06.02.2019. Великий подвижник Культуры и Красоты

Посвящается памяти С.Н. Рериха (23.10.1904 -30.01.1993).

«Будем идти вперёд во имя Красоты. Развернём
наши знамёна, развернём знамя Красоты и будем
исполнять наш долг по отношению к человечеству,
привнося всё больше и больше красоты в жизнь
каждого дня».

С.Н. Рерих.

Рерих С.Н.

Память о Святославе Николаевиче Рерихе Кременчугское Рериховское общество отметило 26 января торжественной встречей с культурной общественностью города в Музее жизни и творчества семьи Рерихов и 30 января собранием сотрудников общества в группе «совершенствование качеств характера согласно Учения Живой Этики».

Как и все члены Великой семьи Рерихов С.Н. Рерих отличался синтезом ранообразных талантов, которые он приложил во многих сферах своей подвижнической жизни: всемирно известный художник, искусствовед, архитектор, учёный-естествоиспытатель, этнолог, философ, религиовед., просветитель, предприниматель, общественный деятель, борец за мир.

О жизни и творчестве С.Н. Рериха рассказала председатель общества Герасименко Л. Н. в докладе «Подвижническая жизнь Святослава Николаевича Рериха».

Святослав Рерих очень рано, ещё маленьким мальчиком, уже рисовал и лепил. В 12 лет стал подмастерьем у свого отца, в 13 лет написал первый его портрет , в 15 лет по заданию отца исполнял детали эскизов отца декораций и костюмов дягилевских постановок, принимал участие и в создании самих декораций. В 19 лет он уже талантливый театральный художник. К этому времени С.Н. Рерих заканчивает Высшую школу архитектуры Гарвардского университета, скульптурный класс Массачусетского технологического института.

Во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов Святослав Николаевич находится в Америке. Он занимается решением организационных вопросов для экспедиции, становится руководителем одного из культурно-просветительских учреждений, основанных его отцом в Нью-Йорке (Международный Центр Искусств). Проходят его выставки в нескольких крупних городах Америки, которые приносят ему известность как лучшего портретиста Нового Света.

1929 -1931 годах – напряжённая работа в Европе и Америке. В Париже под. его началом осуществляется издание книг Живой Этики. Он принимает непосредственное участие по продвижению проекта Пакта Рериха по охране культурних ценностей.

В 1931 году Святослав Рерих возвращается к родителям в Индию, в долину Кулу В институте «Урусвати», закладывавшем основы новой одухотворённой науки , он возглавляет естественнонаучный отдел, изучает местные медицинские системы, приготовляет препараты от разных заболеваний: рака, астмы, психических расстройств и др. Проводит опыты по разведению в низких висотах високогорных лекарственных растений. Собирает для музея института минералогические коллекции, занимается кристаллографией и орнитологией, исследованием в области индийского и центрально-азиатского искусства.

Докладчик рассказала о неустанном стремлении Святослава Николаевича к совершенствованию свого таланта в искусстве. Он претворял в своём творчестве лучшие достижения мировой культуры. Индия приобретает для него особое значение. Его пленяют её древние непрерываемые духовно-культурные традиции, религиозно-философские учения, проникнутые ощущением космической жизни; пленяет Мысль Индии, её глубина и единство мышления. «Мысль Индии. – считает С.Н. Рерих, -является совершенно исключительным феноменом. Она выкристализовалась на протяжении столетий, тысячелетий. Там есть замечательные философские системы, и это . я считаю, настоящим ключом к жизни Индии. И считаю, что с этого кладезя мудрости мы в будущем почерпнём ключ счастья».

Герасименко Л.Н.

С середины 1930-х годов, с появлением его работ в разных городах Индии, Святослав Николаевич как художник заслуживает признания. Каждая картина Святослава Николаевича открывает какие-то новые и неизвестные грани Индии, её природы, её людей. За мудрость и мастерство в искусстве сами индийцы называли Святослава Николаевича - «художник-риши», «драгоценный дар Индии».

Вице- президент Индии С.Радханкришна, которого Святослав Николаевич считал «самым большим философом мира», так сказал о художественном творчестве С.Н. Рериха: «Его творчество характеризует не только техническое мастерство и силу разума, но и творческое воображение и духовное прозрение. Его портреты - это не просто отражение внешнего облика, - в них уловлен божественный дух человека. Его пейзажи – это поэмы цвета».

В 1941-1944 годах Святослав Николаевич организует выставки картин своих и отца в крупнейших городах Индии. Средства от продажи картин перечисляются в фонд Советского Красного Креста.

Женитьба С.Н. Рериха на Девике Рани, выдающейся индийской актрисе, продюсере, директоре ведущей кинокомпании, ещё больше сблизила его с Индией, которая стала для него второй Родиной. После замужества Девика Рани оставила киностудию. За выдающиеся заслуги в культурном строительстве независимой Индии оба были награждены орденом «Пабма Бушан» - одной из высших наград Индии.

В 1948 году Индия подписала Пакт Рериха благодаря Святославу Николаевичу, который инициировал создание Индийского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира.

Рерихи были «живым мостом» связи между Индией и Советским Союзом. Позже, за выдающийся вклад в развитие сотрудничество между Индией и СССР, укрепление их дружбы, С.Н. Рерих был удостоен Международной премией имени Дж. Неру.

Носитель идей Живой Этики С.Н. Рерих развивал некоторые из важнейших её положений и идей, в частности, развивал идею об эволюционной роли Красоты. Он хотел, чтобы человек пришёл к осознанию того, что Красота является наилучшим проводником на пути духовного восхождения.

Герасименко Л.Н.

В г. Бангалоре Святослав Николаевич в сотрудничестве с Союзом художников создал культурно-просветительский Центр искусств при художественной академии «Карнатака Читракала Паришад», которым он руководил до конца своей жизни, возглавляя его Попечительский, Учёный и Художественный советы. Под идейным водительством С.Н. Рериха розвивалась бангалорская школа имени Ауробиндо Гхоша, претворяя идеи Н.К. и Е.И. Рерих о воспитании более совершенного поколения на основах этики и красоты. В те годы эти идеи получили воплощение и в Болгарии в сотрудничестве с министром культуры Болгарии Людмилой Живковой. !970-1980-е годы С.Н. Рерих неоднократно приезжает в Советский Союз. Он привозит выставки картин, которые экспонируются во многих городах Советского Союза, приезжает на празднование юбилеев Рерихов.

В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (СФР). В 1991 году в связи с распадом СССР по инициативе С.Н. Рериха на базе наследия, ранее переданного СФР, был создан Международный Центр Рерихов, которому С.Н. Рерих своей доверенностью от 27 апреля 1992 года, а в дальнейшем своим распоряжением от 22 октября 1992 года передал это наследие. Оно и составило основу постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР. Созданный в соответствии с концепцией С.Н. Рериха Центр- Музей успешно развивался, несмотря на препятствия, которые постоянно чинили государственные чиновники Министерства культуры. Музей стал настоящим памятником семьи Рерихов. С каждым годом расширялось сотрудничество с передовыми учеными, деятелями культуры и представителями общественности. Еще совсем недавно общественный Музей Международного Центра Рерихов гостеприимно встречал посетителей в московской усадьбе Лопухиных.

В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года под руководством чиновников Министерства культуры РФ и с помощью силовых структур общественный Музей имени Н.К.Рериха был незаконно захвачен и объявлен государственным музеем Рерихов – филиалом Государственного музея Востока. Прекрасные залы прежде общественного Музея, вызывавшие восхищение у всех, кто там бывал, разгромлены.

От того, найдут ли представители правоохранительных органов и Правительства РФ пресечь бесчинства чиновников Министерства культуры и ГМВ, зависит спасение художественно-философского наследия Рерихов, принадлежащего МЦР; зависит спасение исчезающей на глазах культуры России, без которой светлое Будущее страны не состоится. А ведь во имя этого светлого Будущего трудились все Рерихи. Святослав Николаевич был вестником Красоты и её творцом. «Будем всегда стремиться к Прекрасному!». Этот призыв С.Н. Рериха через слово, мысль, искусство давал радость тем, кто мог этот дар воспринять.

Медведенко И.А.

Сотрудница общества Медведенко Ирина Анатольевна познакомила слушателей с размышленими С.Н. Рериха о Красоте по книге «Искусство и жизнь».

«Стремление к Прекрасному должно стать для нас нормой каждодневного отношения к жизни. И в этом стремлении мы должны наиболее полно выразить себя».

«Итак. Давайте все стремиться к прекрасному, но не к чему-то абстрактному, находящемуся вне нас, а к чему-то такому, что является частью нас самих, стараясь принести красоту во все аспекты нашей каждодневной жизни. Давайте выполнять любую маленькую задачу более совершенно – иными словами, выполнять её всё лучше за всё меньшее время и со всё большим вниманием».

« Желание быть лучше, желание становиться все более совершенным человеком должно быть постоянной внутренней потребностью, которая, подобно разгорающемуся пламени, затронет все наши действия, все наши мысли и усилия. Постепенно мы сможем сделать это желание частью нашей жизни, и оно преобразует нас в то, что является нашим идеалом».

Встреча закончилась показом фильма о С.Н. Рерихе «Апостол Красоты».