30.01.2018. Век разрушителей культуры недолог

В настоящее время Международный Центр Рерихов готовит к вывозу имущество из двух главных зданий своего общественного Музея имени Н.К.Рериха, расположенного в московской усадьбе Лопухиных недалеко от Кремля. Похоже, почти девять месяцев новые хозяева особняка, руководство Государственного музея Востока, не допускало сотрудников МЦР на территорию к личным вещам и имуществу организации, объясняя это примерно тем, что все здания вместе с содержимым переданы на ответственное хранение.

Напомним, 28 апреля несколько десятков охранников государственного музея Востока вошли на территорию общественного музея имени Н.К.Рериха и блокировали вход. На следующий день при участии советника министра культуры Кирилла Рыбака усадьба вместе со всеми строениями была передана ГМВ на ответственное хранение якобы в рамках уголовного дела в отношении обанкротившегося Мастер-банка. Вместе с имуществом рериховского центра "в плен" попали и личные вещи трудового коллектива общественного музея Рериха. Свои вещи сотрудники стали получать только недавно, после массовой подачи исков в суды на руководство государственного музея Востока в связи с незаконным удержанием личных вещей. ГМВ был вынужден начать выдачу имущества сотрудников. Сразу запахло криминалом. Сотрудники недосчитались принадлежащих им документов, электронных носителей с личными данными, рукописей.

Фото
Зал Кулу до разрушения Общественного Музея
Фото
Зал Кулу после разрушения Общественного Музея
Подробнее...

20.01.2018. Трофейный музей Рериха сделал ставку на серость

Чтобы подступиться к теме, отмечу два рекорда Государственного Музея Востока(ГМВ). Здесь провели самую короткую экскурсию для школьников продолжительностью 4 минуты. Школьников завели в музей Рериха, ныне являющийся филиалом ГМВ, сфотографировали и вывели назад. Потом фотография «экскурсантов» появилась на сайте музея. Рекорд зафиксировали общественники, неотступно дежурящие вот уже несколько месяцев у ворот усадьбы Лопухиных.

Второй рекорд госмузея – это фантастически оперативное открытие своего филиала в вышеуказанной усадьбе – всего за восемь месяцев, если считать с той предмайской ночи, когда общественный музей Рериха был силой захвачен Минкультуры. Задним числом под этот захват подвели решение суда, который своим решением изгнал Международный Центр Рерихов из помещений под предлогом того, что они находятся в ненадлежащем состоянии и при этом отказал МЦР в проведении технической экспертизы. Надеюсь, про суд все понятно?

Скорое открытие госмузея, который вселился в капитально отремонтированное музейное здание с действующим современным оборудованием, картинами, архивами и кабинетами сотрудников, объяснимо. Я уже писала, что новый госмузей – это трофейный музей Международного Центра Рерихов, созданный общественностью колоссальным трудом за четверть века и захваченный в результате вооруженной акции. Все документы о собственности у общественной организации отобрали.

Но вот сейчас выявилось отношение Минкультуры к музею как к своему трофею. Мы увидели это сразу же, как только вместо общественного музея возник музей государственный. Новый музей своей безликостью и серостью на эмоциональном уровне создает впечатление оккупированной территории с картинами- пленниками.

Подробнее...

20.01.2018. Новости Международного Центра Рерихов

Любовь Хоменок. Осторожно! Выставка!

Одряхлевшее сознание не может ни создавать,
ни строить, лишь захватывать и разрушать.

Е.И.Рерих, 25 января 1951 года

Если бы существовал рейтинг самых безобразных выставочных проектов, то выставка «Николай Рерих: Восхождение», открывшаяся в захваченной усадьбе Лопухиных, безусловно, попала бы в десятку. Нет, дело здесь не в картинах Николая Рериха, они, как всегда, прекрасные и завораживающие, а в концепции и извращенной художественно-философской трактовке творчества великого художника. Очевидно, ее частью стали мышиного цвета стены, которые сменили некогда роскошные интерьеры общественного Музея имени Н.К.Рериха. В результате залы утратили свою индивидуальность, потонули в серости их уникальные архитектурные элементы, все пространство Музея превратилось в череду безликих невзрачных комнат.

Фото
Русский зал до разрушения Музея
Фото
Русский зал после разрушения Музея

Серый так любили немецкие фашисты, цвет страха, невежества, безрадостного унылого существования, о котором говорят – «серость», цвет Сатурна [1], который так не вяжется с творчеством Николая Рериха. Говорят, что именно серый хорошо оттеняет произведения искусства, но ни в одном художественном музее не приходилось видеть подобного его использования. Ну а в данном случае эта пепельная, безжизненная серость выглядела настоящим оскорблением памяти великого художника. Но зато она, пожалуй, больше всего соответствовала произошедшим с усадьбой Лопухиных печальным событиям и статусу заключенного, который приобрело расположенное некогда здесь наследие Рерихов. Такими же невольниками выглядели и картины Николая Константиновича, привезенные сюда из четырех разных музеев.

Подробнее...

20.01.2018. Новости Международного Центра Рерихов

Сергей Сергеев. Осмысление происходящего в Усадьбе Лопухиных

Фото

События последних дней вновь вынуждают меня осмыслить происходящее. Мне всегда представляется важным видеть смысл или смыслы того, что стоит за событиями или явлениями очевидности. Что я вижу сегодня?

Наконец открыта выставка в захваченном Музее. Событие противоречивое во многих смыслах. С одной стороны, это безусловный плюс, когда людям доступно творчество Николая Константиновича Рериха. С другой стороны, отдельные нюансы оформления этой выставки наталкивают на тревожные размышления. Я оставлю в стороне захват Музея и то, как именно это было сделано, что ему предшествовало, какие люди и силы в этом участвовали. Не потому, что это не важно. Наоборот. В этом наиважнейшем и острейшем обстоятельстве, к сожалению, растворяются другие детали, которые, на мой взгляд, определяют очень опасные тенденции, хотя и не явные, скрытые. Но мы не должны проходить мимо этих деталей. Иначе многие выводы мы сделаем неправильно.

Итак, вернусь к оформлению. Что бросилось в глаза? Исчезновение артефактов, связанных с семьей Рерихов. На выставке представлены только картины. Музей превратился в картинную галерею. Почему это тревожно? Исчезает эффект погружения в историю и приближения к личностям тех, кто безусловно дорог всем последователям Учения. Вижу возражения в том духе, что не надо заслонять фетишизмом художественное творчество. Не буду спорить. Лично мне были дороги все детали, имеющие отношение к этой великой семье. Тем более, что некоторые из артефактов, безусловно, обладают особенной энергетикой, насыщающей все пространство Музея особым светом. Но это мое личное и оставим его в стороне. Но то, что это событие пробудило у меня цепь ассоциаций, которые уже трудно назвать чем-то личным, мне представляется важным и я выставляю эту цепочку мыслей на общий суд.

Подробнее...

20.01.2018. Новости Международного Центра Рерихов

Татьяна Книжник. Оттенки серого

Фото
Юрий Избачков

Тяжела жизнь работника государственного учреждения культуры. Юрий Избачков, бывший следователь по уголовным делам в Новгородской области, а ныне юрисконсульт Государственного музея Востока, большую часть 2017 года занимался непосильным трудом – изучал внутренние служебные документы нашей организации, перебирал личные вещи ее сотрудников, периодически выбегая на свежий воздух, чтобы перевести дух и поиздеваться над дежурящими у ворот усадьбы Лопухиных защитниками общественного Музея имени Н.К.Рериха, а также осваивал новое для себя ремесло актера и сценариста, обзаведясь собственным каналом на видеохостинге YouTube.

В своих роликах он умничал о вещах, о которых не имел ни малейшего представления, демонстрировал полное отсутствие саморефлексии и пускался в пространные рассуждения о чужих деньгах и о чужой судьбе – например, о том, что будет с Международным Центром Рерихов, если тот не уплатит налог в 59 миллионов. Или о трудностях социальной адаптации сектантов. Куда более полезными были бы размышления на предмет, что ожидает человека, позиционирующего себя православным христианином и потворствующего греху, после того, как он перейдет в иной мир. Или – не будем заходить так далеко – если в происходящем беззаконии с музеем наступит перелом и виновникам придется предстать перед правосудием.

Фото
Другой кадр из любимого мультфильма Ю.Избачкова.
Даже поросята знают о законе, что внутри нас

Один из роликов был посвящен теме честности, которая в сознании сценариста и его покровителей-чиновников, причастных к рейдерскому захвату самого большого в стране общественного музея, представлена слепым пятном. В качестве заставки к нему фигурировал кадр из советского мультфильма времен перестройки о приключениях поросенка Фунтика. По сюжету, жадная владелица цирка заставляла его обманывать ребятишек и собирать деньги якобы на домик для бездомных поросят, но Фунтик оказался свиньей только по форме и, не выдержав мук совести, сбежал от работодателя. Очевидно, в роли бездомных поросят г-н Избачков видел сотрудников МЦР, изгнанных из усадьбы Лопухиных, а наивными ребятишками были рериховцы, перечисляющие деньги на аренду офиса и оплату услуг адвокатов. А, возможно, заставка содержала в себе еще один смысловой пласт: «Внутри я милый и добрый, просто работаю на плохих людей». Конфликт чистая совесть vs полное корыто в отличие от героя любимого мультика Ю.Избачков решил в пользу корыта, а за причиненные ему нравственные страдания (при виде собственного свинства, заснятого или описанного другими людьми) требовал положить в свою шапочку весьма приличные суммы [1].

Подробнее...

20.01.2018. Новости Международного Центра Рерихов

 

Drolma1. На культуру напала скверна, или Кому следует освежить понятие о нравственности // Блог «Конт», 24.12.2017

Преподаватель Щукинского театрального училища Владимир Поглазов совершил Поступок. Именно Поступок – с большой буквы. Если бы он не вышел на сцену и не прервал спектакль, в котором студенты школы-студии МХАТ матерились, коверкали русский язык, бросали в зал мусорные мешки, демонстрировали главного героя голым с прикрытым носком причинным местом, мы, скорее всего так и не узнали бы, что метастазы безобразия поразили еще один очаг отечественной культуры. Потому что, как выяснилось, этот спектакль под названием «Янко – круль олбанский» уже был показан в Пушкинском музее, не говоря уже о других площадках. Однако в Пушкинском музее не нашлось своего Поглазова ни среди зрителей, ни среди сотрудников. Поэтому о «новаторском» искусстве молодых мхатовцев мы тогда ничего не узнали.

Очевидно, если бы спектакль остановил рядовой зритель, а не преподаватель известного столичного вуза, этот протест можно было бы списать на непросвещенность и излишний консерватизм случайного человека. Но когда слова «Вы втаптываете театр в грязь!» произносит профессионал, крыть оказывается нечем. И вот уже министр культуры Владимир Мединский вынужден оправдываться и требовать объяснений от руководства вуза.

В реакции Министра культуры в данном случае заслуживает отдельного внимания его призыв к «театральным новаторам» «освежить свои понятия о нравственности». Старинная мудрость учит нас тому, что рыба гниет с головы. И уж если в ведомстве Мединского заговорили о нравственности, то и министру со товарищи тоже неплохо бы провести по этой части свой собственный аудит. И, знаете, есть с чего начать.

Подробнее...

02.01.2018. Новости Международного Центра Рерихов

Александр Стеценко: «В России можно отнять что угодно и у кого угодно» // Общая Газета

 

Власть придумывает законы, чтобы в зависимости от ситуации трактовать их в свою пользу. А когда не выходит по-хорошему приходят «люди в черном» и творят беспредел в «интересах государства». Захват общественного музея имени Николая Рериха тому яркий и очень печальный пример.

Александр Витальевич Стеценко
Александр Витальевич Стеценко

Многочисленные судебные тяжбы, взаимные обвинения сторон, словно сорвавшийся с цепи Минкульт, для которого Международный центр Рериха стал самой настоящей «красной тряпкой» – на протяжении всего времени своего существования общественный музей Рериха держал осаду, отбиваясь от чиновников и силовиков. И вот, наконец, оборона прорвана – в конце апреля «крепость» захватили. Значит ли это, что музею Рериха уготована печальная судьба, а наследию стоимостью в миллиард долларов суждено быть разворованным?

О том, как государство поступает с неугодными и слишком независимыми, мы сегодня говорим с вице-президентом Международного Центра Рерихов (МРЦ) Александром Стеценко.

— Александр Витальевич, давайте немножко с конца — расскажите о событиях той ночи, когда произошел захват музея.

— В ночь с 28 на 29 апреля этого года Государственный музей Востока при поддержке силовых структур проник на территорию усадьбы Лопухиных, где более 25 лет располагался Международный Центр Рерихов, изолировал охрану периметра усадьбы, и осуществил захват всех строений усадьбы, ее территории, всех музейных коллекций и другого имущества, принадлежащего МЦР, включая личные вещи сотрудников.

Поводом для вторжения якобы послужило то, что Арбитражный суд удовлетворил иск музея Востока о расторжении договоров безвозмездного пользования усадьбой и выселении МЦР из трех ее строений. Причем, на это время решение суда не вступило в законную силу, поскольку нами была подана и еще не рассмотрена судом апелляция. Исполнение суда наступило лишь спустя 4 месяца после захвата.

Что интересно, силовой захват осуществлялся неким ЧОПом без всяких опознавательных знаков, с которым не решилась вступать в конфликт даже вызванная нами вневедомственная охрана.

Для придания незаконному захвату некоего правового статуса 29 апреля в усадьбу Лопухиных прибыла группа ГСУ МВД по Москве, которая ведет следствие по принудительному банкротству Мастер банка, которая без всяких на то оснований передает все строения усадьбы и находящееся в нем имущество и наследие Рерихов, принадлежащее МЦР под ответственное хранение Государственному музею Востока (ГМВ) При этом в протоколах обысков не было указано ни имущество, ни культурные ценности, которые передавались. Что явно создает основания для хищения наследия.

Фактически в центре Москвы, рядом с Кремлем руководство Минкульта осуществило явный разбой в отношении общественного Музея МЦР, а следственные органы МВД обеспечили этому преступлению свое прикрытие.

Подробнее...

25.12.2017. Встреча, посвящённая 120 – летию со дня рождения А.Л. Чижевского.

Фото

9 декабря в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества отметили 120 – летие со дня рождения Александра Леонидовича Чижевского. О жизни, научной деятельности, многогранном творчестве А.Л. Чижевского рассказала в своём докладе Пащенко Любовь Михайловна.

Немногим ученым выпадает счастье совершить такое потрясающее и незаурядное научное деяние, которое повлияет на умы лучших представителей человечества, сделает их носителями принципиально новых идей.

Александр Леонидович Чижевский не просто сформулировал, но и во многом способствовал изменению мировоззрение человечества. Он гениально связал в единую систему процессы, происходящие на Земле и на Солнце. Земля стала динамичной частью непрерывно изменяющейся Вселенной, оказывающей несомненное влияние на особенности протекания земных трансформаций разного рода.

Его имя сегодня стоит в одном ряду с именами основоположников космического естествознания К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Издаются и разрабатываются его научные труды, развиваются и используются его идеи о солнечно-земных связях, воплощаются в жизнь изобретения, проводятся Чтения памяти А.Л.Чижевского. В калужском доме Чижевских открыт научно-мемориальный музей его имени.

Подробнее...

25.12.2017. Литературно- музыкальный вечер.

12 ноября, в Музее жизни и творчества семьи Рерихов был праздник поэзии и вокала. Его подарили слушателям кременчугская поэтесса Наталья Павловна Ревенко и наши друзья - Елена Николаевна Ивлева и Соболевская Нина Абрамовна. Они подготовили литературно-музыкальную программу для наших слушателей.

Фото
Фото

Н. П. Ревенко впервые в нашем музее представила своё поэтическое творчество. Она - участник многих литературных встреч, которые постоянно отражались в газетных публикациях. Мы также имели возможность слушать её выступление по местному телевидению. Наталья Павловна имеет несколько изданных поэтических сборников, ведёт общественную работу по эстетическому воспитанию среди детей в школах города. Все, кто знает эту удивительную женщину, характеризуют её как прекрасного человека с горячим сердцем, наполненным добром и любовью. На встрече прозвучали стихотворения различной тематики - добрые, светлые, очень искренние, в которых Наталия Павловна выразила своё любящее сердце к своему городу, людям, Родине, ко всему сущему.

Выступление Елены Николаевны Ивлевой, обладательницы необыкновенно красивого голоса, вместе с музыкальным сопровождением Соболевской Нины Абрамовны гармонично переплетались со стихотворениями Н.П. Ревенко. Елена Николаевна Ивлева – исполнительница классических, эстрадных и народных песен, солистка Кременчугского народного ансамбля «Славутич», лауреат всеукраинского конкурса вокалистов, обладательница первого места в Украине в фестивале «Играй гармонь» в номинации «Исполнительница украинских народных песен» и кроме всего - милая, очаровательная женщина.

Фото
Фото

Соболевская Нина Абрамовна – высокопрофессиональный музыкант, в исполнении которой мы слышали много ее сольных концертов, выступлений в составе фортепианного ансамбля, прекрасный аккомпанемент для вокальных выступлений, обладательница гран при, лауреат областных конкурсов концертмейстеров среди преподавателей музыкальных школ «Сердце отдаю детям», преподаватель с многолетним стажем по классу фортепиано Кременчугской детской музыкальной школы № 1 им. П.И Чайковского, композитор, активная творческая личность, отзывчивая, самоотверженная прекрасная женщина.

Прозвучали романсы: «Ночь светла», «Не уходи», «Березовый романс» и «Черемуха душистая» на музыку Н.А. Соболевской, «Я помню вальса звук прелестный».

Фото   Фото

15.11.2017. Новости Международного Центра Рерихов

Ева Меркачева. Кража на миллиард долларов: как разворовали наследство гениального художника Рериха // Московский Комсомолец

 

«Последняя война среди людей будет войной за истину» — эти слова великого русского художника, философа-мыслителя Николая Рериха оказались пророческими. Но мог ли он сам предположить, какая битва развернется за его наследие? Что ответил бы искатель Шамбалы, проповедник всеобщей любви и милосердия, если бы узнал о бесконечных судебных процессах, где фигурирует его имя?!

На днях Арбитражный суд Московского округа подтвердил законность выселения из усадьбы в центре Москвы Международного центра и общественного музея Н.Рериха. Дело не только в здании, а во всей коллекции Рерихов, которая оценивается в миллиард (!) долларов и которую общественный музей потерял. Деятели культуры и искусства тихо промолчали, потому что ситуация слишком скользкая, и не ровен час каждого, кто вступится, объявят врагом государства. Общественников, которые картины берегли и собирали, в последнее время кем только не называли — экстремистами, членами мафии, иностранными агентами. Часть картин арестовали с формулировкой «добыто преступным путем», привязав к делу Мастер-банка и его главе Борису Булочнику (тот в розыске).

Парадокс в том, что государство, «отжавшее» одну часть коллекции у общественников, позволило вторую разворовывать, раздаривать, безрассудно распродавать и чиновникам, и проходимцам, выдавшим себя за родственников Рериха.

Как картины оказались у Бориса Немцова? Как, числясь в розыске, они попали в руки к олигархам-нефтяникам? Почему среди украденных работ были... фальшивки? Какую рериховскую тайну скрывает сбежавший Булочник? Зачем коллекция понадобилась заместителю министра культуры Аристархову?

Вся история наследия Рерихов — в расследовании «МК».

Фото
Подробнее...