22.06.2016. Встреча, посвящённая 260-летию со дня рождения Вольфганга Моцарта.

 

 

Вольфганг Моцарт

28 мая в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества отметили 260- летие со дня рождения Вольфганга Амадея Мо¬царта.

260 лет тому назад в наш мир пришёл Вольфганг Амадей Мо¬царт - удивительный ребёнок, который стал ярким и необычным гением на небосклоне европейской культуры XVIII века.

О музыкальном творчестве Моцарта рассказала сотрудник общества Медведенко Ирина Анатольевна.

За свою жизнь Вольфганг Амадей Моцарт со¬здал около 700 произведений - 17 опер, 49 сим¬фоний, 15 месс, десятки концертов для различ¬ных инструментов, более 100 квартетов, сотни небольших инструментальных и вокальных пьес. Его композиторский диапазон простирал¬ся от камерной музыки, изумительных трио, квартетов и квинтетов, до крупных оперных со¬чинений, но всякий раз, независимо от жанра и формы, эта музыка отличалась эмоциональной ясностью, психологической глубиной и божест¬венной гармонией.

Взлет славы Вольфганга в юные годы был ко¬лоссальным и беспрецедентным. Шестилетний Вольфганг демонстрировал ев¬ропейской знати сочетание по¬разительной творческой мощи с обаянием детской непосредственности. В Лондоне десятилетнему Вольфгангу Ама¬дею рукоплещет Сент-Джеймсский дворец, здесь же, в Англии написаны его первые симфонии. В каталоге пьес, который ведет Леопольд Моцарт, на счету его 12-летнего сына было уже 139 сочинений.

Тринадцатилет¬ний мальчик был назначен третьим капельмей¬стером зальцбургской придворной капеллы. В том же году Моцарт в первый раз уехал в Италию. Италия конца XVIII века уже стала музы¬кальным законодате¬лем Европы, стра¬ной, где поет бель¬канто сам воздух, и Моцарт-музыкант, не перестав быть виртуозом, окон¬чательно уступил место Моцарту-композитору. «Все, чего он касался, прев¬ращалось в му-зыку», - пишет об этом времени Марсель Брион. «Да здравствует маленький маэстро!» - приветствовали его Милан, Неаполь, Болонья, Рим, Верона.

Фото

В Болонской академии существовало правило - не при¬нимать в члены академии никого моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал чле¬ном Филармонических академий Вероны и Болоньи в 14 лет, папа Климент XIV наградил его орденом Золотой шпоры. Список созданного Вольфгангом пополнился первым струнным концертом и тремя операми на антич¬ные темы. Именно с этого времени мы можем сказать, что в европейской музыке началась но-вая эпоха - эпоха Моцарта, блеск которой, отра¬женный в музыкальном искусстве, прежде всего в оперном жанре, сияет и в XXI веке.

Музыка окончательно завладела всем его существом, не было момента, чтобы она не звучала в его голове. Он вынашивал ее внутри, она рождалась и оформлялась в его сознании и только после этого ложилась на нотный стан. Часто Моцарт сочинял до двух часов ночи и под¬нимался в четыре утра, чтобы продолжить рабо¬ту. Великий труд, помноженный на божественный талант, приводили в изумление всех, кто при¬сутствовал при рождении его импровизаций.

Одна из отличительных черт музыки Моцар¬та — выразительность ее интонаций. Она звучит как человеческая речь - страстная, исходящая из самого сердца, ликующая или донельзя скорб-ная, как если бы он был нем и созвучия, соеди¬нения инструментальных тембров оставались для него единственным способом объясниться с миром. Многие писали великолепную, высокую музыку, но он ею мыслил. Его музыка не только высокодуховна, она – высокоинтеллектуальна. Она - пространственна. Наверное, поэтому так трудно ее анализировать. Минуя сухой ум, музыка эта попадает прямо в сердцевину чело¬веческую, если человек в человеке еще не погиб. Такова вся музыка Моцарта.

Последней оперой Моцарта стала «Волшеб¬ная флейта». Написанная по заказу и на либ¬ретто антрепренера Шиканедера, дру¬га Моцарта, она считается вершиной простоты и гармоничности оперного искусства. Бетховен считал ее лучшей оперой Моцарта. Гете сравни¬вал ее со второй частью своего «Фауста» и сделал попытку написать продолжение. Эти идеи воп¬лощены в либретто, где принц Тамино и пти¬целов Папагено проходят свой сложный путь. Все благородство души Моцарта, вся нежность и величие ее воплоти¬лись в «Волшебной флейте». Это были его лич¬ные идеалы, воплощенные в безупречных музы¬кальных формах.

Затем выступила перед слушателями Митюкова Елена Владимировна с темой - «Эффект Моцарта — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека»

О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже давно. С 90-х годов XX столетия появилась информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.

Ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но только прослушивание музыки Моцарта активизировало практически всю кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что Моцарт занял 1-е место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются чаще, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 – 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине; 2 – слушали аудиокнигу; 3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест до и после эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%; 2 – на 11%; 3 – на 62%.

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, независимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше. Отсюда вывод – надо постоянно поддерживать молодость.

Учёные подтверждают то, о чём говорится в Гранях Агни Йоги.

ГАЙ 1952 (II) 587. Тайна звука заключается в том, что звуковая шкала воздействует на нервную систему человека, и она начинает вибрировать в унисон со звучащей нотой или группой их. Звучание каждой ноты соответствует тому или иному центру, и это соответствие между шкалою нервной системы и шкалою звука идет по своим разделениям на октавы и тона. Каждый тон или нота в свою очередь соответствует звуку, запаху, числу, вкусу, геометрической фигуре и так далее. Отсюда – значение звука. От звука человеческого голоса начинает тотчас же вибрировать нервная система. Голос человека, каждого человека, имеет свой ключ и свой аккорд, гармоничный или дисгармоничный, в зависимости от настроенности сознания вообще и в момент произнесения звука в частности.

В этом магия человеческого голоса, и в этом магия звука.

Далее в программе встречи состоялся концерт, в котором принимали участие преподаватели по классу фортепиано Соболевская Н.А. и Дёмина Н.Г., победители и лауреаты трёх конкурсов « Сердце отдаю детям», которые проводились в Полтаве среди преподавателей музыкальных школ.

В концерте принимала участие Ивлева Елена Николаевна, наш кременчугский соловей, которая завораживала слушателей своим задушевным вокалом.

 

Фото   Фото