08.10.2016. Встреча, посвящённая Дню памяти Ю. Н. Рериха

Рерих Ю.Н.

27 августа в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества состоялась встреча, посвященная Дню памяти Ю.Н.Рериха. Его имя, как имя ученого, известно во многих странах мира Он был одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию.

Самостоятельная научно-исследовательская работа начинает осуществляться Юрием Николаевичем уже в возрасте 21-го года. В 23 года Юрий Рерих публикует свой первый серьезный научный труд «Тибетская живопись». В 1924-1928гг. он участвует в Центрально-Азиатской экспедиции под руководством Н.К.Рериха, а в 1930г. издается книга «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», сделавшая, по выражению Л.Н.Гумилёва, «эпоху в науке». В 1931 году выходит в свет крупное монографическое исследование «По тропам Срединной Азии» на английском языке, поставившее имя Юрия Рериха в один ряд с именами замечательных исследователей Азии.

Член Кременчугского Рериховского общества Митюкова Е. более подробно остановилась на фундаментальной работе Юрия Николаевича «История Средней Азии». Этот фундаментальный труд создается Ю.Н.Рерихом во второй половине 1930-х гг после Центрально-Азиатской экспедиции. Здесь Юрий Николаевич обобщает и систематизирует огромный фактический материал и исследовательский опыт. Этот труд охватывант исторические периоды большой протяженности: с 3-го тысячелетия до н.э. и по XIV-й век н.э. Работа не была завершена Юрием Рерихом из-за недостающих материалов по открытиям советской востоковедческой науки.

«Вы спрашиваете о ходе моей работы по истории Средней Азии, — читаем в письме Юрия Николаевича своему китайскому корреспонденту от 10 августа 1939 г. — Писал я ее на рус¬ском языке, ибо как-то устал от иностранных языков. В основном работа закончена, т.е. доведена до конца Юаньской Династии (1368 г.). Остается дополнить ее данными об археологических находках последнего времени, ибо события истории народов Средней Азии излагались мною не только на основании письменных источников и к характеристи¬ке различных эпох привлекались памятники прошлого. В последнее время в этом отноше¬нии большая работа проделана на Родине, но получать оттуда книги и журналы довольно трудно. Все это требует времени. Местные же библиотеки не содержат книг на мою тему».

Во время Второй мировой войны все почтовые сообщения прервались, в первые после-военные годы решить эту проблему не удавалось. Надеясь на скорое возвращение на Родину, Н.К.Рерих в письме И.Э.Грабарю от 2 апреля 1947 г. с болью пишет:
«Печальны Твои сведения о вымирании востоковедов — Юрий и все мы очень огорчились. …. Как нужен Юрий — индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками, — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии...

Долго ли под спудом будут труды Юрия — «История Средней Азии», «История Тибета», «Тибетский словарь», исследованья о наречьях, об искусстве, о нашей экспедиции, о зве¬рином стиле, о Гесэре и многие сообщения, сделанные в Азиатском обществе? Чего ради весь этот ценный материал, накопленный в течение четверти века, должен лежать под спу¬дом, а не радовать нашу Родину? Азиатское Общество сейчас издает большой труд Юрия (1200 страниц), но по-английски. Когда же по-русски?».

Труд Юрия Николаевича Рериха по истории Центральной Азии, созданный на русском языке, не вышел в свет при жизни ученого. Его публикация состоялась в 2004 году благодаря усилиям и работе Международного Центра Рерихов.

В «Истории Средней Азии» содержатся редкие и ранее неизвестные факты по истории кочевых народов. Географическое понятие Центральной Азии получает в труде значительное расширение. Юрий Николаевич дает описание Центральной Азии как природного, исторического, культурного целого.

В ходе встречи Митюкова Е. сакцентировала свой рассказ на исторических периодах 3500гг до н.э - 8-й век до н.э. из первого тома трилогии Ю.Н. Рериха. Народы, жившие в эти исторические периоды, входили в кочевой пояс степей от Монголии на востоке и до Карпат на западе. Культуры этих ушедших народов напитали многие земли, в том числе и земли современной Украины.

Гости встречи узнали о поясе расписной керамики – 3500-2700гг. до н.э., который охватывал огромную территорию: Украина (Триполье), Туркменистан (Анау), Китай (Яншао), о быте этих народов, о характерных орнаментах на керамике, об обрядах погребения.

Так Юрий Рерих пишет: «…Для инвентаря трипольских погребений характерны двойные (бинокулярные) сосуды со спиральным орнаментом, а также большие грушевидные урны. Керамика имеет много общего с керамикой Анау, Суз и Яншао. Характерны для Триполья и медные плоские топоры, каменные топоры и булавы, поделки из кремня, рога и кости, а также глиня¬ные фигурки животных и людей. Среди остеологического материала были найдены ко¬сти лошади, овцы, крупного рогатого скота и свиньи. Население жило в хижинах, ко¬торые ставились полукругом на берегах рек, и занималось земледелием.»

Культура расписной керамики исчезает в разных географических местах почти одновременно. Ю.Рерих отмечает, что «…около 2000г. до н.э. поселения трипольской культуры были уничтожены пришельцами с востока, в которых часть исследователей видят носителей причерноморской курганной культуры. Некоторые ученые склонны считать курганный народ за предков индоевропейцев.»

«…На смену трипольской культуре в начале эпохи палеометалла в степях Причерноморья, между Каспием и Днепром, появилась палеометаллическая культура, носителями которой были высокорослые племена длинноголовой расы и которую принято называть в науке «культурой окрашенных погребений» или просто курганной культурой. Курганы эти особенно многочисленны между Волгой и Днепром и на Северном Кавказе, в Терской области, на Кубани и на Таманском полуострове. Далее на север, в поясе лесостепи: в пределах Астраханской. Черниговской, Орловской, Харьковской, Воронежской и Полтавской областей они встречаются уже реже».

На смену племенам курганной культуры пришли киммерийцы (савроматы, меоты, синды, тавры). В VIII в. до н.э. они занимали все пространство к северу от Черного моря. У этих народов, в частности у савроматов, отмечается особая роль женщины и культ богини-матери.

Нашествие скифских племен вынудило киммерийцев покинуть причерноморские степи. Юрий Рерих указывает, что «…к 900-800гг до н.э. относится последняя фаза киммерийской культуры: Михайловский клад (Галиция), клад из новгорцев (Киев), бронзовые топоры с дужками из Кобдена (Одесса). Киммерийские набеги на Закавказье и Малую Азию предшествовали нашествию скифов.»

Труд Ю.Рериха «История Средней Азии» с полным правом можно назвать энциклопедией древней и средневековой истории кочевого мира.

Об этом труде вице-президент Национальной Академии Наук Киргизской Республики, академик НАН КР – В.М.Плоских сказал так: «История Средней Азии» Ю.Н.Рериха приходит к современному читателю как труд, созданный некогда автором для будущего. Масштабность мышления этого ученого опережала своё время. Зная общее направление мирового исторического процесса, Юрий Николаевич был уверен, что время его труда обязательно наступит. Он был сеятелем, вышедшим на широкую ниву знания».

Завершилась встреча просмотром видеофильма о Ю.Н. Рерихе «Старший сын».