14.09.2017. Концерт, посвящённый романсам.

Фото

«Музыка одушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полету воображения. Ее можно назвать

воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Платон

8 июля в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества состоялся концерт, посвящённый романсам. Его подарили слушателям солистка Кременчугского Народного ансамбля, лауреат Всеукраинского конкурса вокалистов Ивлева Елена Николаевна и обладатель гран при областного конкурса концертмейстеров среди преподавателей музыкальных школ «Сердце отдаю детям» Соболевская Нина Абрамовна - преподаватель по классу фортепиано Кременчугской Детской музыкальной школы №1 имени П.И. Чайковского.

Ведущая концерта Медведенко Ирина Анатольевна раскрыла слушателям понимание романса.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском языке. Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать. с одной стороны, поэтический жанр: особо напевное лирическое стихотворение, а также стихотворение, предназначенное для музыки; а с другой стороны – жанр вокальной музыки.


Романс подразделяется на отдельные жанровые разновидности: баллады, элегии, серенады, баркаролы, романсы в танцевальных ритмах и т.д. Развитие романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начинается во второй половине 18 века. В 19 веке, особенно в творчестве композиторов-романтиков, романс становится одним из ведущих жанров.

Возникают различные национальные школы романса: русская школа ( Глинка, Даргомышский, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Чайковский), украинская ( Лысенко, Калачевский, Нижинский, Платон, Георгий Майборода и другие).

Творчество великих мастеров романса развивалось во взаимодействии с поэтическими направлениями. В истории искусства тесно связаны имена Шуберта и Гёте, Глинки и Пушкина, Чайковского и Алексея Толстого.

Жанр романса широко использовался в симфоническом, оперном, инструментальном творчестве великих композиторов 18 – 20 веков.

21 романс подарили исполнители слушателям, открывая всё его очарование в своих выступлениях. Прозвучали романсы: «Утро туманное» (музыка Абаза, слова И. Тургенева), «Я помню вальса звук прелестный» (слова и музыка Листова),»Тёмно-вишнёвая шаль» (Шалов), романс Антониды из оперы «Иван Сусанин», «Не ветер вея с высоты» (композитор Римский- Корсаков, слова А. Толстого), «Полюбила я на печаль свою» (Музыка Рахманинова, слова Т. Шевченко), «Жаворонок» (музыка М. Глинки, слова Н. Кукольника) и др. Прозвучали романсы украинских авторов: «Заплывай же роженько весело» (музыка Майбороды, слова А. Малышка), «Чотыры волы пасу я» (музыка Кос-Анатольского), романс Оксаны «Мисяцю ясный» с оперы Гулака Артемовского « Запорожец за Дунаем»и др. Прослушали «Берёзовый романс» кременчужан на музыку Соболевской Н.А. и слова поэтесы Людмилы Мосиной, романс кременчугского композитора Михаила Калачевского на стихи М. Лермонтова «Серенада».

Кременчугская поэтеса Ревенко Наталия Павловна прочитала своё стихотворение о романсе. В заключение на бис прозвучал любимый всеми романс «Соловей» композитора Алябьева на слова Дельвига.

Сердечность, душевность, теплоту и радость подарили исполнители слушателям, которые ещё долго не расходились: делились впечатлением друг с другом, благодарили артистов за прекрасный концерт.

Фотогалерея

Фото   Фото   Фото   Фото   Фото   Фото   Фото   Фото   Фото   Фото