензы,
член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

 

Источник