Хронология жизни и творчества Н.К.Рериха


1916 пишет картины «Ковер-самолет», «Три радости», «Отдых охотника», «Пантелей-Целитель» и др.; работает над эскизами костюмов и декораций для хореографической фантазии на музыку М.П.Мусоргского «Ночь на Лысой горе» (постановка не осуществлена).

Выходит в свет богато иллюстрированная книга «Рерих» (Пг.: Свободное искусство, 1916) со статьями Ю.К.Балтрушайтиса, А.Н.Бенуа, А.М.Ремизова, С.П.Яремича и со сказками и легендами Н.К.Рериха.

1916, апрель участвует в жюри конкурса моделей современной женской одежды.

1916, май императором Николаем II пожалован чин статского советника.

1916, декабрь на Рождество уезжает с семьей в Карелию, в г. Сердоболь (с 1918 г. – Сортавала).

1917, февраль участвует в выставке художественного объединения «Мир искусства» с картинами «Ковер-самолет», «Мудрость Ману», «Зовущий», «Веления неба», «Мехески – лунный народ» и др.

1917, март участвует в совещании художников и деятелей искусств на квартире М.Горького в Петрограде, где был выработан перечень мероприятий по охране художественных богатств.

Отказывается от предложенной Временным правительством должности министра изящных искусств.

1917, апрель входит в состав комитета Выставки финского искусства, которая была устроена в Художественном бюро Н.Е.Добычиной.

1917, май в связи с тяжелой болезнью легких вынужден уехать с семьей в г. Сердоболь; арендует имение «Юхинлахти» («Залив Единения») у ректора учительской семинарии Оскара Реландера.

1917, август поездка в Петроград по делам Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств.

1917, осень снимает дом в Сердоболе у лектора учительской семинарии Арвида Торстена Генеца. Создает серии картин «Героика», «Ладога», «Карелия».

1917, осень разрабатывает проект реорганизации Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств в «Свободную Академию».

1917, декабрь участвует в «Выставке этюдов», которая была устроена Н.Е.Добычиной в Художественном бюро в Петрограде.

1917, 30 декабря на короткое время приезжает в Петроград.

1918 в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от нее Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины. Выходит в свет монография С.Эрнста «Н.К.Рерих» (Пг.: Изд. Общ. Св. Евгении, 1918).

1918, весна арендует дом на о. Тулолансаари у выборгского купца Баринова. Совершает с семьей поездки на о. Валаам и др. Пишет повесть «Пламя».

1918, осень переезжает с семьей в Выборг.

1918, 10–30 ноября состоялась персональная выставка в Стокгольме в Художественном зале Гуммесон; часть картин приобретена частными коллекционерами.

1919 состоялась персональная выставка в Салоне Стриндберга в Гельсингфорсе (Хельсинки) в Финляндии, часть картин приобретена Музеем Атенеум (Хельсинки).

1919, февраль избран членом Художественного общества в Финляндии.

1919, март по приглашению Т.Бичама вместе с семьей направляется через Швецию и Норвегию в Англию, в Лондон, куда прибывает летом 1919 г.

1919, лето – осень работает над эскизами декораций и костюмов к операм А.П.Бородина «Князь Игорь» («Covent Garden». Лондон), Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (постановка не осуществлена) и «Снегурочка» (постановка не осуществлена), М.П.Мусоргского «Хованщина» (постановка не осуществлена).

1920 состоялись выставки в Goupil Gallery, Worthing Gallery, Музее Виктории и Альберта. Знакомство с Рабиндранатом Тагором. Встреча Рерихов с Учителями в Лондоне. Начало создания текстов Учения Живой Этики. Работает над эскизами декораций для оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» (постановка не осуществлена).

1920, 20 сентября по приглашению доктора Харше из Чикагского художественного института вместе с семьей уезжает в США для проведения выставочного турне.

фото Николай Константинович Рерих. 1921
Николай Константинович
Рерих. 1921

1920, 1 октября вместе с семьей прибывает в США, в Нью-Йорк.

1920, декабрь открылась выставка в Kingore Gallery в Нью-Йорке.

1920–1922 состоялись выставки в 28 городах США (Чикаго, Бостон, Буффало, Филадельфия, Сан-Франциско и др.). Читает лекции о русском искусстве.

1921 выходит в свет сборник стихотворений Н.К.Рериха «Цветы Мории» (Берлин, 1921) в авторском оформлении.

Работает над созданием эскизов костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (премьера 16 ноября 1922 г. «Opera Compani». Чикаго) и эскизов декораций к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (постановка не осуществлена).

1921, осень основание в Чикаго по инициативе Н.К.Рериха Объединения художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»).

1921, 17 ноября основание в Нью-Йорке по инициативе Н.К.Рериха Мастер-Института Объединенных Искусств, где были созданы секции изобразительного искусства, музыки, хореографии, архитектуры, театральная, литературная, а также лекторий с научным и философским отделениями.

1922, 7 июля – 10 августа вместе с Е.И. и Ю.Н. Рерихами живет на о. Монхеган (штат Мэн, США).

1922, сентябрь создание в Нью-Йорке по инициативе Н.К.Рериха Международного центра искусств «Corona Mundi» («Венец Мира»), призванного осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран.

Пишет картины серии «Sancta» («Святые») и др.

1923, 8 мая выезжает вместе с семьей в Европу, чтобы оттуда направиться в Индию.

1923, май – сентябрь посещает Париж, Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Болонью, Женеву.

1923, 6 октября перед отъездом в Индию в Париже Рерихи получили Камень, являющийся осколком метеорита из созвездия Орион.

1923, 17 ноября открытие в Нью-Йорке Музея Николая Рериха, где разместились свыше 300 произведений.

Вместе с семьей из Марселя на пароходе «Македония» отправляется в Индию.

1923, 2 декабря прибытие в Индию, в Бомбей.

1923, декабрь первое путешествие вместе с семьей по Индии. Осматривает памятники истории и культуры на острове Элефанта; древние комплексы Аджанты и Эллоры; места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Агру, Фатехпур Сикри, Бенарес, Калькутту и др. Направляется вместе с семьей к Гималаям, в независимое в то время княжество Сикким. Вместе с Е.И.Рерих встречается с Учителями в храме, стоящем на пути из монастыря Гум в Дарджилинг. Начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Н.К.Рериха.

1924 вместе с семьей посещает старинные монастыри Сиккима: Ташидинг, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Далинг, Роблинг. Пишет картины серий «Его Страна», «Знамена Востока» и этюды. Вышли в свет сборники «Пути Благословения» (Рига) и «Adamant» (Нью-Йорк).

1924, 22 сентября вместе с С.Н.Рерихом выезжает из Индии в Марсель на пароходе «Македония»; посещает Париж.

1924, 24 октября вместе с С.Н.Рерихом на пароходе «Аквитания» прибывает в Нью-Йорк.

1924, октябрь–декабрь получает разрешение вести экспедицию под американским флагом и оформляет необходимые документы.

Передает Музею Н.Рериха в Нью-Йорке свои картины, в том числе произведения серий «Его Страна» и «Знамена Востока».

1924, 10 декабря на пароходе «Париж» выезжает из Америки в Европу; на обратном пути в Индию посещает Германию (Берлин), Египет, Цейлон, Мадрас, Калькутту.

1925, 6 марта вместе с Е.И. и Ю.Н. Рерихами направляется в Кашмир, где находится до августа 1925 г.

1925, август–сентябрь Центрально-Азиатская экспедиция находится в Ладаке.

Пишет произведения серии «Святыни и твердыни» и этюды.

1925, 30 сентября Центрально-Азиатская экспедиция вошла в Китайский Туркестан.

1925, октябрь задумывает создание серии «Майтрейя».

1925, октябрь – 1926, январь Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями Хотана, запретившими Н.К.Рериху заниматься научной работой, делать зарисовки, писать картины.

1926 вышла в свет монография «Roerich. Himalaya» (N.Y.: Brentano, 1926). В Нью-Йорке организовано Общество друзей Музея Рериха.

1926, 11 апреля – 16 мая Центрально-Азиатская экспедиция находится в столице Китайского Туркестана (Синьцзяна) Урумчи, где Н.К.Рерих получает разрешение на пересечение границы СССР.

1926, 29 мая Центрально-Азиатская экспедиция пересекла границу СССР в районе озера Зайсан.

1926, 13 июня вместе с Е.И. и Ю.Н. Рерихами приезжает в Москву.

1926, 13 июня – 22 июля беседы с А.В.Луначарским, Г.В.Чичериным, Н.К.Крупской. Передает советскому правительству Письмо Учителей Востока, ларец со священной землей Гималаев. Приносит в дар Советской России картины серии «Майтрейя».

1926, 26 июля – 26 августа Центрально-Азиатская экспедиция находится на Алтае. Вместе с Е.И. и Ю.Н. Рерихами совершает радиальные конные путешествия по Катунскому хребту, Теректинскому хребту, по долинам рек Катунь, Кучерла, Ак-Кем.

1926, 10 сентября Центрально-Азиатская экспедиция пересекла границу Монголии.

1926, сентябрь – 1927, 13 апреля Центрально-Азиатская экспедиция находится в Улан-Баторе (Урге), в столице Монголии. Напечатана книга Учения Живой Этики «Община». Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи оформляют специальное разрешение на посещение Лхассы при своем следовании через Тибет.

Дарит монгольскому правительству картину «Великий Всадник – Ригден Джапо».

Информация подготовлена по материалам: Международного Центра Рерихов Центр-Музей имени Н.К.Рериха