02.12.2011. Духовный континент художника-космиста М.К. Чюрлениса. Музыка и живопись Новой вечной Красоты

Литературно-музыкальная программа «Духовный континент художника-космиста М.К. Чюрлениса. Музыка и живопись Новой вечной Красоты» прошла 26 ноября 2011 года в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества. Ее основой послужила статья Л.В. Шапошниковой «На берегах иных миров» из книги «Земное творчество космической эволюции человечества». В подготовке и проведении участвовали сотрудники Кременчугского Рериховского общества: Герасименко Л.Н., Герасименко В.И, Митюкова Е.В., Зиновьева В.В.

Вступлением к вечеру прозвучали слайд-композиция картин М.К. Чюрлениса и посвященное ему стихотворение Э. Межелайтиса.

… И мы наполняемся
музыкой этой большою —
этой гармонией
творчества и труда,
того, что он услышал
чуткой душою
и записал, даруя нам
навсегда.

pic1
Удивительная музыка, картины, поэтические строки пригласили слушателей в волшебный мир, зачарованный, духовный континент М.К. Чюрлениса, находящийся за пределами времени и пространства.. Людмила Васильевна, побывав в Каунасской галерее М.К. Чюрлениса, назвала свое восприятие его творчеством – таинственным процессом, «которое выплескивалось за пределы моего сознания, но в тоже время и подчинялось ему», - пишет она. «От этого неведомого ранее ощущения становилось легко, и казалось, какая-то моя часть, стремясь оторваться от земли, устремлялась туда, где за исчезающей твердью плотной материи парили картины-миры, созданные то ли человеком, то ли волшебником».

Далее перед посетителями раскрывается панорама жизненного пути Чюрлениса, человека-творца: художника, музыканта, поэта, философа, который нес в себе целую эпоху мировой культуры. М.К. Чюрленис был первым в начале ХХ века, кто показал путь иной, неземной, Новой Красоты. На его полотнах звучала Красота, невидимая земным глазом, предоставленная для обозрения гениальным художником и тонким музыкантом.

Родившись в семье деревенского органиста, М.К. Чюрленис с детства полюбил музыку. Прекрасный слух, неординарные музыкальные способности дали ему возможность получить образование в Музыкальном институте Варшавы, а затем в Лейпцигской консерватории Германии.

У Чюрлениса просыпается тяга к рисованию. Он глубоко чувствует гармонию и красоту природы, ищет пути передачи этой объемной, богатой Красоты, которая разорвала бы цепи трехмерного мира. Эту Красоту, без которой он не мыслил ни своей музыки, ни своего художества, надо было проявить и придать ей форму. Чюрленис посещает художественную студию, затем в 1904 году поступает в Школу изящных искусств.

В нем жил синтез искусства и мысли, в гармоническом единстве соединяются живопись и музыка, музыка и поэзия: он пишет картины-фуги, картины-прелюды, живописные сонаты и симфонии, музыкальные симфонические поэмы.

 

Присутствующие знакомятся с мудрыми притчами из Альбома М.К. Чюрлениса, которые, как пишет Л.В. Шапошникова, «выливались из таинственных глубин его сущности». Затем на экране телевизора появляется слайд-композиция его прекрасных картин под симфоническое произведение Чюрлениса «Аллегро».


 

В 1909 году Чюрленис женится на Софье Кимантайте – своей музе-вдохновительнице, которую искренне любил. Он пишет своей жене:

… Любовь — это качели из радуги, подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска всех солнц и всех звезд.
Любовь — это крепкие белые крылья…

Петербургский этап жизни, который они прожили первое время вместе, был самым творческим. Его знакомство с выдающимися русскими художниками – Добужинским, Бенуа, Рерихом, Лансером, Сомовым облегчило его нелегкое существование в Петербурге.

. Николай Константинович Рерих, одним из первых высоко оценивший Чюрлениса, много лет спустя, писал о нем в своей статье: « Трудна была земная стезя Чурлениса. Он принес новое, одухотворенное, истинное творчество… Было в нем поистине природно вдохновенное. Сразу Чурленис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый».

«Чюрленис был новый, принесший в мир Новую красоту, звучавшую на его полотнах. Придя к живописи уже зрелым человеком, он совершил в ней революцию, которая не сразу была понята и осознана его современниками и до сих пор до конца не осмыслена потомками тех современников. Он изменил в человеческом сознании соотношение миров и снял с иного, тонкого мира пелену, мешающую видеть его реальность. И в этом заключалась удивительная магия чюрлёнисовских картин, их необычная притягательность», - писала Л.В. Шапошникова.

«Умение заглянуть в бесконечность пространства и вглубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким», - писал о нем А.Бенуа.

«Он интуитивно предвидел приход новой космической эры. Он понял, что изменится взгляд человека на его собственную планету и на чужие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса». (Э.Межелайтис)

Прослушали притчу Чюрлениса «Скамейка вестников», которой он символизирует непрерывность космической эволюции человечества. «Скамейка» никогда не пустует, так как сидящие на ней сменяют друг друга, устремляясь в неведомые дали, помогая человечеству избавиться от незнания и невежества. По этому непростому пути, в трудностях и поиске иного, более тонкого, более красивого мира, дающему человеку силу, прошел и Чюрленис.

pic2

Созданные Чюрленисом картины представляют собой единое законченное и гармоничное полотно. Он пытался осмыслить закономерности, которые управляют Космосом, микрокосмом и макрокосмом, стремился ощутить ту главную силу, которая господствует в Мироздании.

Под музыку Чюрлениса продолжается рассказ о его картинах, появляющихся на экране телевизора: триптих «Rex», картина «Окно»; циклы «Сотворение мира», «Искры», «Зима»; диптих «Соната звезд»; картины «Ангелы.Рай», «Ангел.Прелюд», «Жертва».

«В своих картинах художник написал метаисторический процесс, его прошлое и его будущее, его связь с высшей космической материей. Чюрленис проявил в этом процессе его основу – новое космическое сознание и новую систему познания». ( Л.В. Шапошникова статья «На берегах иных миров»).


Герасименко Л.Н.
Митюкова Е.В.
Зиновьева В.В.