24.08.2017. Июньские встречи в Музее Кременчугского Рериховского общества

 

Две встречи с культурной общественностью в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества были посвящены двум темам: о «Подвижниках» и « Древнегреческом философе Платоне», которые раскрыла председатель общества Л.Н. Герасименко.

Подвижники

Фото

Непомерно расстояние между подвижником, осенённым Светом Высшим, самоотверженно действующему во благо человечества, и обыкновенным человеком, живущим земной обиходной жизнью. Каждое их деяние окружено многими причинами, которые глаз человеческий не может усмотреть. Мы знаем их под. разными именами: святые, герои, учителя, владыки. В своих жизнях они немало страдали, но их напряжённые энергии, необходимые для эволюции, приносили оздоровление пространству. Их созидательный поток энергий, объединяясь с энергией Космоса, увеличивает снижающийся потенциал нашей планеты, очищает окружающее пространство, поднимает сознание людей.

Мораль многих людей ограничена благоразумием, которое толкает их не помочь ближнему, вредить родине; благоразумием, способным изысканно оправдать всё во имя свого эго, ввергая планету своими помыслами, действиями, вожделением в то состояние, когда она окутывается коричневым газом разложения, не допускающим прохождения спасительных энергий Высших Сил. В такие времена люди погружаются в пороки, извращаются Великие Учения, и именно в такие времена появлялись и появляются Великие Подвижники. Их называют спасителями, так как они создают условия для спасения существования человечества.

Фото

Шри Кришна, Будда, Христос давали наставления на многие тысячелетия вперёд, указывая людям истинный путь жизни. Учения поддерживали их последователи новыми потоками энергий. Падма Сабхава, Дзон-Капа, Аполлоний Тианский,Св. Антоний Великий, Св. Франциск, Святая Екатерина Сиенская, Св. Тереза - и многие другие, выступавшие за чистоту духовних Учений. По горячим следам Христа появился великий Ориген, очищая Его Учение от искажения. Св. Антоний поддерживал и защищал християнство от искажения. Образом жизни, проповедями и наставленими они привлекали внимание многих людей, являлись наставниками не только рядових мирян, но и тех. от кого зависела судьба государства и даже народов. Св. Сергий Радонежский наставлял Дмитрия Донского, Е.И. Рерих переписывалась с президентом Рузвельтом. Их советы применялись и во многом содействовали процветанию и эволюционным процессам.

Фото

Подвижниками были Александр Невский, Дмитрий Донской, Жанна Д Арк, император Акбар, которые отдавали свои силы на духовный подъём людей, освободительную борьбу, формирование государства.

Почти все подвижники подвергались мучениям и гонениям.Под страхом изгнания никто не имел права произносить имён Перикла, Анаксагора, Аспазии, Фидия, Сократа, Платона, Пифагора. Такие высокие деятели не умещались в людском сознании. Но в следующие века приходило признание, как будто и поношений не было.

Фото

Каждого подвижника можно назвать героем, который может взглянуть на всё окружающее взглядом, зовущим очистить жизнь, принести истину, но за ним уже будет тащиться туман злобы, он будет опасен для невежества.

От каждого человека требуется некоторый подвиг. И он должен совершаться там, куда поставила нас судьба: вносить Учение в жизнь каждого дня, совершенствоваться для благого воздействия на окружающих, давать радость и просвещение окружающим.

Древнегреческий философ Платон

Фото

Сами греки называли Платона «божественным». Даже день его рождения связан с удивительными событиями. Родился 21 мая, в праздничный день рождения бога Аполлона - покровителя наук и искусств. Олимпиодор – философ, племянник Платона, рассказывал о явлении Аполлона матери философа перед его рождением. Платону было суджено вырасти в знатной, старинной, царского происхождения семье, с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

Платон получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о совершенном, идеальном человеке, который должен был соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Такой идеал совершенного человека издавна воспевался древнегреческими поэтами и писателями. Платон брал уроки у лучших учителей. Первоночально его именем было Аристокл, а затем Платон (по имени деда с отцовской стороны). Так исчез Аристокл – сын Аристона и в историю вошёл Платон. В юношестве и молодости его сопрвождала счастливая безмятежная жизнь: занятия живописью с пониманием великолепия красок; сочинение трагедий, прекрасних эпиграмм; награды, которые получал участвуя в Истмийских общегреческих играх

Но наступает конец этой безмятежной жизни. Платон встречает в Афинах мудреца и философа Сократа. Потрясённый встречей с Сократом Платон сжигает всё, что до этого сочинил. С этой минуты для Платона начался новый период жизни. Он обрёл учителя, которому оставался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях, став поэтическим летописцем его жизни. Благодаря Сократу он понял сияющую вечную красоту, которая есть «Сияние Истины», и которая заменила обманчивую красоту в душе Платона. Уход из жизни Сократа – учителя и друга, которого приговорили к смерти, был воспринят Платоном как трагический удар, как жизненная драма.

После смерти Сократа Платон путешествует, знакомится с Пифагорейцами в Южной Италии, приобретает один из манускриптов Пифагора, откуда взял основные идеи и план своей системы. Приглашённый в Сиракузы Дионисием Старшим Платон вызвал подозрение этого тирана, по приказанию котрого он был продан в рабство в Эгину, откуда его выкупил один друг.

Возвратившись в Афины он основывает философскую школу- Академию. Лучшие учителя преподавали в Академии математику, философию, астрономию, литературу, законодательства разных государств, естественные науки.

Произведения Платона дошли до нас почти целиком в виде 28 Диалогов, в которых учитель Сократ ведёт беседу таким образом, что давал возможность собеседнику своими собственными усилиями открыть истину в самом себе.

Платон совместил общее и частное, космическое и земное, телесное и духовное. Прекрасный Космос, по Платону, представляет собой нераздельное целое, живёт и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами и управляется законами, находяшимися вне их. По ним живёт и развивается весь Космос. Они составляют особый мир и называются у Платона миром идей, вечным в своей Красоте. «Идея» по гречески – нечто видимое. Платоновские идеи, в которых обобщена вся космическая жизнь, мыслятся не отвлечённо и абстрактно, а материально и телесно. Его идеи, управляющие Вселенной, - первичны. Они определяют жизнь материального мира. Сила сияющего света, исходящая от идей, оживляет тёмную материальную массу, придаёт ей ту или иную видимую форму по образу вечных и неизменно прекрасних форм, недоступной для грубого человеческого чувства мира идей. Мир идей вне времени. Он не живёт, а пребывает в вечности. И самая высшая идея идей – абстрактное благо, тождественное абсолютной Красоте.

Это Высшее Благо и одновременно воплощение Высшей Красоты есть по Платону, начало всех начал, Отец – буквально строитель , конструирующий видимый небесный человеческий земной мир по самым мудрым и прекрасным законам. Но видимый физический мир, однажды созданный великим мастером по своему образу и подобию, т.е. по своей идее, подвержен тлению, старению, деформации.

Так давайте же, говорил Платон, созерцать в мыслях великолепный, добрый и прекрасный мир надкосмических идей. Давайте хоть умственно шаг за шагом представим ту лестницу внутреннего совершенствования человека, которая приведёт нас к познанию Высших Идей. Давайте в каждой материальной вещи отыскивать отблеск идеальной красоты, её главную сущность. Материальное бытие есть отражение, достаточно искажённое, вечно прекрасных идей. Но это бытиё мы должны любить и ценить. В глубинах его заключена красота, и дело человека вызвать к жизни эту красоту. Проникнув в самую суть материального тела, человек поймёт и прекрасную идею, то есть душу.

Следы мировозрения Платона заметны во многих религиях и философиях. Своим гением он осветил не только греческую философию , но и християнство первых веков.

Для християнства идеи стали вечными, божественными, а платоновская концепция трактующая рождение в этом мире как падение, практически совпала с идеей первородного греха.

Из Учения Живой Этики («Надземное») мы узнаём, что Платон, которого Учитель называет Мыслителем, после смерти ушёл из земных сфер в дальние миры. « Назовём Стремительным Светом того, который предпринял труд в дальнем мире среди необычных условий. Такую нелёгкую задачу можно считать подвигом. Не случаймо, но в долгом и глубоком мышлении решил Мыслитель принести познание своё с новой плланеты …. Он понял, что идеи управляют миром и мысль не имеет пределов; таким образом сложилось уявление нового общения. ... Мир дальний Учителю не может быть лёгким даже по физическим условиям, особенно же при сохранении сотрудничества с Братством.

Лучи земные при их состоянии не могут быть лёгкими. Планета больна и равновесие нарушено.

… Учитель уже давно помышлял о дальних мирах. Он дал продать себя в рабство, чтобы тем скорее завершить земной путь. Он полностью испытал земные напряжения и успел во время последней земной жизни собрать обширный опыт.»

Подвиг Платона велик. Мы можем назвать его самоотверженным героем, устанавливающим космическое равновесие; Спасителем человечества, утверждающим Пути Надземные.

Во второй и третьей книге «Надземное» Учения Живой Этики широко и глубоко раскрыт смысл философии Платона.

Далее сотрудники общества познакомили слушателей с многими положениями философии Платона, прочитав параграфы из книг «Надземное». Дальние миры, мысль и сотрудничество были любимими поучениями Мыслителя.

«Мысль – молния, - так говорил Учитель. – Не знаете места зарождения мысли. Не можете претворить её в слова. Мысль ударяет в сознание, но без мышления она может пребывать без откровения; может лежать как зерно в гробнице, без произрастания. Могут пройти века для прорастания семени мысли. Такие засохшие мысли могут огорчать Руководителя, который через пространство посылает спасительные знаки.

…Нужно приучаться к постоянному мышлению и стыдиться безмыслия. Запомните, что безмыслие есть хаос. Человек не может не мыслить, но различие велико между дисциплинированным гармоничным мышлением и шатающимся безмыслием. Такое низкое состояние отзовётся не только на самом человеке, но и на пространстве Может ли человек заражать всё пространство?» («Надземное», 182)