Хронология жизни и творчества С.Н.Рериха


1923 становится директором основанного по инициативе Н.К.Рериха Международного центра искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке.

Пишет портреты Н.К.Рериха (углем на папке), г-на и г-жи Хорш, известной танцовщицы Альбертины Витак, танцора Честера Хэла и сестер Хэла.

Работает вместе с отцом над созданием костюмов и декораций для Чикагской оперы.

1923, весна участвует в выставке русских художников в США, получает Первую премию.

фото Святослав Николаевич Рерих.Дарджилинг, 1923–1924
Святослав Николаевич Рерих.
Дарджилинг, 1923–1924

1923, 8 мая отъезд с родителями в Париж.

1923, май – сентябрь путешествует по Европе, посещает Париж, Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Болонью, Женеву, осматривает музеи, изучает искусство.

1923, 6 октября перед отъездом в Индию в Париже Рерихи получили Камень, являющийся осколком метеорита из созвездия Орион.

1923, 17 ноября всей семьей Рерихи из Марселя на пароходе «Македония» отправляются в Индию.

1923, 2 декабря прибытие в Индию, в Бомбей.

1923, декабрь первое путешествие по Индии. Осматривает памятники истории и культуры на острове Элефанта; древние комплексы Аджанты и Эллоры; места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Аргу, Фатехпур Сикри, Бенарес, Калькутту и др.; изучает древние философско-этические учения, посещает монастыри.

Направляется с родителями и братом к Гималаям в независимое в то время княжество Сикким.

Начало формирования коллекции произведений восточного искусства.

1924 начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Н.К.Рериха (участвует в первом этапе в Сиккиме).

Вместе с родителями и братом посещает старинные монастыри Сиккима: Ташидинг, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Далинг, Роблинг.

Много рисует и пишет с натуры.

1924, 22 сентября вместе с Н.К.Рерихом выезжает из Индии в Марсель на пароходе «Македония»; посещает Париж.

1924, 24 октября вместе с Н.К.Рерихом на пароходе «Аквитания» прибывает в Нью-Йорк.

1925 первые персональные выставки в крупных и университетских городах США, на которых экспонировалось около ста произведений, в том числе портреты г-жи К.Кэмпбелл, сестер Пальмер, Л.Хорша, «Портрет ламы».

Создает декоративные полотна на восточные сюжеты.

На Международной выставке, посвященной 50-летию г. Филадельфии, получает высшую награду (премию и медаль) за восточную пятичастную композицию фресок.

1926–1928 посещает музеи в Европе, изучает искусство. Поездка на Корсику.

Пишет много картин и портретов.

Становится президентом Американского отделения Французского общества «Lusace» по изучению древней культуры славянского племени лужичи, которое когда-то населяло Германию (президентом Французского общества был этнограф Луи Марен).

1928, май встречает Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха в Сиккиме, присоединяется к семье, возвратившейся из экспедиции.

1928 становится вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и других американских организаций, связанных с именем Н.К.Рериха.

Активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха как один из учредителей Пакта.

Активно участвует в работе Французского Государственного общества помощи приютским детям и Французского Государственного общества помощи ослепшим детям в Первой мировой войне. За эту работу позднее был представлен к высшей государственной награде Франции – ордену Почетного Легиона. Принять орден отказался, так как считал заслуги отца в общественной и культурной жизни Франции более достойными этой награды. Н.К.Рерих получил орден перед отъездом в экспедицию по Маньчжурии. Новому представлению С.Н.Рериха к ордену Почетного Легиона помешала Вторая мировая война.

Пишет два портрета Н.К.Рериха темперой.

1929, май – сентябрь поездка в Италию, Францию, Швейцарию.

1929 возвращается в США.

Избирается пожизненным членом Археологического института США.

В Нью-Йорке на трех этажах нового здания – 29-этажного небоскреба, куда переехал основанный в 1923 г. Музей Николая Рериха, разместилась большая выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов, посвященная 55-летию со дня рождения Н.К.Рериха.

фото Святослав Николаевич Рерих. Наггар, 1930-е
Святослав Николаевич Рерих.
Наггар, 1930-е

1930 участвует в Международной художественной выставке в Венеции и получает Grand Prix за выставленный портрет Н.К.Рериха (1928).

1931 основывает в США Общество по изучению философии и религии.

1931, октябрь возвращается в Индию, постоянно живет в Наггаре, в Кулу.

Передает музею при Институте Гималайских исследований «Урусвати» свои коллекции произведений восточного искусства и коллекции бабочек.

1932, октябрь представляет на выставке портретов художников в Нью-Йорке другой портрет отца – «Николай Рерих» (1928) – и получает награду.

1932–1933 пишет много картин и портреты отца: маслом на доске (1932, 1933), портрет темперой (1933); портрет в полный рост темперой (1933); портрет в тибетском одеянии (1933).

1933 награждается учрежденным Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и его организациями орденом за культурную деятельность. Считает этот орден самой выдающейся наградой в своей жизни, так как диплом подписан Н.К.Рерихом.

1934–1935 принимает непосредственное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного Рерихами в 1928 г. в Индии.

Руководит исследованиями по биологии растений, принимает непосредственное участие в этих исследованиях, изучает местную и тибетскую медицину.

Путешествует по Западному Тибету, Гималаям, изучает фольклор.

фото Святослав Николаевич Рерих у своей картины «Карма Дордже». Наггар, 1934
Святослав Николаевич Рерих.
у своей картины «Карма Дордже».
Наггар, 1934

Пишет много картин, портрет тибетского ламы Карма Дордже и портреты Н.К.Рериха; два рисунка (1934); портрет маслом (1934).

Одновременно с экспедицией отца и брата в Маньчжурию по изучению засухоустойчивых трав организует подобную экспедицию в близлежащее тибетское нагорье.

Начинает исследования эфироносных растений в Гималаях и прилегающих к долине Кулу районах. Эта работа продолжалась много лет, ее кульминацией стало приобретение собственной плантации эфироносов на юге Индии, под Бангалором, в начале 1949 г.

Участвует в Государственной выставке объединенных провинций Индии в Лакхнау и представляет четыре большие картины.

1935, 15 апреля подписание в Вашингтоне Пакта Рериха.

1936–1937 собирает и исследует семена злаковых. Ведет переписку с академиком Н.И.Вавиловым, посылает ему семена.

1937 становится членом-учредителем Русского культурно-исторического музея в пригороде Праги Збраславе и Музея Н.К.Рериха в Риге. Становится почетным членом корпорации «Flamma» (США). Ведет переписку с членом правления Латвийского общества Н.К.Рериха рижским врачом Г.Ф.Лукиным и посылает ему коллекции лекарственных препаратов, индийских и тибетских корней, семян, масел. Пишет портреты отца (Н.К.Рерих стоит и держит руку на Камне – портрет пропал в Траванкоре; Н.К.Рерих сидит за столом; Н.К.Рерих, сидящий с книгой за столом, в Муниципальном музее Аллахабада; «Портрет Н.К.Рериха», рисунок), три портрета матери, Е.И.Рерих, а также картины «Заклинатель змей», «Сага о Гесэр-хане» и др.

фото Святослав Николаевич Рерих. Наггар, 1937
Святослав Николаевич Рерих.
Наггар, 1937

1938 участвует в Художественной выставке в Аллахабаде, проведение которой совпало с юбилейной датой истории Индийского Национального конгресса, и представляет четыре новые картины: «Осенние деревья», «Портрет Миры», «Лилии», «Галлардии».

Пишет четыре портрета отца (Н.К.Рерих, стоящий около статуи Гуга-Чохана; сидящий в черной пелерине; стоящий рядом с Камнем; сидящий у стола с мольбертом) и картины «Маленькая сестра», «Подвиг», «Куда идешь, брат мой?».

1939, июнь Люксембургская галерея (отделение Люксембургского музея в Париже) приобретает портрет Н.К.Рериха, сидящего в черной пелерине (1938).

1939 принимает участие в Художественной выставке в Майсуре, во дворце Джаган Мохан.

Накануне Второй мировой войны пишет части триптиха «Распятое человечество» и картины: «Огни усилий», «Гур из Кулу», «Весна в Кулу».

В связи с началом Второй мировой войны работа Института Гималайских исследований «Урусвати» приостановлена.

1940 февраль – март большая персональная выставка «Картины Индии» в отсутствие художника состоялась в США, в Филадельфийском союзе искусств, в Калифорнии.

В Индии, в городах Лахор, Тривандрум, Ахмедабад, Хайдарабад состоялись большие совместные выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов.

1940–1941 пишет картину «Вестник» (1940) и портрет махараджи Траванкора (1941).

1941, январь состоялась персональная выставка в Чикаго.

1941, 1–17 мая состоялась персональная выставка в Нью-Йорке.

1941, июнь Юрий и Святослав Рерихи телеграфом передают советскому послу в Великобритании И.М.Майскому свои заявления о зачислении их добровольцами в Красную Армию.

1941–1944 работает и перечисляет средства в пользу Красного Креста СССР.

1941, ноябрь – 1942, февраль организует выставки с продажей картин отца и своих в городах Индии: в Индоре, Бароде, Ахмедабаде, Тривандруме, Хайдарабаде; принимает участие в радиопередачах по искусству.

Впервые встречается с Джавахарлалом Неру.

Информация подготовлена по материалам: Международного Центра Рерихов Центр-Музей имени Н.К.Рериха