22.08.2011. Выставка картин «Н.К. Рерих и Монголия»

«Такие крупные мировые личности, как Рерих, идя по пути Бодхисатв высших ступеней в настоящий век и время эгоизма являются безусловно светилами века, добрые дела которых должны приносить неиссякаемые плоды в тех странах, где пребывают эти лица. Поэтому наша страна считает за великую честь и радость пребывание Николая Константиновича в нашей стране».

Ц.Ж.Жамцарано
секретарь Ученого комитета
Монгольской народной республики
3 декабря 1927 г.






exhibition2

Выставка картин «Н.К. Рерих и Монголия» является совместным проектом Международной Ассоциации монголоведения, Музея изобразительных искусств имени Г.Занабазара, Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (Россия, Москва) и приурочена к 100 - летию Национально-освободительной революции Монголии, X Международному конгрессу монголоведов, 85-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха в Монголии.

Выставочный проект проходит под патронатом президента Монголии господина Ц.Элбэгдоржа и министра образования , культуры и науки Республики Монголии Ё.Отгонбаяра. Уже многие годы творческое наследие семьи Рерихов служит духовным мостом, связывающим культуры русского и монгольского народов. Оно глубоко дорого не только российской, но и монгольской культурной общественности. Выставка была включена в программу юбилейного международного конгресса монголоведов и это глубоко символично, так как у истоков организации первого конгресса монголоведов стоял старший сын художника, выдающийся монголовед, тибетолог и санскритолог Ю.Н.Рерих, посетивший Монголию в 1926-1927, 1958 и 1959 годах.

exhibition posol
exhibition1
ministr Mongolii
exhibition2
openr1
openr2
openr3
openr4

Торжественное открытие выставки состоялось 9 августа, в день открытия Международного конгресса монголоведов. С приветственным словом к собравшимся обратились генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения академик Шагдарын Бира, министр образования, культуры и науки Монголии Ёндонгийн Отгонбаяр, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Монголии Виктор Васильевич Самойленко, заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Виктор Васильевич Фролов. Все выступающие отметили выдающийся вклад Н.К.Рериха в сокровищницу мировой культуры, глубокий научный интерес художника к монгольской культуре и истории. После своего выступления В.В.Фролов вручил высоким гостям выставки издания Международного Центра Рерихов. В библиотеку Музея изобразительных искусств Виктор Васильевич передал двухтомный каталог живописи Рерихов из фондов МЦР. В честь открытия монгольские артисты исполнили несколько музыкальных номеров.

Выставочный зал музея с трудом вместил всех приглашенных гостей. Более трехсот ученых-монголоведов из Монголии, России, Китая, Индии, США, Казахстана, Кыргызстана, Южной Кореи, Англии, Германии, Франции, Японии, Чехии, Польши и других стран с большим интересом ознакомились с художественными произведениями Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Специально к открытию выставки Национальный музей изобразительных искусств им. Г.Занабазара совместно с Международной ассоциацией монголоведения подготовили каталог выставки «Н.К.Рерих и Монголия» на русском и монгольском языках.

Всего было представлено 59 картин Н.К.Рериха, созданных с 1925 по 1947 гг., а также портрет художника работы С.Н.Рериха 1930-х гг. 58 картин Н.К.Рериха привезли из Москвы представители Международного Центра Рерихов. Знаковым экспонатом выставки стала картина Н.К.Рериха «Красный Всадник» из фондов Музея изобразительных искусств имени Г.Занабазара. В состав выставки вошли также книги, фотографии, раскрывающие вклад всех членов семьи Рерихов в мировую культуру. В зале находится еще один интересный экспонат — «Колесница Майтрейи», принадлежащая также монгольскому Музею изобразительных искусств. Её венчает бронзовая позолоченная скульптура Будды Грядущего Майтрейи, по-монгольски — Майдари. Колесница была уничтожена в 1937 г. во время религиозных гонений и вновь воссоздана из небытия в 2000-е гг. Выставочная экспозиция размещена в большом зале первого этажа Национального музея изобразительных искусств имени Г.Занабазара.

 

musik

Опираясь в своем творчестве на глубокое знание истории и культуры Монголии, Николай Константинович Рерих создал большую серию художественных произведений, отображающих исторические памятники Монголии, ее природу и героическое прошлое. Среди них особое место занимают картины, посвященные выдающемуся вождю и объединителю монгольского народа Чингиз-хану, а также полотно «Великий Всадник (Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы) переданное художником в дар монгольскому народу. Передавая картину в дар председателю правительства Монголии Церендоржу, Н.К.Рерих писал: «Монгольский народ строит свое светлое будущее под знаменем нового века. Великий Всадник освобождения несется над просторами Монголии... И Великий хуралдан в деятельном совещании слагает решения новой народной жизни. И громко звучит зов красного прекрасного Владычного Всадника. Во время расцвета Азии считалось лучшим подарком произведение искусства или книга. Пришли опять лучшие времена Азии...». Чингиз-хану посвящена картина «Сокровище», написанная художником в 1931 г. Из картин, представленных на выставке, четыре полотна были созданы Мастером на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928 гг.): «Великий Всадник» (1927), «Ступа у подножия горы» (1925), «Дзонг вечером» (1928), «Цайдам» (1928).

 

musik

Вместе с Н.К.Рерихом в Монголии работали его супруга Елена Ивановна Рерих, выдающийся философ XX века и старший сын Юрий Николаевич Рерих – талантливый ученый-востоковед. В Урге Е.И.Рерих издала книги «Община» и «Основы буддизма», а Ю.Н.Рерих занимался лингвистическими и историческими исследованиями Монголии. На многие месяцы штаб-квартирой экспедиции в Урге стал небольшой четырехкомнатный дом с двумя просторными дворами и конюшнями. Здесь участники экспедиции занимались научной, литературной и художественной деятельностью, встречались с видными деятелями монгольской культурной общественности, учеными и политиками. Особые теплые отношения связывали Н.К.Рериха с секретарем Ученого комитета Монгольской народной республики, выдающимся ученым и общественным деятелем Ц.Ж.Жамцарано.

Представленная на выставке картина «Каменная баба. Монголия» (1935–1936) была создана Н.К.Рерихом во время или сразу после окончания Маньчжурской экспедиции во Внутреннюю Монголию (1934–1935).

Внутренней Монголии посвящена и картина «Тимур Хада», запечатлевшая панораму гор возле лагеря Маньчжурской экспедиции, который располагался у скалы Тимур Хада во Внутренней Монголии. В ряде работ 1930–1940-х гг., экспонирующихся на выставке, художник запечатлел яркие и красочные пейзажи монгольской природы. Закаты и рассветы в пустыне Гоби, мерцание опасных солончаков Цайдама, бесконечную игру облаков над бескрайними просторами Монголии.

На выставке также представлены картины из серии «Гималаи» (1935–1947гг.), отражающей маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, а также полотно «Тайные знаки» (1921). Тема тайных знаков является символом поиска человека, ставшего на путь духовного самосовершенствования.

 

Bira kolesnitsa Maytreyi open 2

 

О программе пребывания делегации МЦР в Монголии

 

8 августа 2011 г. в Посольстве РФ в Монголии заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Виктор Васильевич Фролов встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Монголии Виктором Васильевичем Самойленко. В.В.Фролов поблагодарил посла за оказанное Центру внимание, пригласил его принять участие в открытии выставки Н.К.Рериха и вручил в подарок книгу о Юлии Михайловиче Воронцове «От Молотова до Лаврова», изданную в МЦР.

 

priem
priem 1

Вечером этого же дня, после открытия выставки картин Н.К.Рериха, в загородной резиденции состоялся торжественный прием, устроенный участникам конгресса Президентом Монголии Ц.Элбэгдоржем. Во время приема господин Ц.Элбэгдорж принял заместителя генерального директора музея имени Н.К.Рериха В.В.Фролова. Виктор Васильевич поздравил господина президента с юбилеем национальной независимости Монголии, пожелал процветания монгольскому народу, а также поблагодарил Ц.Элбэгдоржа за его внимание к наследию Н.К.Рериха и поддержку в организации юбилейной выставки картин Н.К.Рериха в Монголии. В.В.Фролов подарил господину президенту издания МЦР; труды Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись», «Буддизм и культурное единство Азии», издания о Пакте Рериха, а также книгу Л.В.Шапошниковой «Меч мужества», посвященную Центрально-Азиатской экспедиции. Со своей стороны Ц.Элбэгдорж выразил благодарность Международному Центру Рерихов за предоставленную монгольским зрителям возможность ознакомиться с подлинным наследием великого художника и пожелал Центру дальнейших успехов в культурно-просветительской деятельности.

Znamya Mira
mandjuhit

10 августа делегация МЦР в сопровождении директора Музея изобразительных искусств имени Г.Занабазара г-жи Уртнасан Сарантуяа посетила Манжушри Хит, священное место монголов, расположенное у подножия заповедной горы Богда-Ула. Некогда большой монастырь был разрушен, как и многие религиозные святыни в 1930-х гг., а его настоятель известный своей ученостью, расстрелян. Рерихи посетили Манжушри Хит во время пребывания в Урге. Об этом свидетельствует картина «Манжушри Хит», написанная художником в 1927 г. Сейчас на месте монастырских построек одиноко возвышается небольшое двухэтажное здание, используемое под музей. После осмотра музея и руин некогда величественного монастыря сотрудники МЦР А.П.Устименко и Д.Ю.Ревякин подняли Знамя Мира на вершину Богдо-Улы.

11 августа В.В.Фролов выступил на конгрессе монголоведов с докладом «Новое космическое мышление и формирование системы международных отношений нового типа». Доклад вызвал интерес у присутствующих российских и зарубежных ученых. В этот же день делегация МЦР была приглашена в Российский Центр науки и культуры при посольстве РФ в Монголии.

12 августа делегация МЦР по приглашению академика Ш.Бира посетила Дом-музей имени Н.К.Рериха в Улан-Баторе. Ш.Бира рассказал об истории спасения этого деревянного дома с уникальной историей, где в 1926 г. останавливались участники Центрально-Азиатской экспедиции. В 2008 г. при поддержке монгольского правительства и культурной общественности в Улан-Баторе, в доме, где останавливался Н.К.Рерих, был торжественно открыт Дом-музей имени Н.К.Рериха, который возглавил ученик Ю.Н.Рериха, академик Ш.Бира.

 

Bira Roerichs building interier building

 

Юбилейная выставка картин Н.К.Рериха в Монголии открывает широкие перспективы сотрудничества между МЦР и монгольскими культурными организациями: Национальным музеем изобразительных искусств им. Г.Занабазара, Домом-музеем Н.К.Рериха, Монгольским рериховским обществом. Открывшаяся выставка является событием международного масштаба и имеет большое значение для укрепления дружественных связей между народами России и Монголии. Она свидетельствует о возрастающем мировом интересе к творческому наследию семьи Рерихов. Работа выставки продлится до 15 сентября 2011 г.

 

Информация подготовлена по материалам: Международного Центра Рерихов Центр-Музей имени Н.К.Рериха