Хронология жизни и творчества Н.К.Рериха


1908–1909 работает над эскизами декораций и костюмов к операм Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (премьера 28 апреля 1908 г. Театр «Op?ra Comique». Париж), «Псковитянка» (премьера 24 мая 1909 г. Театр Ch?telet. Париж. Антреприза С.П.Дягилева) и к опере А.П.Бородина «Князь Игорь» (премьера 19мая 1909 г. Театр Ch?telet. Париж. Антреприза С.П.Дягилева).

1909 участвует в первом «Салоне», организованном С.К.Маковским в залах Первого кадетского корпуса в бывшем Меншиковском дворце, где выставляет свыше 50 новых для петербургской публики картин, экспонировавшихся на выставках в Лондоне, Вене, Париже, Праге. Становится учредителем Общества имени Архипа Ивановича Куинджи. За выдающиеся заслуги в археологии и исторической живописи избран членом французского общества «Soci?t? Nationale des Antiquaires de France», избран членом венского художественного объединения «Сецесион» («Secession»). В Обществе архитекторов-художников выдвигает идею создания Музея допетровского искусства.

1909, 26 октября избран академиком Императорской Академии художеств.

1909–1914 работает над созданием внутренней росписи храма в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкино под Смоленском.

1910 участвует в выставке «Союза русских художников» (два эскиза к опере «Князь Игорь» с выставки приобретены Советом Третьяковской галереи); в выставке в Екатеринославском научном обществе; в выставке объединения «Мир искусства»; во Всеобщей Международной выставке в Брюсселе, где удостоен серебряной медали; в выставке русских картин в «Galerie Bernheim» в Париже; в выставке «Общины художников» в Лондоне. Картина «Ростов Великий» приобретена Национальным музеем в Риме.

Избран председателем вновь созданного художественного объединения «Мир искусства». Сотрудничает с газетой «Утро России» и с журналами «Аполлон», «В мире искусств». Принимает участие в издании «Истории русского искусства» под редакцией И.Грабаря. Оформляет заставками и виньетками книгу С.М.Городецкого «Ярь».

1910, лето вместе с Н.Е.Макаренко ведет раскопки в Новгородском Кремле и на Рюриковом городище. Поездка на курорт Гапсаль (Эстония).

1910, осень дает на выставку в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге более 30 тысяч предметов каменного века из своей коллекции.

1910–1912 работает с И.Ф.Стравинским над балетом «Весна Священная» (премьера 29 мая 1913 г. Театр Елисейских Полей. Париж. Антреприза С.П.Дягилева), пишет либретто, эскизы костюмов и декораций. Готовит эскизы декораций и костюмов к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» (премьера 9 октября 1912 г. Московский художественный театр), к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (постановка не осуществлена). Сотрудничает с журналом «Старые годы» и «Ежегодником общества архитекторов-художников». Участвует в организации Всероссийского съезда художников (декабрь 1911 г. – январь 1912 г.), входит в состав комитета съезда, в число учредителей съезда; готовит доклады.

1911, январь на IV Всероссийском съезде зодчих в Императорской Академии художеств делает доклады: «Поиски Древней Руси» и «Новгородские стены».

1911 по приглашению Мориса Дени участвует в выставке религиозного искусства (Socie?te? de St. Jean) в Париже («Синяя роспись» приобретена Музеем декоративных искусств, Париж). Для «Старинного театра» создает эскизы декораций к спектаклю по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») (премьера 18 ноября 1911 г. «Старинный театр». Санкт-Петербург). Иллюстрирует сказку А.М.Ремизова «Золотой кафтан», опубликованную в рождественском номере журнала «Огонек». Сотрудничает с журналами «Всеобщий журнал литературы, искусства, науки и общественной жизни», «Художественно-педагогический журнал».

1912 участвует в выставках художественного объединения «Мир искусства» в Москве и Санкт-Петербурге (картины «Владыки нездешние», «Человечьи праотцы», «Ангел последний», эскизы к «Пер Гюнту»); в выставке, организованной чешским художественным кружком «Manes» в Праге. В Казани выходит монография А.Ф.Мантеля «Н.К.Рерих».

1913, апрель отмечает 15-летний юбилей своей деятельности в Императорском Обществе Поощрения художеств.

1913, май награжден императором Николаем II орденом Св. Владимира IV степени.

1913, лето едет на лечение на Кавказ (Пятигорск, Кисловодск), зарисовывает памятники старины; пишет этюды «Кавказ».

1913 выходит из правления художественного объединения «Мир искусства».

Создает эскиз мозаики для памятника на могилу А.И.Куинджи, пишет два эскиза панно для Казанского вокзала в Москве («Сеча при Керженце» и «Покорение Казани»), эскизы росписи виллы Л.С.Лившица в Ницце и эскизы декораций к пьесе М.Метерлинка «Принцесса Мален» для Свободного театра в Москве (постановка не осуществлена).

Участвует в организации Выставки русского народного искусства при Осеннем салоне в Париже.

Участвует в постоянной выставке современного искусства в Санкт-Петербурге с картиной «Гнездо преблагое – глазам прельщение».

Назначен директором Женских курсов высших архитектурных знаний Е.Ф.Багаевой.

Выходит в свет первый том Собраний сочинений Н.К.Рериха (М.: Т-во И.Д.Сытина, 1914).

1914 работает над оформлением оперы А.А.Давидова «Сестра Беатриса» (премьера 18 декабря 1914 г. Театр музыкальной драмы. Петроград); оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» (премьера 8 мая 1914 г. Королевский театр Дрюри Лейн. Лондон).

Заканчивает роспись храма в имении княгини М.К.Тенишевой в Талашкине.

Участвует в выставке картин художников объединения «Мир искусства» в Риме; в Балтийской выставке в Мальме (Швеция), за участие в которой награжден командорским крестом ордена «Полярной звезды» (1915); в благотворительных выставках и аукционах в пользу раненых в войне. Протестует против разрушения собора в Реймсе.

К 75-летию Рисовальной школы Императорского Общества Поощрения художеств получает высочайшую благодарность от императора Николая II.

фото Николай Константинович Рерих.

1914–1915 сотрудничает с изданиями «Биржевые ведомости», «Жизнь», «Отечество», «Вершины», «Лукоморье», «Старые годы», «Голос жизни» и др.

1915, март участвует в выставке художественного объединения «Мир искусства» с серией пророческих картин: «Зарево», «Змей проснулся», «Град обреченный», «Короны», «Крик змея» (приобретена Музеем Академии художеств), «Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого», «Прокопий Праведный благословляет неведомых плывущих».

1915 в журнале «Апполон» и отдельной монографией вышла в свет статья А.Гидони «Творческий путь Рериха» («Аполлон». 1915. № 4–5).

1915, лето пишет картины «Волокут волоком», «Знамения», «Стрелы неба – копья земли», «Дом Духа», «Живая вода», «Тайник», «Великанша Кримгерд» и др.

1915, осень организует Музей русского искусства при Рисовальной школе Императорского Общества Поощрения художеств.

1915, 10 декабря празднование 25-летия литературной и художественной деятельности.

1915, декабрь участвует в театральной выставке, устроенной собирателем Л.И.Жевержеевым в Художественном бюро Н.Е.Добычиной.

Информация подготовлена по материалам: Международного Центра Рерихов Центр-Музей имени Н.К.Рериха