Памятные даты. 28 сентября - День рождения В.А. Сухомлинского. (1918 – 1970)

suhomlinskiy
Сердце, отданное детям.


Василий Александрович Сухомлинский – выдающееся явление в педагогике. Вдумчивый практик-педагог, творчески мыслящий воспитатель, глубокий, основательный учитель в области педагогики, высокообразованный человек, архитектор школы будущего. Автор более 40 книг, 600 статей, 1200 сказок и рассказов для детей, 312 научных трудов в педагогике. Его труды издавались огромными тиражами, а его книга «Сердце отдаю детям» издана на 30 языках мира. Василий Александрович в совершенстве знал немецкий язык, владел чешским, польским, французским, английским.

Родился Василий Иванович в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области. Два года учился в Кременчугском педагогическом институте на факультете языка и литературы, затем после болезни перевелся в Полтавский педагогический институт, который закончил заочно. Свою педагогическую деятельность начал с 17 лет. Затем служба в армии, война, был трижды ранен, лежал в госпитале на Урале. 1942-44 годы работал учителем в средней школе поселка Ува Удмуртской АССР. В 1944 году с женой выезжает на Украину в только что освобожденный Онуфриевский район, где сначала работает зав. Районным отделом народного образования и по совместительству учителем. С 1948 года работает директором Павлышской школы.


Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы творческая деятельность педагогов единомышленников.

Движущей силой, главным и определяющим в педагогическом творчестве Сухомлинского была Любовь к ребенку. Не случайно и книгу свою он назвал «Сердце отдаю детям». Эта заповедь - отличительный признак гуманной педагогики. Именно величайшая гуманность его педагогики привлекла к нему интерес во всем мире. Сухомлинский не только сохранил, уберег, но и развил гуманистическую традицию в педагогике, но и передал педагогам новых поколений. Он отстаивал определяющее положение своей педагогики, своей жизни: гуманное общество могут построить только гуманные мудрые, добрые люди, а воспитать таких людей могут только вдумчивые и умные учителя, владеющие методом и идеями гуманной педагогики.

Активно выступал Сухомлинский против наказаний в школе. «Детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний». «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую истинно и правдиво верю: человека можно воспитывать только добром». Сухомлинский ушел из жизни в 1970 году, но все его творческие достижения, воплощенные в гуманной педагогике, продолжают жить, служить школе, учительству, педагогической науке.

Его педагогические идеи воплощают в жизнь и развивают выдающиеся педагоги нашего времени. Среди них – Шалва Александрович Амонашвили. Он – инициатор Международных чтений по гуманной педагогике, в которых принимают участие сотни творческих педагогических работников. На Украине в Киеве ежегодно проходят Всеукраинские чтения по гуманной педагогике. В этом году в ноябре месяце будут проходить Всеукраинские чтения на тему «Учитель, вдохнови меня на творчество!» На Украине создаются творческие лаборатории по гуманной педагогике, целью которых есть претворить в жизнь ее лучшие традиции. С 2007 года в Кременчуге работает на общественных началах такая лаборатория, которая была создана при Управлении образования после прошедшего в городе семинара Ш.А. Амонашвили.

Идеи гуманной педагогики находят все более широкое распространение среди учителей и практиков образования, стремящихся облагородить образовательное пространство, насытить его духовностью и возвышенными чувствами.

Л.Н. Герасименко