04.04.2021. 150 лет со дня рождения Леси Украинки.

«Со времени Шевченко „Схороните и вставайте“
Украина не слышала такого сильного, горячего и
поэтического слова… невольно думаешь, что эта
больная, слабая девушка едва ли не единственный
мужчина на всю нынешнюю соборную Украину».

Иван Франко

Леся Украинка

25 февраля в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества сотрудники провели круглый стол, посвящённый 150-летию со дня рождения Леси Украинки. Леся Украинка (Лариса Петровна Косач) родилась 25 февраля 1871 года в городе Новоград-Волынский. Мать —писательница Ольга Петровна Косач, отец — образованный юрист Петр Антонович Косач. Имя Леси Украинки звучит и особо почитается среди славных имен истории Украины. потому что её слово живёт в сердце украинской души как собственный голос совести и мироощущения.

Судьба подарила Лесе неординарный ум, исключительную одаренность, железную силу воли и непреодолимую жажду знаний. Эрудиция Леси Украинки в самых разнообразных сферах — от литературы до философии, от экономики до всемирной истории — поражала всех, кто общался с ней. Она проявляла огромный интерес к истории, поэзии и культуре. Прожила всего 42 года, однако успела обогатить украинскую поэзию. Не имея среднего и высшего образования она была образованнейшей женщиной своего времени.

В четыре года Леся уже читала, в пять лет начала играть на фортепиано и сочинять маленькие музыкальные пьесы, в возрасте девяти лет написала первое стихотворение - «Надежда», в котором звучит голос девочки, сочувствующей сосланной в Сибирь тетушке.

«Ні долі, ні волі у мене нема,
Зосталася тільки надія одна:
Надія вернутись ще раз на Вкраїну,
Поглянути ще раз на рідну країну,
Поглянути ще раз на синій Дніпро, –
Там жити чи вмерти, мені все одно;…..»

Фото

Любила природу, чувствовала радость от общения с ней, друзьями, родными. Детство и юность будущая поэтесса провела главным образом среди живописной природы Волыни и Полесья. Очень любила бегать в поле, в лесу, любила цветы, любила петь песни. С детских лет она восторженно впитывала старинные народные обряды, веснянки, народные детские игры, колядки, мелодии и тексты которых запоминала.

В январе 1881 года Леся очень сильно простудилась, что послужило началом тяжёлой болезни. Летом 1883 года у Леси диагностировали туберкулёз костей, в октябре этого же года профессор А. Ринек оперировал руку, которая осталась искалеченной. А Леся фантастически играла на фортепиано, теперь же её мечта о музыкальном образовании уже не могла осуществиться. Любовь к музыке оказала большое влияние на формирование её творческой личности, таланта. «Мне кажется. – писала она, - что из меня вышел бы куда лучший музыкант, чем поэт, и только беда, что природа сыграла со мной злую шутку».

Формируется её мироощущение, просыпается писательский талант. Начиная с 1884 года Леся активно пишет стихи («Ландыш», «Сафо», «Лето красное прошло и др.), которые печатаются во Львове в журнале «Заря» («Зоря»). В этом же году появляется псевдоним «Леся Украинка».

Фото

Образование Леси было частное и домашнее. Дома она постигала фантастических знаний. Знала много европейских языков, включая и славянские языки (русский, польский, славянский и др.), что свидетельствовало о её высоком интеллектуальном уровне и высоком домашнем образовании. В девятнадцать лет Леся, по трудам Менара. Масперо и других учёных, составила для младших сестер учебник «Древняя история восточных народов».

Много переводила на украинский язык. Когда ей было 18 лет она писала своему брату Михайлику о своих переводах произведений Байрона, Беренже, Гете, Гейне, Гончарова, Диккенса, Достоевского, Жорж Санд, Эмиль Золя, Короленко, Мицкевича, Пушкина, Толстого, Тургенева, Шекспира, Щедрина, Лермонтова, Сервантеса, Бальзака, Вольтера, Руссо и др.

Значительное влияние на становление ее мировоззрения имел Михаил Драгоманов и ближайшие друзья ее родителей — Н. Лысенко, М. Коцюбинский, О. Кобилянская, М Старицкий.

Поэтесса, тонко понимающая и ощущающая душевный мир человека, создала удивительные лирические шедевры, в которых сочетаются твердость воли, женская нежность и философское осмысление бытия.

В её поэзии чувствовалось нечто новое, оригинальное, своеобразное. Поэзия ее удивительно музыкальна. Композиторы многих поколений, начиная с Н. В. Лысенко, писали романсы на ее стихи. На сюжеты ее поэм и драматургических произведений написаны оперы и балеты, темы ее произведений дали жизнь многим симфоническим и камерным произведениям.

Фото

В 1888 году в Запорожье Лариса Петровна познакомилась с Сергеем Константиновичем Мержинским, общественным деятелем, выпускником Киевского университета святого Владимира. Мержинский жил некоторое время в Ялте, проходя лечение от туберкулёза. Четыре года спустя (в 1901 году) Леся едет в зимний Минск к смертельно больному возлюбленному. В тяжелые зимние месяцы рождается одна из сильнейших её драм — «Одержимая», в которой она выплеснула всю истинную суть и глубину своих чувств. Здесь просматривается её сильный характер, цельная натура тонкой и чистой души. Она провозгласила, что так должно быть, что всё , что есть - абсолютно правильно и справедливо, так как это есть наследие того, что мы делали вчера.

Душа её была удивительно добра к людям. Леся как медсестра заботилась о больных, когда в селе люди заболели тифом. Когда узнала, что одна девочка умерла от того, что не соблюдала диеты, она пришла в тот дом и смотрела за другими детьми, чтобы они не умерли.

Последние 10 лет были особенно плодотворными. За этот период она написала драмы: «Блакитна троянда», «Осіння казка», «Руфін», «Камінний господар», «Кассандра»; драматические поэмы: «Вавілонський полон», «На руїнах», «Оргія»; диалоги : «Три хвилини», «На полі крові».

Леся Украинка создавала свои образы на историческом материале, страстно ненавидя гнетущую действительность, она не предавалась пессимизму, не впадала в отчаяние, а наоборот — звала к борьбе за полное освобождение от всякого гнёта. Одно из последних произведенйи — «Сказка об Исполине» — наполнено пламенной верой смертельно больной поэтессы в то, что спящий Исполин — народ проснется и разорвет оковы рабства.

Лина Костенко в предисловии к сборнику драматических поэм Леси Украинки находит в античных и христианских сюжетах Леси Украинки «жгучие аналогии, весь гордиев узел национальной истории».

Особое место в её творчестве занимал фольклор, который она собирала на Полтавщине, Волыне, Карпатах. Интерес же к народной песне-думе, кобзарству из любительского перерос в научный. С конца 1880-х г. она знакомится со специальной фольклористической литературой и начинает записывать не только тексты, но и мелодии народных песен. Узнав, что И. Франко намерен издавать фольклористический журнал, поэтесса пишет ему о том, что берется упорядочить свои обрядовые записи и собирается просить Н. В. Лысенко отредактировать записанные мелодии для публикации. С разрешения Леси Украинки Лысенко опубликовал в своем сборнике народные песни и детские игры, собранные поэтессой и ее мужем — украинским этнографом Климентом Квиткой. В архиве композитора сохранились записи 30 песен, сделанных им собственноручно с голоса Леси Украинки. Леся подготовила к изданию два сборника своих с К. Квиткой записей народных песен. Более 200 песен вошли в двухтомник «Мелодии с голоса Леси Украинки», который издал К. Квитка после ухода Леси из земного плана .

Фото

Но над всем ее творчеством царит драма-феерия «Лесная песня» - произведение, написанное менее чем за год до смерти, в котором из сочетания волынского фольклора и глубоко философского мировосприятия выросло произведение сугубо национальное, и вместе с тем, имеющее общечеловеческое звучание. Произведение, восходящее от славянской языческой мифологии к духовным высотам человечества; произведение, в котором воедино слились тончайшее, мелодичное поэтическое слово и моральные принципы, на которых строила свою жизнь Леся Украинка. Еще 5–8 июля, прикованная к кровати, поэтесса диктует матери содержание драматической поэмы «В предместьях Александрии». А 1 августа (19 июля), далеко от родины, в грузинском городке Сурами, Леся уходит из жизни. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище, рядом с родными. Память о ней хранят музеи Украины: в Киеве, Ялте, в Колодяжном и Новоград-Волынском, а так же в грузинском городке Сурами. Но главный памятник себе Леся Украинка воздвигла своим творчеством.

«Я на гору круту крем’яную
Буду камінь важкий піднімать.
І несучи вагу ту страшную,
Буду пісню веселу співать»,

В вечности будет звучать это нерушимое кредо её жизни, сияющее как звёздная вспышка на небосклоне Затем просмотрели документальный видеофильм «Велич особистості. Леся Українка», и видеозапись « Ада Роговцева исполняет стихи Леси Украинки».