К вопросу о незаконном удержании 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов Государственным музеем Востока

В феврале 2012 г. на нескольких сайтах и форумах появилась статья под заголовком «Внимание!!!- Третье ограбление Рерихов!» за подписью «Анна Войнаровская, свободный журналист. С.-Петербург». В статье обсуждается предстоящее возвращение 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Международный Центр Рерихов (МЦР) из Государственного музея Востока, где они находились на временном хранении.

Анна Войнаровская пишет: «Не завидую хранителям-сотрудникам музея, на глазах которых будут снимать картины со стен».

Но за 20 лет большинство из этих полотен провело в запасниках музея Востока. По состоянию на 29 марта 2012 г. в двух маленьких залах выставлено только 47 картин Н.К. Рериха и 13 картин С.Н. Рериха. Плюс еще рисунки на витринах. Из этих 47 картин Николая Рериха — 15 из Архитектурной серии (из коллекции К. Кэмпбелл) и около 20 картин Гималайской серии. Мемориальный кабинет Н.К. Рериха, где могут быть картины, был закрыт и на нем висит табличка — «Групповые посещения по четвергам с 13 часов, предварительная запись в кассе музея». Не слишком много для постоянной экспозиции, если принять во внимание, что в музее Востока хранится более 400 картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Наиболее знаменитые полотна Рерихов никто не видит годами. Дополнительные временные выставки ничего не меняют, поскольку их проводят через один-два года на короткое время.

Рерихи неоднократно говорили, что картины должны быть доступны для зрителей. Будучи спрятанными годами в запасниках, они энергетически гибнут, не выполняя своего высокого предназначения приносить людям радость и красоту.

В «Живой Этике» сказано: «Силы тьмы прекрасно понимают, сколько мощные эманации излучают предметы искусства... Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение, не может излучать свою благотворную энергию» [1].

Неужели Н.К. Рерих написал свои светоносные полотна для того, чтобы они годами томились во тьме запасников Государственного музея Востока?!

В отличие от музея Востока, Международный Центр Рерихов выставляет все свои картины на постоянных и передвижных выставках. За два десятилетия прошло почти пятьсот передвижных выставок из фондов МЦР в городах России и других стран [2].

Картины Рерихов есть во многих музеях России. Международный Центр Рерихов никогда не претендовал на чужие картины. Но коллекция из 288 картин, о которой идет речь, никогда не принадлежала Государственному музею Востока. Эта коллекция — собственность С.Н. Рериха, которая временно находится в музее Востока. В 1990 г. Святослав Рерих передал по завещанию наследие Рерихов в основанный им Советский Фонд Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов), в том числе и те 288 картин.

Ранее в заявлении Советского Фонда Рерихов, сделанного совместно со С.Н. Рерихом на пресс-конференции 23 ноября 1989 г., было сказано:

«Ни фонд Рерихов, ни Центр-музей имени Н.К. Рериха не претендуют на коллекции Н.К. и С.Н. Рерихов, другие экспонаты, которые находятся в собственности советских музеев и картинных галереях. В это число не входит выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов, сформированная С.Н. Рерихом и привезенная им из Индии в 1978 году, которая до сих пор находится в СССР и является собственностью С.Н. Рериха» [3].

Святослав Рерих неоднократно обращался к руководству страны с просьбой вернуть Международному Центру Рерихов эти картины. Одно из его писем было направлено в 1992 г. президенту РФ Б.Н. Ельцину [4]. Но чиновники не выполнили поручение президента РФ. Более того, сразу после смерти С.Н. Рериха в январе 1993 г., директор Государственного музея Востока В.А. Набатчиков незаконно перевел эту коллекцию с временного на постоянное хранение. Без юридических документов владельца, подтверждающих право собственности, без соответствующего приказа министра культуры.

К сожалению, Государственный музей Востока с самого начала противодействовал общественному Музею Рериха, созданному при личном участии С.Н. Рериха. Директор музея Востока В.А. Набатчиков 24 апреля 1993 г. направил письмо первому вице-премьеру РФ О.И. Лобову с просьбой изъять наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных у Международного Центра Рерихов и передать их музею Востока в качестве подарка! [5]

В ноябре 1993 г. вышло постановление правительства РФ, основанное на фальшивом письме якобы от имени вдовы С.Н. Рериха Девики Рани [6]. В письме, пришедшем по факсу, требовалось отобрать наследие Рерихов у общественного Музея и передать его государству. Однако Д. Рани не была введена своим мужем С.Н. Рерихом в права наследования имуществом его родителей и не могла написать это письмо, даже если бы хотела изменить завещание мужа. Кроме того, известно, что на тот момент Д. Рани была уже недееспособна. На самом деле фальшивка была составлена индийской аферисткой Мэри Пунача (с подачи из России) и отправлена факсом. Ловкие чиновники передумали выполнять завещание великого художника и на основании фальшивого письма, пересланного факсом, выпустили правительственное постановление № 1121 «О создании Государственного музея Н.К. Рериха» в усадьбе Лопухиных как филиала Государственного музея Востока. Это незаконное постановление было отменено правительством РФ только 17 декабря 2010 г., спустя более 20 лет после основания общественного Музея [7].

В 2007 г. музей Востока через Росимущество вновь пытался отнять наследие и усадьбу Лопухиных у МЦР. Тогда за Музей, основанный С.Н. Рерихом, вступились многие известные общественные деятели, представители культурной интеллигенции и общественности со всей России [8]. Государственный музей Востока не только попрал волю С.Н. Рериха, но и нарушил все возможные этические и юридические нормы. Это беспрецедентная ситуация, когда государственный музей всеми силами старается уничтожить общественный музей.

Поэтому, несмотря на все трудности и противодействия, Международный Центр Рерихов совершенно законно добивается возвращения принадлежащей ему коллекции, чтобы выполнить волю своего основателя – С.Н. Рериха, чтобы эти картины смогли увидеть зрители.

Особым нападкам А. Войнаровской подвергся министр культуры Александр Авдеев, который оказывает большую помощь делу сохранения общественного Музея имени Н.К. Рериха, понимая высокое значение наследия Рерихов для российской культуры. Он разобрался в непростой ситуации, созданной недоброжелателями вокруг Музея, и поддержал позицию МЦР. Пусть останутся на совести Войнаровской злонамеренные спекуляции и домыслы о дальнейшей работе А. Авдеева. Не ей решать судьбу этого благородного человека. Хочу только напомнить, что музеи, включая и Музей Международного Центра Рерихов, никогда не были «доходным местом», тем более общественные музеи, которые не имеют даже государственного финансирования.

Анна Войнаровская подвергла сомнению и завещательные документы С.Н. Рериха, имеющиеся у МЦР. Я хочу напомнить, что этот документ был нотариально заверен в Индии при личном присутствии индийского нотариуса и самого Святослава Рериха. Это непременное условие для нотариального заверения. Документы оформлены в соответствии с международным законодательством и действительны в Российской Федерации. Святослав Рерих заплатил все необходимые государственные пошлины при передаче своего наследия общественному Музею Рериха. Подробнее написано в моей статье «Об “ис-следователе” из Германии» [9]. Также у МЦР есть заключение старшего адвоката верховного суда Индии господина Д. Шармы, в котором были исследованы документы, составленные С.Н. Рерихом — гражданином Индии, и заверенные индийским нотариусом. Эти документы не оставляли сомнений: завещание и дополнение к нему свидетельствуют о том, что С.Н. Рерих распорядился переданным им в Россию наследием именно в пользу МЦР.

Утверждения о том, что Международный Центр Рерихов не правопреемник Советского Фонда Рерихов, не имеют основания. Известно, что преобразование СФР в МЦР было сделано по инициативе самого Святослава Рериха. Но даже если согласиться с противоположной точкой зрения, это ничего не меняет по отношению к Международному Центру Рерихов как наследнику на завещанное ему имущество С.Н. Рериха. Святослав Николаевич в октябре 1992 г. лично подтвердил права МЦР на принадлежащее ему наследие, ранее завещанное СФР. С.Н. Рерих, как владелец наследия, согласно тексту своего завещания имел юридическое право даже изменить собственника наследия или подтвердить права существующего собственника. Еще раз подчеркну, нотариальное заверение подразумевает личное присутствие С.Н. Рериха при подписании документа. Кроме того, еще одним документом, подтверждающим правопреемство МЦР у СФР, является нотариально заверенная доверенность («Специальное право поверенного») от 27 апреля 1992 г., которую С.Н. Рерих предоставил Международному Центру Рерихов. Подробнее об этом вопросе написано в статье «Страшная сказка музея Востока» [10].

Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся культурный и общественный деятель России, поддержал инициативу С.Н. Рериха о создании общественного музея Н.К. Рериха, отправив ему письмо в 1989 г. [11]. С этого момента и до своего ухода в 1999 г. Д.С. Лихачев написал по меньшей мере 6 писем в защиту Международного Центра Рерихов, адресованные С.Н. Рериху, президенту РФ, мэру Москву, министру культуры РФ и др. [12].

В одном из писем к президенту РФ в 1997 г. Д.С. Лихачев пишет [13]:

«Обращаюсь к Вам снова с просьбой оградить Международный Центр Рерихов (неправительственную организацию при ООН) от очередных посягательств на «Усадьбу Лопухиных» (Малый Знаменский пер. д. 3/5), переданную ему в долгосрочную аренду на основании постановления Правительства Москвы № 812 от 03.10.95г. Более того, целесообразно на федеральном уровне подтвердить это постановление, чтобы и впредь в ведомственных кабинетах разного уровня не возникало искушений учреждать Государственный Музей Н.К. Рериха – филиал Музея искусств народов Востока, посредством разрушения хорошего Общественного Музея Н.К. Рериха и Культурного Центра, созданных Международным Центром Рерихов, просветительская деятельность которого воодушевляет сотни культурных организаций в России и далеко за ее пределами. Последовательно выполняя волю Святослава Николаевича Рериха, передавшего во владение Международному Центру Рерихов творческое наследие семьи Рерихов, эта общественная организация создает все условия, чтобы культурные ценности стали общенародным достоянием».

В 1999 г. Д.С. Лихачев обращается к министру культуры РФ:

«В числе живописных полотен, переданных Центру, были указаны и 288 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, которые до этого временно находились на попечении Министерства Культуры и хранились в Государственном Музее искусств народов Востока...

Обращения самого С.Н. Рериха, многократные переговоры руководителей Центра и Музея им. Н.К. Рериха с Министерством культуры о возвращении картин законному владельцу и даже распоряжения первого вице-премьера России (№ БН-А26-27609 от 29.08.97; № БН-П16-36535 от 14.11.97; № БН-А26-40160 от 16.12.97) все еще не привели к справедливому итогу.

Прошу Вас решить это затянувшееся дело и исполнить волю всемирно известного художника и деятеля культуры Святослава Николаевича Рериха. Надеюсь, что Вы найдете все возможности помочь осуществлению законных прав Международного Центра Рерихов» [14].

За прошедшие годы общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов стал одним из лучших и динамично развивающихся музеев России. В нем постоянно проходят выставки, концерты, научные конференции, ведется обширная издательская работа.

Реставрация здания Музея — усадьбы Лопухиных в 2007 г. была отмечена Национальной премией «Культурное наследие» в номинации «Реставратор» [15].

В 2010 г. генеральный директор Музея Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств РФ Л.В. Шапошникова была удостоена звания лауреата Международной премии по культурному наследию Europa Nostra («Наша Европа»). Члены жюри единогласно признали ее лучшей в категории «Самоотверженный труд» среди претендентов из 26 стран [16]. В этом же году МЦР был принят в Europa Nostra – международную гуманитарную федерацию, созданную под эгидой ЮНЕСКО.

В 2006 г. Л.В. Шапошникова была награждена президентом РФ государственной наградой — орденом Дружбы [17], а в 2011 г. государственным орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени [18].

2 апреля 2012 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже открывается выставка, посвященная Пакту Рериха, подтверждая высокое международное признание деятельности МЦР в сохранении идей и наследия Рерихов [19].

Завершая статью, хочу привести слова С.Н. Рериха, сказанные им Людмиле Васильевне Шапошниковой: «Я Вас благодарю за то будущее, которое Вы несете».

Игорь Кокарев

2 апреля 2012 г.

 

Источник