31.03.2019. Вечный женский путь. Образы женщин в творчестве Т.Г. Шевченка и Н.К. Рериха.

Посвящается 205-летию Т.Г. Шевченко, 145-летию Н.К. Рериха и Международному Женскому Дню.

Шевченко Т.Г.
Шевченко Т.Г.
Рерих Н.К.
Рерих Н.К.

Если мы говорим о внесении Прекрасного во
всю полноту жизни, если мы знаем, что
сужденная эволюция покоится на
краеугольных камнях Красоты и Знания, то
кто же будет самым верным союзником и
проводником этих основ в глубине
человеческого сознания?... И опять на новую
гору должна идти женщина, толкуя близким
своим о вечных путях».

(Е.И.Рерих)

 

«Когда в доме трудно, - утверждает Н.К. Рерих, - тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину... Где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины на краю безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо. Не похвала то, что наполняет жизнь человека от колыбели до отдыха...»

Герасименко Л.Н.

Н.К.Рерих в своём творчестве отмечал и утверждал высокое назначение женщины, которое должно войти в сознание человечества, её творческую силу во всех сферах деятельности; утверждал, что именно женщина понесёт знамя утончённой и возвышенной культуры и мира.

Об этих идеях Н.К. Рериха в отношении к женщине в своём докладе «Образы женщин в творчестве Н.К. Рериха» рассказала председатель общества Герасименко Л.Н. на встрече 9 марта в Музее жизни и творчества семьи Рерихов.

Воспитывая детей в нужном направлении, самоотверженно утверждая добро и любов, утверждая справедливость и красоту, женщина могла бы изменить мировоззрение людей в одно поколение. Все современное человечество - бывшие дети, которые несут в сознании то, что было заложено в них женщиной матерью. Всё, сознательно заложенное в душу ребенка матерью, становится двигателем и импульсом его дальнейшей жизни. Нет предела самоотверженности женщины матери. Чтобы осознать и суметь выполнить свою ответственную миссию: любить и жертвовать собой, женщина должна подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально. Именно женщине предстоит совершить подвиг двойной – поднять себя и поднять своего вечного спутника, мужчину, ведь мужчина и женщина созданы и должны жить для равновесия, для дополнения одного другим. Равноправие полов, энергии обоих начал, дадут ключ для полнострунного продвижения в светлое будущее, создания нового и лучшего мира.

В литературном и художественном творчестве Н.К. Рерих представил богатейший мир женских образов, наполненных глубокой философской мыслью, одухотворённых красотой, проходящих путь жизни на вершинах духа. «Есть много имен, которые сияют, как драгоценные камни. О них испытываются души. Ими открываются сердца. О них трепещет тьма, о них закаляется подвиг», – писал Н.К.Рерих.

Фото

Слушателям на экране телевизора были показаны великие женские образы, изображённые на картинах Н.К. Рериха: Матерь Мира, Царица Небесная Святая Покровительница, Орифламма Держательница Мира, Превыше гор, София Премудрость, Труды Мадонны, Святая Женевьева, Оттуда, Агни Йога, Ведущая, Песнь водопада, Жанна Д’арк и др., а также Е.И. Рерих (С.Н. Рерих). «Такие Светочи, как Жанна Д’Арк, напитывают своим светом целые эпохи. Будем помнить о них!» - писал Н.К. Рерих. Жанне Д’Арк, по праву занимающая место среди героев, которыми вечно будет гордиться человечество.

Елена Рерих (1879 - 1955) - выдающийся философ, писатель, общественный деятель, президент-основатель международного Института Гималайских исследований “Урусвати" (Индия, долина Кулу), великая женщина, посвятившая всю свою жизнь служению человечества.Труд её жизни по достоинству будет оценён лишь грядущими поколениями. В тесном сотрудничестве с Великими Учителями Востока - Махатмами - Еленой Ивановной было записано и передано человечеству учение Живой Этики, учение О космической эволюции,о мысли, о мышлении, о психической энергии, об овладении мышлением, о путях самосовершенствования. Елена Ивановна оставила множество томов философских трудов и дневниковых записей, которые ждут своих исследователей.

Комментарии к картинам давались из литературных трудов Николая Константиновича, биографа П.Ф. Беликова, других исследователей творчества Н.К. Рериха.

Герасименко Л.Н.

В этом году мы празднуем 205 лет со дня рождения Т.Г. Шевченко и 145 лет со дня рождения Н.К. Рериха. Рерих любил Украину, ее славного певца Шевченко и всех поклонников украинского национального гения. Шевченко в своём «Дневнике» (10.11.1857г.) писал: «Как бы я счастлив был увидеть человека , который бы так искренно, нелицемерно полюбил бы мой милый родной язык и мою прекрасную бедную родину» . Именно так любил его родину Н.К. Рерих. «Украине – любовь и привет. От Гималаев – сердечный привет», - писал в своей статье «Украйна» Рерих.

Данилевская М.В.

Сотрудница общества Данилевская М.В. в своём выступлении обратила внимание присутствующих на малоизвестные исследования о творческих взаимосвязях Н.К. Рериха и Т.Г. Шевченко, описанных в сборнике «Рерих и Шевченко», вышедшем в 2004 году в Киеве, а также из статей художника-космиста, председателя Украинского Рериховского общества. В.А. Козара «Рерих и Украина» и научного работника Музея Ивана Гончара Ю. В. Патлань «О роли М.О. Микешина в создании Общества почитателей Т.Г.Шевченко в Санкт-Петербурге и его отношения с М.К.Рерихом».

Один из первых биографов и исследователей творчества Н.К. Рериха С.П. Яремич в статье «У истоков творчества» пишет, что «через Микешина он (Н.К. Рерих) постиг и страстно полюбил Т.Г. Шевченко».

В 90-х годах ХIХ века на квартире Рерихов в Петербурге начиналось первое общество им. Т.Г.Шевченко. Н.К. Рерих пишет: «Дид» Мордовцев, Микешин – целый круг украинцев и поклонников Украины и ее славного певца собиралось у нас под председательством моего отца Константина Федоровича». (Рерих Н.К. «Украйна»)

Статья исследователя творчества Шевченко и Рериха Николая Скибы, историка, этнолога, ведущего научного сотрудника Национального музея Тараса Шевченко - «Рерих и Шевченко, или история вне историков» подтверждает, что в Киеве в рукописном отделе ИМФИ им. Рыльского НАН Украины находится портрет К.Ф. Рериха, отца Н.К. Рериха, выполненный М.Микешиным (1894г.) во время обсуждения Устава общества с автографами участников, среди которых есть и автограф Н.К. Рериха, тогдашнего студента.

Медведенко И.А.

Возвышенная романтическая аура вокруг имени Шевченко, в которой рос юный Рерих, была для него судьбоносной во многих аспектах. Его духовными учителями становятся Шевченко, Гоголь, Куинджи, Костомаров, Мордовцев, Микешин. Последний подмечает необычные способности у Николая, дает первые уроки рисования и убеждает отца отдать юношу в ту же Академию Художеств, в которой учился и где жил Т.Г.Шевченко, мемориальную мастерскую которого сберегал сам Микешин. В этой же шевченковской мастерской М.О.Микешин давал и первые уроки Николаю. Там Рерих услышал и увидел произведения Т.Г.Шевченко. Они его поразили навсегда. «Кобзарь» стал настольной книгой для Рериха. Вот что рассказал старший сын Рерихов, Юрий, во время пребывания в Киеве в январе 1959 года: «Кобзарь» принадлежал к любимым книгам отца и часто читался в семейном кругу Рерихов. Отец в течение всей жизни любил Шевченко».

Затем прослушали выступление сотрудницы общества И.А. Медведенко. Ирина Анатольевна рассказала о женских образах в творчестве Т.Г. Шевченко.

Тема женщины-матери - ведущая в творчестве Тараса Григорьевича. Великий поэт и художник довольно много внимания в течение всей жизни уделял женской теме и создал прекрасные образы женщин, матерей, которые нас очаровывают, трогают, захватывают, открывают новые миры. С нежностью и любовью изображает поэт украинских девушек, молодых женщин, но наибольшей силы поэтического гения достиг Шевченко в создании образов женщин-матерей.

Все века женской судьбы осмыслил и воссоздал поэт в «Кобзаре». Прозвучали строки поэзии из « Катерины», «Гайдамаки», «Наймычки». Конфликт между назначением женщины на земле и тяжелой действительностью, которая калечит материнство, глубоко волновал Шевченко, наносил тяжелых творческих мук. Женские образы поэтических произведений Шевченко - воплощение человеческой природы в ее тончайших проявлениях, пополнившие галерею вечных женских образов мировой литературы.

Митюкова Е.В.

Своё выступление о женских образах в творчестве Шевченко сотрудница общества Митюкова Е.В начала со слов Ивана Франко: «Я не знаю во всемирной литературе ни одного поэта, который бы так стойко, так горячо и вполне сознательно выступал защитником женских прав, защитником прав женщины на полную, чисто человеческую жизнь. Жертвование собственной человеческой индивидуальностью на дело милосердия, пренебрежение собственными страданиями, забвение собственного бесправия и посвящение всех сил на службу единой высокой и благородной идеи, добра общего и всей человечности - вот идеал женщины, который оставил нам Шевченко как своё самое дорогое наледие. Поэтому и не удивительно, что самое высокое до сего времени достижение человечности на стороне морали. Большую идею любви к ближнему, эту основную идею христианства, Шевченко считал главным образом делом женщины - Марии, матери Иисуса».

В поэме «Мария», которая была написана в 1859 Шевченко рассказывает о матери, которая не повинуясь воле Божьей, рожает сына для великой жертвы ради спасения всего человечества. Новаторство Шевченко - в возвеличивании страдающей матери, отождествлении ее страданий со страданием Богородицы. Митюкова продемонстрировала присутствующим слайды прекрасных, вдохновенных образов женских портретов, которые создал Т.Г. Шевченко как художник.

Все летит и изменяется, цветет и увядает, уходит в небытие. Идеи же тех, кто прожил свою жизнь на вершинах духа во имя Общего Блага, во имя эволюции человечества – вечны.