20.04.2021. Выставка «Неземные миры земных художников»

Фото

В Читальном зале Кременчугской городской библиотеки открылась выставка репродукций картин «Неземные миры земных художников» из фондов Музея жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества. 12 апреля в день космонавтики, в день Международного дня полёта человека в космос руководитель общества Герасименко Л.Н. провела презентацию выставки.

20 век характерен значительным развитием науки и научно-технического прогресса. В это же время мыслители интуитивно прозревали энергетические изменения, которые несли в себе эволюцию Космоса и человека, они , по выражению философа Бердяева, переходили в «иное идейное измерение». Научный взрыв 20-го столетия содействовал этому процессу.

Учёные в научных экспериментах начинали замечать, что материя ведёт себя непредвиденно: неделимое становилось делимым, в невидимых просторах проявлялась активная энергетическая деятельность, на чистые эксперименты в атомной физике стала влиять тонкая энергетика самого учёного.

Тогда некоторые учёные обратились к забытым мыслям древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты, Космоса, о единстве макро и микрокосмоса. Эти мысли находили подтверждение в научных экспериментах. Особенно много для этого дала философия Востока. Новое космическое мироощущение вводило науку в категорию духа и приближало учёных к изучению иных состояний материи.

Фото

Складывалось новое космическое мышление. Учение Вернадского о ноосфере, которое он изложил в работе «Научная мысль как планетное явление», является одной из научных работ космического мышления и космического мировоззрения.

Но несмотря на огромные достижения научно-технического прогресса в области Космоса, до сих пор не исследована его духовная составляющая, которую можно ощутить сердцем и роль художника в том, чтобы почувствовать её через своё творческое восприятие. Художники-космисты на своих полотнах через зримые образы передают то, что до самого недавнего времени было принято называть нематериальным.

Живая Этика – философия космической реальности, объясняет нам, что помимо плотного мира существуют два других – Тонкий и Огненный, – и духовные проявления относятся к этим, более высоким формам бытия. Именно Тонкий мир и отражают в своем творчестве художники-космисты. Они воплощают в своих картинах Новую Красоту и новую энергетику, благодаря которой мы вступаем в энергообмен со всем, что видим и к чему прикасаемся.

Чюрлёнис Микалоюс Константинас

На выставке представлены репродукции картин художников-космистов.
Чюрлёнис Микалоюс Константинас - художник, музыкант, поэт, философ. Родился в Литве в 1875 году. Он был первым, кто в начале 20-го столетия показал миру путь новой Красоты, той Красоты, которая является таинственным дуновением Инобытия, из которого проливается духовный Свет в нашу плотную материю. Он прошёл «святой тропой» через тяжёлый поиск, который вывел его на космические просторы иных миров, где человек-творец открывает путь к сотрудничеству с Высшим.

На выставке представлены репродукции картин: «Два эскиза к витражу», здесь звучит мысль, что Творец заложил в человеке искру творчества, энергетика которой жила в Нём; «Соната пирамид», где просматривается иная утончённая Красота, напоминающая чем-то земную; «Сотворение Мира» не библейное, а фантастическое; «Соната Звёзд. Аллегро», в которой звучит мелодия иных Миров в композиции, ритме, названии.

Виктор Тихонович Черноволенко

Художник-космист Виктор Тихонович Черноволенко. В 1927 году он присоединился к содружеству художников-космистов «Амаравелла». Художники этой группы на своих полотнах, необычайно смелых по мысли, воплощали те идеи, о которых писали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Мощное влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами и знакомство с учением Живой Этики.

В советское время часть художников этой группы была репрессирована, однако никто из них не изменил своих убеждений. Остальные были вынуждены уйти в подполье. Космическое искусство на десятилетия оказалось под запретом. Виктор Тихонович остался в живых, но смог выставляться только в 60-е годы, в конце своего жизненного пути.

В. Черноволенко можно назвать послом вечности в мире времени. На его полотнах, идеальных по композиции, Вселенная предстаёт перед нами в своём цветовом богатстве как дивный сказочный мир, наполненный новыми космическими формами, серебристыми причудливыми энергетическими линиями. На выставке представлены две его картины «Лучистые мысли» и «Преображение». Так же выставлена репродукция картины «Галактики» Петра Фатеева, художника из группы «Амаравелла».

Радуют репродукции картин современных художников-космистов Олега Высоцкого, Нины Волковой. Репродукции Н. Волковой - из цикла «Звёздный пояс жизни».

Олег Высоцкий

Олег Высоцкий родился в 1956 году на Украине в городе Кривой Рог. С 1985 года живёт и работает в Эстонии. На его полотнах рождаются нездешние Миры, материя которых представлена в утончённых формах. Его картины отличаются ярким Светом, который струится отовсюду, мягкий, очищающий душу Свет духовности.

На выставке представлены репродукции картин первого космонавта, вышедшего в открытый Космос, Алексея Архиповича Леонова. Герасименко обратила внимание, что Алексей Леонов оставил о себе память и в Кременчуге. Он учился в Кременчугской авиационной школе с 1953 по 1955 год, а после окончания Чугуевского авиационного училища с 1957 по 1959 г. служил в Кременчуге в 10-й гвардейской авиационной дивизии. Даже женился в Кременчуге.

А. Леонов

Голубую землю, открытый Космос он видел своими глазами и рисовал их с натуры. Позже эскизы его картин летали в Космосе на борту советских космических кораблей, а потом, на основе замечаний космонавтов, А. Леонов дорабатывал свои картины.

На репродукциях его картин можно увидеть стыковку советских и американских космических кораблей,. взаимные переходы космонавтов из корабля в корабль, и др.

Э.К. Циолковский, основоположник теоретической космонавтики, считал, что освоение Космоса имеет смысл только в том случае, когда он делает человечество лучше, помогает достигнуть новых интеллектуальных и духовных высот, помогает становиться космическим человечеством.

К пониманию истинного смысла освоения Космоса приходят космонавты, и, особенно те, которые подымали в Космос Знамя Мира - символ Международного договора о сохранении культурных ценностей, известного как Пакт Рериха, Пакт Культуры.

Знаменем Мира на борту космического комплекса «Мир»

На выставке демонстрируется фотография, на которой мы видим космонавтов со Знаменем Мира на борту космического комплекса «Мир», которое находилось на борту с февраля по август 1990 года. Под Знаменем Мира космонавты провели программу «Космос-Человек-Культура», целью которой был призыв к сознательному обретению людьми утраченного духовного равновесия.

Знамя Мира сопровождало также работу международных экипажей в Космосе в течение двух лет (5 августа 1997 – 28 августа 1999) в рамках научно-просветительского проекта «Знамя Мира».

А.А. Леонов назвал Знамя Мира «символом человеческой совести и справедливости».

Участник космических полётов со Знаменем Мира на борту станции «Мир» космонавт Павел Виноградов сказал: «Мы подняли Знамя Мира над планетой, чтобы пространство культуры навсегда вытеснило пространство войны и вражды с нашей планеты».

Американский астронавт Майкл Фоель сказал: «Мы поднимаем Знамя Мира в космос, чтобы ещё раз напомнить людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты».

Экскурсию выставки можно посмотреть в Facebook «Читальный зал. Миргородская»