01.12.2011. Встреча, посвященная Шестым Всеукраинским Педагогическим Чтениям по Гуманной Педагогике.

19 ноября 2011 года в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества представителям культурной общественности города: врачам, педагогам, родительской общественности была донесена информация участниками Шестых Всеукраинских Педагогических Чтений по Гуманной Педагогике культурологом Герасименко В.И. и заместителем руководителя Кременчугской лаборатории Гуманной Педагогики, председателем Кременчугского Рериховского общества Герасименко Л.Н. о Чтениях, прошедших 12-13 ноября в г. Киеве в Национальном педагогическом университете им. М.П. Драгоманова.

Организаторами Педагогических Чтений стали: Главное управления образования и науки Киевской городской государственной организации, Национальный педагогический университет им. М.П.Драгоманова, Хмельницкий национальный университет, Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация гуманной педагогики, Подольское молодёжное культурное объединение «В будущее через культуру».


Ш.А. Амонашвили.

Тема Чтений «Учитель, вдохнови меня на творчество» была предложена научным руководителем Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, президентом Международного Центра Гуманной Педагогики, академиком Российской академии образования, иностранным членом Национальной Академии Педагогических наук Украины, доктором психологических наук, профессором Ш.А. Амонашвили.

«Господи! Коль вдохновение на светлое творчество есть путь для восхождения, и для спасения, Вдохнови меня, учителя, на мое учительское творчество и я вдохновлю своих учеников на творение светлого и прекрасного», звучит в эпиграфе книги Ш.А. Амонашвили «Учитель, вдохнови меня на творчество!». Этот главный принцип – аксиому работы Шалвы Александровича подчеркнул в своем обращении к участникам Чтений С.Л. Крук – вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, директор центра инновационной педагогики и психологии, к.п.н., доцент Хмельницкого национального университета, Рыцарь гуманной педагогики. Высший Мир – источник вдохновения, поддерживающий нас в сложных ситуациях, дающий возможность реализовываться и выполнять педагогическую миссию.


Впервые Ш.А. Амонашвили не присутствовал на Чтениях (по уважительной причине), но с помощью видеосвязи участники Чтений прослушали обращение Шалвы Александровича.

Ш.А. Амонашвили подчеркнул, что данные Чтения особенно важны тем, что в этом году был принят Манифест Гуманной Педагогики, документ, выражающий основные принципы гуманной педагогики, который поможет правильно понять каждому педагогу свою учительскую миссию. В Манифесте обращается внимание на Детей Света, которых еще называют Звездными Детьми, имеющих другое, более высокое предназначение, чем было у любого другого поколения. Первая волна Нового поколения уже идет. Утверждается, что почти все дети являются представителями этой волны. Очень важно, чтобы на их пути появился необходимый учитель, который поможет им не потерять свой путь и то предназначение, ради которого они родились.

Манифест призывает учителя обратить внимание на 3 качества:
1. Утвердить в сознании понятие Духовного Гуманизма, что должно стать его естественным состоянием.
2. На стремление к самосовершенствованию, без чего невозможно первое качество.
3. Посмотреть иначе на детей и убедиться, что они - носители Светлого Будущего.

Учителя гуманной педагогики прошли многолетний путь Чтений, которые устремляли их к развитию героизма, сердца, полету мысли, в результате, каждый вобрал алмаз знаний. Затем своим творчеством учителя гуманной педагогики шлифовали грани своего алмаза, превратив его в бриллиант. Теперь задача - научиться вдохновению. Вдохновение – могущественная сила, в нем черпаем энергию, оно преображает сознание ученика, учителя, школ, города и т.д. Вдохновение – творческие ступени нашего роста. Вдохновленный учитель- преобразователь образования.

«Учитель, вдохнови меня на творчество!» Испокон веков ученики ждали, чтобы учитель не влиял на них криком, принуждением и насилием, а вдохновлял их. И тогда ученик сам поможет ученику в воспитании. Шалва Александрович подчеркнул, что речь идет о внутренней вдохновленности: вдохновении на дружбу великодушие, на расширение сознания, на поиск смысла жизни, своего предназначения, на любовь на творение добра, красоту жизни, ответственности за мысли и слова, чуткость, отзывчивость, которые формируют личность, служащую Благу и обществу. К этому призывает Гуманная Педагогика: зажечь пламя самовоспитания и самосовершенствования. В этом наш творческий поиск. В заключение Шалва Александрович предложил при встрече задавать друг другу не традиционный вопрос о здоровье, а спрашивать о вдохновении.

Затем слушателям встречи были предоставлены на видео приветствия и доклады, выступивших на пленарном заседании Чтений:

Черноземовой Е.Н. – вице-президента Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр Гуманной Педагогики», вице-президента Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной Педагогики», доктора филологических наук, профессора, Рыцаря гуманной педагогики. Она остановилась на понятии истинного творчества в искусстве, основанном на Красоте и Любви к творимому. Учитель должен уметь духовно направить и вдохновить детей, чтобы они в своем творчестве подходили не от техники, а от своего внутреннего знания, которым наделены.

Дети часто выражают себя в творчестве гораздо глубже, чем может предположить взрослый. Сейчас растут удивительные дети. Некоторые из них хотят преобразовывать жизнь, вдохновляя своими светлыми мыслями и взрослых. Учителю очень важно соответствовать потребностям таких детей. Миссия учителя очень ответственна.

Шишовой М.И. – вице-президента Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», вице-президента Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», директора ГОУ СОШ №200, лауреата премии мэрии Москвы, к.п.н., Рыцаря гуманной педагогики. В своем выступлении она подчеркнула, что вдохновение не приходит само, его надо искать. Человек находит то, что ищет. Она поделилась мыслями по гуманной педагогике со своей записной книжки. Это были сокровенные мысли-секреты о том, что надо открывать гуманную педагогику внутри себя, так как вовне открыть ее невозможно – и тогда она наполнит учителя Светом; что гуманная педагогика живет в сердце учителя; что она есть пространство, где и один в поле воин.


Лебеденко А.А. – кандидата педагогических наук, кандидата философских наук, заместителя руководителя Объединённого Научного Центра проблем космического мышления МЦР, советника РАЕН, члена правления ВАГП, Рыцаря гуманной педагогики, который передал приветствие от Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха – президента МЦР А.В. Постникова и генерального директора Музея Л.В.Шапошниковой. Он так же, как и Ш.А. Амонашвили, говорил о вдохновении, что без понимания Высшего Мира, наше творчество не может быть реализовано. Творчество рождается в невидимости: во внутреннем мире каждого человека. Очень много потребуется работы и поиска в нас самих, в этой невидимости, прежде, чем мы увидим в себе Свет. И только тогда, опираясь на свои искры Света, мы сможем зажечь их в детях, хотя в некоторых из них эти искры и даже потоки Света уже существуют.

Бак В.Ф. – вице-президента ВАГП, отличника образования Украины, преподавателя биологии, учителя-методиста, Рыцаря гуманной педагогики, которая представила презентацию «Манифеста Гуманной Педагогики», принятого 17 июля 2011г. в Бушети (Грузия) последователями гуманной педагогики, созданного по инициативе Ш.А. Амонашвили. Идеи Манифеста служат духовно-нравственному становлению подрастающего поколения в атмосфере гуманного и личностного подхода к Ребенку. В нем, прежде всего, дается глубокий анализ сложившейся ситуации в образовательном пространстве. Ситуация кризисная, которую можно решить только внутренними приемами. Особо подчеркивается в Манифесте, что проблемы, прежде всего, надо решать во внутреннем мире человека. Надо победить себя. Нам только кажется, что препятствия непреодолимы. Наши возможности могущественны, они заключены в нашей воспитательной системе, в мудрости, терпении, любви, которыми мы наполняем наше отношение к Ребенку. Другого выхода нет. Если мы это поймем, то наше воспитание станет защитным, если будем жить вместе с Ребенком в Свете и делами Света. Воспитание станет победным, если будет направлено на раскрытие духовности в Ребенке. Каждый достигнет возвышения над собой, если будет: верить в безграничность каждого Ребенка, верить в свою Искру Божью, верить в преобразующую силу гуманной педагогики.


Гуманная педагогика допускает: реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога; реальность бессмертия человеческого духа, его устремленность к вечному совершенствованию; понимание, что земная жизнь есть отрезок пути духовного совершенствования.

Если это принимается, тогда вытекают три постулата веры в Ребенка: он есть явление духа, носитель своего предназначения, обладатель величайшей энергии духа.

Манифест раскрывает основные понятия Духовности и Гуманизма. Если они принимаются, тогда меняется весь педагогический процесс, так как гуманная педагогика начинается с внутреннего мира педагога.

Манифест утверждает, что между авторитарной и гуманной педагогикой нет золотой середины. Авторитарная педагогика в своем общении – монологична. Гуманная педагогика – диалогична. Авторитарная педагогика добро поощряет, зло наказывает. Гуманная педагогика исходит из духовной общности, из того, что благородство воспитывается благородством, духовность духовностью, добро добром.

Авторитарная педагогика приспосабливает Ребенка к жизни. Гуманная педагогика воспитывает самой жизнью.

В авторитарной педагогике учитель с предметом идет к Ребенку. Гуманный учитель с Ребенком идет к предмету.

Гуманная педагогика впитала все лучшее из классического педагогического наследия и несет дальше факелы гуманизма в образовании.

Манифест утверждает, что в мир пришли новые дети, которые обладают массой лучших качеств: светлым творчеством, способностью понимать взрослых, любить, открываться перед ними и делать их лучше. Но такие дети беззащитны перед авторитаризмом, они ломаются в условиях жесткой авторитарной системы. Для этих детей нужна гуманная педагогика.

Будет ли образовательный мир гуманным зависит от каждого из нас. Для этого учителю необходимо, прежде всего, обратить внимание на свою духовность. Духовная пустота никогда не питала любви. Необходимо быть благородным и великодушным, отвечать за свои мысли. Необходимо знать, что есть закон любви и духовной общности, направлять себя на самосовершенствование. Манифест очень нужен образовательному миру, но он нужен только через гуманного учителя, потому что в нем так не хватает светлого сердца и разума.



Герасименко Л.Н.