24.11.2019. Новости Международного Центра Рерихов

Резолюция Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура»

Резолюция
Международной междисциплинарной конференции
«Россия – Восток: искусство, философия, культура.
145 лет со дня рождения академика Н.К. Рериха,
115 лет со дня рождения академика С.Н. Рериха,
140 лет со дня рождения Е.И. Рерих»

В октябре 2019 года в Москве состоялась конференция, посвященная восточному вектору культуры России, юбилеям академиков живописи Н.К.Рериха и С.Н.Рериха и философа Е.И.Рерих.

Пленарное заседание конференции проходило 14–15 октября в Российской академии художеств и в Российском государственном гуманитарном университете. Секционные заседания «Творческое наследие семьи Рерихов: мост культур» – в Центральном доме ученых РАН 9–10 октября, «Россия – Индия: искусство, философия, культура» – в Международном Мемориальном тресте Рерихов (Кулу, Индия) 23–24 октября.

Организаторы конференции – Российская академия художеств (РАХ) и Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российская академия естественных наук, Делийский университет (Индия), Бхарат Институт высшего образования и научных исследований (Индия), Исследовательский центр имени Рапояна Хагхигхта (Иран), Кыргызско-Российский Славянский университет (Киргизия), Институт мировой культуры Кыргызско-Российского Славянского университета (Киргизия), Секция «Русский космизм» Российского философского общества, Международный Мемориальный Трест Рерихов (Индия), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международная ассоциация Фондов Мира, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газета «Содружество», МИА-центр, информационный портал «Адамант», газета «Наша версия», газета «Содружество».

С приветствиями к участникам конференции обратились:
– Президент Международного Центра Рерихов, Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича, Главный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии Ю.Х.Темирканов;
– Российское Философское общество, главный ученый секретарь Российского философского общества, старший научный сотрудник Института философии РАН Андрей Дмитриевич Королев;
– Исполнительный директор ИКОМ России А.М.Гнедовский;
– Президент Международной Ассоциации Фондов Мира, многократный чемпион мира по шахматам А.Е.Карпов;
– Австрийский национальный комитет Голубого Щита, заместитель генерального секретаря Лейля Штробль;
– Информационный центр ООН в Москве, директор В.В.Кузнецов; – РГГУ, ректор РГГУ, д.и.н., профессор А.Б.Безбородов, и другие культурные организации и общественные деятели.
В работе конференции приняли участие 285 человек из 19 стран, действительные члены и член-корреспонденты РАХ, ученые и культурные деятели из Австрии, Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Германии, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Мальты, Молдовы, Монголии, Узбекистана, Украины, Финляндии, Эстонии.

Для России «восточное измерение» традиционно одно из определяющих, и его отправной точкой можно считать «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Восток стал заметной темой в русской художественной литературе, в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.И.Одоевского, Л.Н.Толстого. Русские философы и мыслители принесли в национальную культуру элементы восточной ментальности. Осмысление значения Востока в историко-философской перспективе присутствует в работах Вл.Соловьева, А.С.Хомякова и других известных мыслителей.

Еще больше влияний испытало изобразительное искусство. С Востока в Россию пришел «звериный стиль», позднее в русском декоративном искусстве отчетливо проявляется «восточный стиль». Это – свидетельство глубинных процессов межкультурной коммуникации.

Исторически Россия прирастала Востоком, впитывая в себя новые художественные тенденции и практики. Живопись Нико Пиросмани, Мартироса Сарьяна, скульптуры и живопись Зураба Церетели стали неотъемлемой частью русской культуры.

Значимую роль в русской культуре сыграли великие путешественники, П.П.Семенов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский П.К.Козлов и другие, запечатлевшие Восток словом и кистью. В.В.Верещагин – яркое явление художника, совершившего ряд путешествий на Восток и принесшего в русское искусство богатый спектр достоверных живописных образов.

Особенное место в этом процессе сближения с Азией и распространения русской культуры на Восток, а культуры Востока – в Россию занимает семья Рерихов. В блистательной плеяде российских мыслителей, литераторов и художников все члены семьи Рерихов выделялись тонкостью внутреннего созвучия с гуманистической мыслью Востока.

В индийской культуре Рерихи стали провозвестниками русской души. Николай Рерих почитается в Индии как Махариши, Великий Учитель. В 1942 г. будущие лидеры свободной Индии Джавахарлал Неру и Индира Ганди посетили усадьбу Рерихов в Кулу, и именно тогда был заложен прочный мост культурных связей между нашими народами. Впоследствии младший сын Рерихов – Святослав – своим художественным творчеством и общественно-просветительской деятельностью расширил это взаимопонимание, выступив послом культуры двух стран.

Спектр поднятых на конференции вопросов был очень широк. Взаимодействие культур России и стран Востока освещалось и в ретроспективе, и в современном контексте. Рассматривались тенденции сближения жанров и стилей искусства, видоизменения культурного пространства под влиянием восточного вектора, образы Востока в живописи, книжной иллюстрации, на средневековых картах и другие темы. Особой темой было влияние русского искусства на живопись Востока.

В связи с юбилейными датами творчество семьи Рерихов рассматривалось во всем его многообразии.

Николай Константинович и Святослав Николаевич Рерихи – великие русские художники, академики Российской академии художеств, они обогатили русскую культуру сияющей палитрой Гималаев, сюжетами притч и легенд Азии, запечатленными на их полотнах, духовной мудростью Востока, пронизывающей их литературные эссе.

Николай Рерих был не только прославленным художником, но также путешественником, мыслителем, общественным деятелем. Он создал оригинальную концепцию культуры как основы развития цивилизации. Его главным общественнокультурным проектом стал международный договор в защиту мирового культурного наследия, получивший название Пакт Рериха. Его идеи стали основой создания и деятельности ЮНЕСКО, вошли в параграфы Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Сегодня, в эпоху многочисленных межнациональных конфликтов, Пакт Рериха обретает особую актуальность, поскольку его идеи продолжают служить миру и культуре. На конференции также поднимались вопросы литературного и философского наследия Николая Рериха, история его беспрецедентной Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928 гг.).

Академик Святослав Рерих до конца своих дней прожил в Индии, где его считали русским Риши. Им были написаны портреты ведущих деятелей Индии, которые до сих пор представлены в Парламенте этой страны («Шри Джавахарлал Неру» 1966 г., «Портрет Индиры Ганди» 1987 г.), а также в Президентском дворце («Портрет доктора Сарвапалли Радхакришнана» 1962 г.). Его перу принадлежат серьезные исследования истории индийской живописи. Он много лет возглавлял индийский конкурс детского рисунка, где щедро делился своими секретами мастерства. На конференции обсуждались особенности его художественного творчества и выдающаяся роль в сближении культур России и Индии.

Супруга Н.К.Рериха, Елена Ивановна Рерих, была оригинальным мыслителем, соединившим в своем творчестве философию Востока и Запада. По свидетельству Николая Рериха, именно она вдохновляла его на творчество, ибо ей были доступны самые сокровенные глубины традиции духовного водительства, зародившейся в древней Индии. В сотрудничестве с Учителями Востока она создала философское учение Живая Этика, которое было для всех членов семьи Рерихов высоким ориентиром в жизни, источником гуманистических и творческих идей в многогранной культурно-просветительской деятельности. Участники конференции представили исследования ее философского и эпистолярного наследия, показали ее значение как вестницы мудрости Востока в российской культуре.

Тема взаимодействия культур России и стран Востока сегодня более чем актуальна. Россия – многонациональная страна, по своему географическому положению объединившая Запад и Восток, и представляющая особый многообразный культурный мир. Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» русского гения, в акте творчества перевоплощающегося в образы других народов, тем самым впитывающего их самые яркие и сокровенные черты. Искусство мыслится как феномен культуры, наиболее «отзывчивый» на межкультурные взаимодействия.

В этом процессе творчество и общественная деятельность Рерихов продолжает оставаться одним из мощных культуротворческих факторов, заслуживающим сохранения, изучения и популяризации. Примером тому может служить многолетний успешный опыт работы созданного по инициативе С.Н.Рериха в 1989 году общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, деятельность которого заслуживает продолжения.

 

Источник