24.11.2019. Торжественная встреча, посвящённая юбилею Рерихов.

Рерих Е.И.   Рерих Н.К.

2019 год - юбилейный для семьи Рерихов. Вся мировая культурная общественность отмечает 145 лет со дня рождения академика Николая Константиновича Рериха, 140 лет со дня рождения уникального философа Елены Ивановны Рерих и 115 лет со дня рождения академика Святослава Николаевича Рериха. Сотрудники Кременчугского Рериховского общества отметили эти юбилеи 23 октября и праздничной торжественной встречей 26 октября.

Рерих С.Н.

Творчество Святослава Николаевича - многогранно. Его основы отражают проблемы поиска смысла и совершенствования жизни, пробуждения творческой мысли, углубления самопознания, устремления ко всему возвышенному и прекрасному. «Моя жизнь – это моя работа, искусство, которому я отдаю всего себя», - писал Святослав Николаевич. Высокодуховный, прекрасный и возвышенный мир Святослава Николаевича отражён в его книге «Искусство и жизнь», в мудрость которой углубились сотрудники общества в день памяти (23 октября) Святослава Николаевича.

26 октября в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества почитатели и последователи творчества Рерихов собрались на праздничную встречу, посвящённую юбилею Рерихов. Торжественность обстановки привнесла классическая музыка, которая предваряла встречу.

Герасименко Л.Н.

Сотрудники общества к празднику подготовили несколько докладов. С темой доклада «Рерихи и Живая Этика» выступила председатель общества Герасименко Л.Н.

Земля в своём развитии, творчестве и жизнедеятельности полностью зависит от Космоса. Однако реальность этой зависимости мало осмысливается тем уровнем сознания, которое в основном в данное время присуще человечеству. Непонимание этой реальности несет человечеству беды. Об этом писала академик Людмила Васильевна Шапошникова. Разумные силы Космоса пытаются помочь человечеству Земли, давая необходимую информацию. Последняя была передана через Рерихов посредством Живой Этики – философии космической реальности. Высшая космическая материя посылает нам импульс, который облегчит переход Планеты на новый эволюционный виток. Рерихи пришли с миссией проторить человечеству путь к доселе недосягаемым вершинам духа.

. Живая Этика - это этика в реальной жизни, основанная на научном знании. Она определяет важнейшие особенности духовного и физического развития человека, обуславливающие совершенствование и восхождение его по спирали космической эволюции

Отделить творчество Н.К. Рериха от Живой Этики невозможно, ее идеи нашли своё отражение в литературном творчестве и бессмертных образах его полотен.

Картина Рерих Н.К. Матерь Мира

В Живой Этике говорится об иных мирах, Тонком мире. Так же и в творчестве Николая Константиновича: в сюжете, образах, деталях картин зрителю открывается отображение Огненного и Тонкого Миров. Мы видим свечение духовных огней в изображениях святых, подвижников (нимбы, ауры) в картинах «Да здравствует Король!», «Матерь Мира», «Борис и Глеб» и др. Мы так же наблюдаем в картинах свечение Огненного Мира : «Мост славы», «Веление неба». В очерке « Майтрейя» Н.К. Рерих пишет: «Над снежными вершинами Гималаев полыхает светлое сияние, ярче звёзд и причудливее зарниц. Кто же возжёг эти столбы света, шествующие по небу? Не близки полярные края полунощные… Не от северных сверканий эти столбы и лучи света. От Шамбалы они; от башни Великого Приходящего».

С.Н. Рерих пишет целую серию картин, изображающих Тонкий Мир. Об этих увиденных картинах пишет Л.В. Шапошникова: « На двухмерном пространстве полотен Святослав Николаевич изобразил тонкий мир четвёртого, а может быть, и более высокого измерения».

Живая Этика представляет мысль как энергетическое явление, играющее огромную роль в процессе космической эволюции. Николай Константинович в своих литературных трудах пишет о передаче мысли на расстоянии, о её творящей и созидающей силе, о необходимости её изучения. В очерке «Творящая мысль» Н.К. Рерих пишет: «Часто мы твердим слово «мысль»… Если бы мы могли осознать, что повторяя это священное слово, мы произносим формулу величайшей мощи… Если бы мы только могли сознавать непобедимую мощь устремлённой, благостной мысли!».

Как и в Живой Этике Н.К. Рерих развивает тему мыслетворчества, как наилучщем способе развития психической энергии и совершенствования человека.

Докладчик рассказала о целительном значении звука и цвета, о которых неоднократно говорится в Живой Этике; о целительной цвето-звуковой гамме картин Н.К. и С.Н. Рерихов, их высоком энергетическом заряде, усиливающем духовные качества человека.

Н.К. и С.Н. Рерих так же, как и в Живой Этике, отмечают в своём творчестве преобразующую силу Красоты. « Цель искусства – творить и создавать Красоту, - пишет Н.К. Рерих – будить человеческий дух и бороться с его низшей природой, поднимать и возвышать человека, улучшать и облагораживать его нравственный облик». Святослав Николаевич утверждает, что «стремление к прекрасному – это стремление к совершенству».

Картина Рерих Н.К.

«Восхищение Красотою, - отмечает Е.И. Рерих, - порождает тончайшие вибрации и тем обновляет и перерождает организм. Будет время, когда люди сумеют вызывать тонкие вибрации из недр своего существа, и тогда неслыханно ускорится духовная эволюции».

Герасименко закончила свой доклад темой Учительства, являющейся одной из основополагающих вопросов космической эволюции. Контакты Рерихов с Учителями были постоянными и самыми разнообразными. Но самое важное общение с Великим Учителем, Космическим Иерархом, и его сподвижниками на Земле шло через создание Живой Этики. Великий Космический закон Учительства действует и живёт не только в Космосе, но и на Земле, проявляя себя и влияя на все стороны нашей жизни. «Без Высокого Учителя нет человека и нет эволюции», - утверждает академик Л.В. Шапошникова в книге «Вселенная Мастера». Всё, что человек достиг, было принесено Высокими Сущностям. Николай Константинович в сюжетах своих литературных трудов очень много размышлял о Космической эволюции, о приближающейся эпохе энергетического мировоззрения, о судьбах человечества, добавив немало важного к идеям, которые отразили книги Живой Этики. Он приблизил Идеи Живой Этики к нашей жизни, сделав их глубинный смысл более понятным. В книге «Вселенная Мастера» Л.В. Шапошникова отмечала: «Эпоха энергетического мировоззрения имеет своих провозвестников, толкователей и пророков. Имеет своих Учителей. Николай Константинович Рерих – один из них».

По разносторонности творческого труда, энциклопедичности знаний Н.К. Рериха часто сравнивают с творцами эпохи Возрождения. В своей книге «Учёный, мыслитель, художник» Л.В. Шапошникова пишет об Н.К. Рерихе: « Великий художник, крупный учёный, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал тем внутренним синтезом, который обуславливал целостный подход к самым разным областям научной и художественной деятельности. Такой синтез создаёт условия, при которых любая область в цепи его интересов и творчества будет не только тесно связана с другими, но и будет находиться с ними в процессе взаимопроникновения, то есть в неотрывности от других».

Митюкова Елена

Сотрудница общества Митюкова Елена Владимировна представила присутствующим доклад «Рерих-археолог». Археология была областью, в которой энтузиазм Николая Константиновича никогда не иссякал. Археология пройдёт через всю его жизнь. Рерих – профессиональный археолог. Результаты его археологических изысканий стали предметом его научных исследований. Рерих во многих направлениях археологии и истории оказывался первым, а его исследования носили нередко характер открытий. Диапазон археологических исследований Рериха был весьма широк и во времени, и в пространстве: раскопки в Новгороде и Пскове, раскопки в Тибете и индийских Гималаях. Рерих–археолог, Рерих-историк, Рерих-художник, эти его профессиональные качества проявлялись в целостном единстве.

Фото

Рерих говорил об органической связи искусства и науки: « При современном реальном направлении искусства значение археологии для исторического изображения растёт с каждой минутой. Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей».

Бэда Проповедник

О картине Н.К. Рериха "Бэда Проповедник" рассказала сотрудница общества Пащенко Любовь Михайловна. Удивительный образ человека, слепого, но с солнцем внутри создал Н.К. Рерих в этой картине. Главный герой картины «Бэда Проповедник» взят художником из древней легенды. Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают Проповедника, так как говорит он от сердца. Солнце зависло, горы затихли, река остановила свой бег, облака ловят отблеск лучей, слушая Бэду. Всё наполняется высокими вибрациями красоты, и даже камни одухотворяются божественными излучениями Бэды. Н.К.Рерих объясняет картину: «Каждый из нас помнит прекрасную поэму "Бэда Проповедник", когда камни хором грянули в ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней? Будут в состоянии лишь ссориться и противоречиво болтать ненужные вещи? Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Под лучшие звуки, в песне и в труде, и в радости, спешите к сужденному Свету!» (Рерих Н. К. Музыка сфер // Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991, с. 248)

Фото   Фото

Праздничную встречу завершили Елена Кравченко и Любовь Пащенко, которые подарили присутствующим удивительную музыкально-поэтическую композицию.