03.01.2016. Н.К. Рерих – Подвижник Культуры

 

Встречи, посвящённые дню памяти Н.К. Рериха.
(09.10.1874 - 13.12.1947)

12 и 26 декабря Музей жизни и творчества семьи Рерихов встречал почитателей и последователей гуманистических идей Рерихов, чтобы окунуться в мир Подвижника Культуры Николая Константиновича Рериха, замечательного художника, учёного, философа и общественного деятеля.

Многогранная личность Н.К. Рериха поражает своей мудростью и человечностью. Николай Константинович подарил нам и нашим потомкам, как писала Л.В. Шапошникова в книге «Мастер», огромный мир, «сказочный и в тоже время реальный, мир земной красоты и высоких озарений. Мир планетарный и космический прочно связал и Мастера и его Караван, прошедший через ХХ столетие, с веками предшествующими и теми, которые ещё не наступили. Эта связь оказалась настолько прочной, что было ясно - Караван вместе с экспедиционным грузом нёс на себе Великое бремя Космической эволюции человечества». Основы Этики и Культуры Николай Константинович считал целительными основаниями, без которых существует угроза возвращения в звериность и хаос.

Pic

Сотрудники Кременчугского Рериховского общества подготовили выставку книг Н.К. Рериха, доклады, прозвучали его поэзия и отдельные очерки, просмотрели видеодоклад Л.В. Шапошниковой о пророческих картинах Н.К. Рериха.

С обзором литературного творчества Н.К. Рериха выступила Медведенко И.А. Очерки Николая Константиновича представляют собой уникальное, яркое явление мировой культуры. В них говорят зримые образы и краски, которые предстают перед нашим взором в завершённой красоте. В литературных произведениях Николай Константинович воплотил синтез, соединив в них философию и науку, широчайший объём духовно-исторических и культурных знаний. Л.В. Шапошникова писала, что очерки Н.К. Рериха «представляют ту новую литературу, где ощущается дыхание будущей эволюционной эпохи, будущих новых средств выражения и будущей эстетики»

Данилевская Марина рассказала о том, что писал Святослав Николаевич о своём отце. Для него Николай Константинович был первым учителем в искусстве, учителем жизни, а также другом и вдохновителем. Вместе они решали многие и сложные проблемы, которые ставила перед ними жизнь. Во все трудные моменты жизни Николай Константинович оставался всегда самим собой, вполне уравновешенным, вполне гармоничным человеком, поэтому мог решать самые сложные задачи и находить самые лучшие решения. Н.К. Рерих имел замечательный синтез мысли. Он мог сразу включаться в то, что было самым главным. Святослав Николаевич всегда удивлялся этой замечательной точности его мысли, умению сразу войти вглубь, понять и оценить.

Pic

В самые трудные периоды жизни, периоды лишений Николай Константинович всегда творил, никогда не позволял каким-то личным затруднениям лишать себя творческой жизни. Он никогда не торопился. Всё у него было планомерно, и таким темпом он многого достигал. Никогда не терял времени на ненужные поправки, всё заканчивал с ходу, в результате делал гораздо больше тех, кто всегда спешил и в спешке должен возвращаться назад. В этом был залог его успеха. Скорость письма его была сгармонизирована со скоростью мысли.

У Николая Константиновича была исключительная память То. что он когда-то видел, читал, оставалось в памяти до последних дней его жизни. Эта память подсказывала ему решения в нужный момент.

Николай Константинович обладал кипучей энергией. У него было много широких интересов и начинаний. Все созданные им культурные организации он проводил в жизнь для объединения всего человечества при помощи культуры. Одной из самых больших сфер его деятельности был Пакт по охране культурних ценностей.Он считал, что достичь мира, взаимопонимания народов можно через культурное возвышение.

Николай Константинович был высококультурным человеком, человеком замечательных достоїнств и знаний, височайших идеалов и принципов. Вся его жизнь – образец неустанного стремления к совершенству, гармонии и служения человечеству.

Весь его жизненный и творческий путь – свидетельство праведности, которой было наполнено всё его бытиё.

Его жизнь была тщательно организована, и её можно описать как последовательное, поступательное, идеально выверенное устремление в определённом направлении.

Осознание красоты в нашей жизни Николай Константинович считал непременным условием для человечества. И его собственная жизнь явилась наилучшим примером.

Николай Константинович ставил искусство жизни выше всякого другого искусства. Вся его жизнь – предстояние перед Прекрасным и более совершенным. Трудно представить более красивую и прекрасную жизнь.

О поэтическом творчестве Н.К. Рериха рассказала Зиновьева В.В.

В поэтическом творчестве Н.К.Рериха поражает глубина стихов, их необычность по форме и содержанию. В них поиск высших, новых знаний; поиск путей к совершенствованию, к познанию Мира и себя, к духовному познанию. Его стихи, вызывают чувство восхищения и удивления. Многие стихотворения написаны еще до появления Живой Этики, однако Н.К.Рерих уже приоткрывает нам знание о наступлении Новой Эры

Обернись
Не уходи, мой друг в темноту.
Сядь так, чтоб я видел тебя.
Иначе призраки ночи
займут твое место.
. Окружены мы тенями.
Вызвало их неразумное слово.
Их разогнать не умеем.
Им повелевать мы не можем.
Близится час полунощный.
Зажги, друг, ярче огонь.
К света источнику ты
обернись.

Встретим
К двери, друг. Подойди.
Не бойся двери открыть.
Крепко светильник держи,
Не затушил, чтобы вихрь.
Слышишь, он к двери подходит.
Если открыв, ты ничего
Не увидишь – не бойся, он
Всё - таки здесь. Что должно
Прийти, то пришло.
Пришедшее
встретим.

Как мыслитель, Н.К.Рерих имел прямое отношение к формированию нового эволюционного мировоззрения, которое он назвал энергетическим. Во всем творчестве Николая Константиновича – в научных исследованиях, в художественном творчестве, в литературных произведениях отражены основные понятия и положения Живой Этики – Красота, Культура, Искусство, Знание, Законы Космоса, Совершенствование, Устремление …

В своём докладе Зиновьева В.В. обратила внимание слушателей на мысли Николая Константиновича о значении знания и невежества. Именно невежество является причиной зла и многих бед.

Pic

В очерке Николая Константиновича «Борьба с невежеством» читаем: «Уже пять веков до нашей эры с Востока раздались благословенные слова: «Невежество есть тягчайшее преступление». Затем и Великие отшельники первых веков христианства заповедали, что «невежество есть ад». Действительно из этой тёмной пропасти рождаются все братоубийственные преступления, мир наполняется той ложью и тьмою, которая способствует самым безобразным, самым жестоким и отвратительным деяниям...

Просвещение и культура будут синонимами. Как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию. В горниле такого постоянного обновления сознания очищается и сущность человеческая. В этом честном и неограниченном труде знания люди облагораживаются и начинают понимать, что есть служение человечеству и миру».

Н.К.Рерих пишет о том, что «каждый, для кого Просвещение и Культура не пустой звук, должен в своей области по мере сил бороться с невежеством.» И далее «Поистине от мала до велика каждый может и обязан внести и свою лепту в дело борьбы с невежеством … Каждый труд уже заключает в себе попытку к усовершенствованию и к просвещению. Только невежество могло унижать труд как таковой и бесстыдно насмехаться над исканиями знания». Очерк заканчивается словами: «Слава поборникам Культуры! Слава труженикам! Слава бесстрашным!»

Pic   Pic

Председатель общества Герасименко Л.Н. рассказала о значении картин Н.К. Рериха в докладе «Картины Н.К. Рериха – светоносное искусство, несущее весть Новой Эпохи».

Космическая эволюция несёт в себе новое искусство, новое творчество, новую более сильную и тонкую энергетику. На последней пресс-конференции 17 марта 2015 года Л.В. Шапошникова сказала, что все четверо Рерихов «были тесно связаны с Космосом. Космической эволюцией. Это сложная система знаний, для передачи которых был необходим человек, способный их усвоить и интерпретировать. Такими людьми были Рерихи, это была главная их миссия. Они передавали высокое эволюционное творчество на нашу планету, и в частности, в Россию. Процесс такой передачи проходит разными путями: и через картины, и через философию, и через литературу, то есть через всё творческое наследие Рерихов».

Pic

«Какими прекрасными образами наполнил Гуру пространство, и в каких прекрасных полотнах частично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Говорю: частично, ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. Правильно названы его полотна идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определенные идеи, четко запечатленные в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущенным, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на нее смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его» ( «Грани Агни Йоги», том 11, 713.)