06.10.2011. Стать более совершенным. О семинаре Рингу Тулку Ринпоче «Тренировка ума»

ringu tulku

С Рингу Тулку Ринпоче сотрудники Кременчугского Рериховского общества заочно познакомились 10 лет тому назад на страницах книг Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера» в разделе «Помни Рингу!». Запомнился образ молодого преподавателя тибетского языка Правительственного колледжа Гангтока. Это произошло потому, что то, к чему мы все стремились и продолжаем устремляться, то, что является предметом наших обсуждений на занятиях «Группы по изучению Живой Этики и совершенствованию качеств характера», так естественно проявлялось в жизни этого удивительно утонченного молодого человека, как охарактеризовала его Людмила Васильевна в книге.. «Даже в самых критических ситуациях Рингу был неизменно спокоен и доброжелателен, никогда не повышал голоса и не раздражался. В обращении с любым человеком, кем бы тот не являлся,… был… мягок и внимателен. Он никогда не осуждал, не делал замечаний, а поступал… это были какие-то мудрые и тонкие поступки. В них всегда заключался какой-то скрытый, …педагогический смысл».


Рингу Тулку, как позже узнала Л.В. Шапошникова, был настоятелем тибетского монастыря Рингу. Он был одаренным ученым и, кроме того, являлся тулку. Тулку – высокая индивидуальность, которая на пути к совершенству достигает уровня, позволяющего сознательно выбирать новое тело при следующем воплощении. Вместе с Людмилой Васильевной в качестве ее спутника он прошел по Сиккиму маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов.

Л.В. Шапошникова пишет, что маршрут был нелегким, на пути от монастыря к монастырю приходилось преодолевать многокилометровые переходы, крутизну гор, не позволявшую даже присесть. А ведь Людмила Васильевна писала о ранении Рингу Тулку Ринпоче в ногу в возрасте семи лет, когда тибетцы, гонимые китайскими войсками, покидали родину. Однако Рингу не ссылался на усталость и не привлекал внимания к своим трудностям. Л.В. Шапошникова отмечала, что «он чувствовал чужую усталость острее, нежели собственную».

Мы неизмеримо благодарны Людмиле Васильевне за «Помни Рингу!». Эти слова стали для нас символом напоминания об основах совершенствования на земном пути, идя по которому мы должны учиться единству высокой дисциплины мышления и поведения, когда внутреннее и внешнее, как отметила Людмила Васильевна, не должны противоречить друг другу, а должны проявляться естественно и гармонично. В мае 2011 года на афише сайта Международного Центра-Музея им. Н.К.Рериха вдруг читаем сообщение о семинаре Рингу Тулку. Сразу даже не поверили. Внимательно вглядываемся в фотографию, сравниваем с фотографией в книге Людмилы Васильевны, ищем знакомые черты… глаза! Это – он! Позже, из МИА-Центра приходит подтверждение тому, что уже в сердце знаем.

Первый день семинара «Тренировка ума». Первая встреча с Рингу Тулку Ринпоче. Собираются слушатели: много молодёжи, улыбки, открытые лица. Зал полон, мест свободных нет.

«… Мы понимаем, что все хотят счастья, что все хотят быть свободными от страданий. Все заняты попытками обеспечить собственное счастье. Но тогда почему в мире столько страданий, если столько усилий?» - задает вопрос Рингу Тулку и раскрывает перед нами ложные и истинные причины счастья: «Счастье, на самом деле, проистекает из верного восприятия окружающего и себя».

Семинар Рингу об истинной природе ума, об истории возникновения учения Лоджонг ( по-тибетски ло – это «ум», а джонг – «тренировка»), о сути этого учения. Рингу предлагает глубокое внутреннее воспитание, которое полностью изменит наш стандартный образ мышления; предлагает сделать наше мышление позитивным с помощью развития мудрости и сострадания. Прежде всего, говорит Рингу, необходимо взрастить в себе сострадание. Это чувство возникает из сердечного и неэгоистичного отношения. Стремление сделать что-то во Благо других – сущность сострадания.

Практика Лоджонг помогает установить контроль над умом, с которым мы, в основном, не можем справиться. Мы хотим быть добрыми, а тенденции иные – и все потому, что ум не в нашей власти. Рингу утверждает, что сознание наделяет нас исключительными возможностями. Мы осознаем собственные мысли. Можем их исследовать. Мы наделены свободной волей и способны самостоятельно принимать решения. Значит возможно усмирить ум, сделать его податливым и пластичным. Медитация – очень глубокое сосредоточенное размышление – средство, чтобы сделать ум податливым. Указания и советы по медитации просты и незамысловаты. Лоджонг – это практика на каждый день. Для нее не нужно обладать особыми способностями. Мудрость, которую содержат наставления Лоджонг, можно найти не только в буддизме. Их можно прочитать в книге Рингу Тулку «Тренировка ума» (М., 2011).

Практика Лоджонг, как утверждает Рингу Тулку, полезна всем и помогает во всех жизненных ситуациях, устраняя негативные эмоции. Знаем, что проблемы, которые вовне, надо разрешать внутри, вырабатывая особое, другое отношение к ним. Но даже если они присутствуют, не надо попадать в их власть, следуя привычным шаблонам в мышлении и терять контроль над собой.

У всех методов медитаций-размышлений одна цель: удержать нас в настоящем моменте и познакомить с умом. «Цель медитации – ясность. Мы не пытаемся остановить мысли – мы хотим ослабить свою одержимость ими». «Наше обыденное сознание, подобно неспокойной и мутной воде, в которой растворена грязь заблуждений и ограниченность ума. Вода нашего ума очистится только в том случае, если мы какое-то время будем пребывать в покое. Во время медитации взвесь оседает, и мысли становятся не столь беспорядочными. Ум не останавливается, но замедляется и начинает приближаться к своему естественному состоянию».

Буддийская медитация состоит из двух стадий: из непосредственной практики медитации и следующего за ней периода, когда мы применяем в повседневной жизни полученный в ходе медитации опыт. Практика Лоджонг не ограничивается медитацией – анализ ее положений помогает создать и поддерживать позитивный и оптимистический настрой ума в повседневной жизни, учит желать то, чего мы боимся и не хотим. Даже в самой плачевной ситуации можно найти источник для оптимизма и радости. Мудро, глубоко и просто учил Рингу Тулку Ринпоче на семинаре «Тренировка ума», приводя многие примеры из жизни. Одна из таких историй:

« Мы способны привыкнуть ко всему. Главное не концентрироваться на источнике раздражения и не увеличивать свое отвращение борьбой с ним. От этого ситуация станет еще более невыносимой. Однажды я выбился из графика своего путешествия по Индии и был вынужден спать на полу железнодорожного вокзала в Калькутте. Всю ночь по вокзалу ходили люди – сотни людей, и я ничего не мог с этим поделать. Я не могу устранить шум и грязь и поэтому просто смирился с ситуацией, зная, что скоро она изменится. Хотя через меня постоянно кто-то перешагивал, мне удалось немного поспать. Великий буддийский мастер Шантидэва, живший в VIII веке, дал нам очень хороший совет: «Если вы можете изменить ситуацию, огорчаться нет нужды. Если же вы не в силах что-либо изменить, то тогда - какой смысл расстраиваться».

 

Кременчугское Рериховское общество.
Герасименко Л.Н., Митюкова Е.В.