19.11.2015. Прекрасное – действенно.

 

«Культивирование прекрасного, поиск большего совершенства,
большего равновесия, гармонии является кратчайшим путём к высшим сферам».
« Вам и всем соотечественникам говорю: будите в себе Прекрасное!»

С.Н. Рерих

Pic

В знак почитания Святослава Николаевича Рериха – философа, художника, миротворца, искусствоведа, учёного, путешественника, общественного деятеля, почётного президента Международного Центра Рерихов (МЦР) 31 октября в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества отметили 111-летие со дня его рождения

С.Н. Рерих - личность планетарного масштаба, провозвестник зари Нового Мира, вестник космической эволюции. Его прекрасные художественные произведения, выставки которых привлекали внимание десятки и сотни тысяч зрителей, его выступления, лекции перед большими аудиториями, беседы оказали благотворное влияние на множества людей. Картины С.Н. Рериха находятся во многих музеях мира, что свидетельствует о значимости его гуманного творчества.

Председатель общества Герасименко Л.Н. в своём выступлении представила первый том сборника « Будите в себе Прекрасное », изданного МЦР и приуроченного к 111- летию со дня рождения С.Н. Рериха.

В сборник включены малоизвестные материалы. Включены многочисленные интервью С.Н. Рериха, выступления, беседы, лекции, а также воспоминания учёных, деятелей культуры, журналистов, крупных политиков, дипломатов; включён полный комплект стенограмм К.А. Молчановой, записываемые в течение трёх десятилетий.

Докладчик кратко остановилась на впервые публикующихся материалах сборника: статье о художественной технике Н.К. Рериха, очерке, написанном в соавторстве с Ю.Н. Рерихом о Елене Ивановне Рерих; на речи Святослава Николаевича во время последнего визита в СССР, связанного с организацией Советского Фонда Рерихов; на его выступлениях в Болгарии.

О Елене Ивановне в своём совместном очерке сыновья писали: «Её жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование иного прекрасного мира, осознание которого проведёт человечество к новым достижениям, к новым откровениям». «Она постоянно утверждала, что построение Нового Мира идёт, и что Новый Град будет создан трудом человеческим».

С.Н. Рерих писал о своём отце как одарённом творческом художнике: «Его техника была также богата, как и его исключительно одарённая природа»; «Величайшие Горы Мира запечатлены им в бесконечных переливах и блистании тонов так, как никто их не смог передать до него. И кажется, что иногда он действительно пришёл к предельным достижениям нашими ограниченными физическими средствами». Святослав Николаевич очень высоко ценил своего отца, на вопросы в беседах на выставках своих картин он всегда говорил, что отец был его главным учителем не только в живописи, но и наставником в жизни.

В статье «Искусство и люди», на своих лекциях Святослав Николаевич делился своими мыслями о назначении и роли искусства в духовном совершенствовании человека. Как и Р. Тагор, который произнёс однажды: «В искусстве наша внутренняя сущность шлёт свой отклик наивысшему, который являет себя нам в мире Беспредельной Красоты, поверх бесцветного мира фактов», Святослав Николаевич верил в великую силу искусства. Он писал: «Подобно Прометею Подлинный художник спускает к нам на Землю Небесный огонь своего великого вдохновения, опыта и красоты, и подобно Орфею выстраивает он посредством гармонии своего искусства стены Града Небесного».

Как философа его интересовала тема становления совершенного человека. В одном из интервью Святослав Николаевич сказал: «Воспитание внутреннего человека – это самое главное и является, в конце концов, единственной настоящей целью». То есть он считал главной задачей человека – пробуждение скрытых духовных сил.

Великая семья Рерихов оставила всем поколениям духовный завет: «Надо вернуть миру облик Красоты». Николай Константинович Рерих говорил: «Мир надо беречь. Красоту надо беречь». « Вот этот его завет оставлен нам в Знамени Мира», - обращал внимание Святослав Николаевич в своих беседах и встречах. Как и Николай Константинович, С.Н. Рерих хотел, чтобы человек пришёл к осознанию того, что Красота является лучшим проводником на пути духовного восхождения.

«Мы должны искать красоту во всём», - утверждал Святослав Николаевич. Его привлекала только Красота, которую он изображал на своих картинах. Святослав Николаевич говорил: «В жизни, когда мы видим что-то некрасивое, мы можем от этого отвернуться, но когда это зафиксировано и с величайшим мастерством, то мы не можем от этого уйти. Оно останется для кого-нибудь. Поэтому я всегда искал красоту». «Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасёт мир, (это) желание создать что-то более прекрасное – прекрасную жизнь, прекрасные отношения».

Учение Живой Этики, составляющее основу творчества Рерихов, говорит о том, что Красота – один из великих законов Космоса. Проявляясь на Земле в различных формах: в искусстве, процессах Природы, взаимоотношениях людей, знании – она уже есть отражение космической Красоты.

Pic

Один из разделов книги, который представила сотрудница обшества Данилевская Марина, посвящён супруге С.Н.Рериха – Девике Рани Рерих. Она была беззаветно преданной женой, другом Святославу Николаевичу, была его музой.

Девика Рани – внучатая племянница Рабиндраната Тагора по матери, дочь выдающегося военного врача, полковника медицинской службы М.Н. Чаудхури. Девика изучала актёрское мастерство и музыку в Королевской Академии драматических искусств и Королевской Академии музыки в Лондоне. Затем изучала прикладное искусство, специализируясь на текстильном рисунке и декоре, а также архитектуру.

В юном возрасте она уже зарабатывала себе на жизнь, работая дизайнером по текстилю в ведущей художественной студии в Лондоне. В 1933г. вышел первый индийский звуковой фильм «Карма» с участием Д.Рани. Затем были роли в 15 фильмах в течение 10 лет.

Публика очарована прекрасной внешностью актрисы, непринуждённым стилем её игры. Ей присуждены высокие награды за выдающийся вклад в киноискусство. Девика заслуженно именуется Первой Леди индийского кино.

В 1944г. состоялась встреча С.Н. Рериха и Девики Рани, которая оказалась судьбоносной. Девика Рани в расцвете своей кинокарьеры уходит из кино и начинает новую жизнь. Она всячески помогает Святославу Николаевичу в организации выставок, поддерживает связь с общественностью, помогает содержать фруктовый сад в Кулу и плантацию эфироносов около Бангалора. Она ведёт активную общественную деятельность. Многие годы Девика Рани была активным членом Национальной Академии танца, драмы и кино, членом Центрального правительственного департамента по наглядному просвещению, Академии изящных искусств, Всеиндийского совета по народным ремёслам и т.д.

Pic

Из воспоминаний К.А. Молчановой: «Девика обожала своего мужа и считала своей миссией помогать ему во всём, что ей по силам, и не только в малых, бытовых делах...

Это была очень красивая, небольшого роста, с большими тёмными внимательными глазами, удивительно яркая женщина. Поведение и поступки её тоже были всегда красивыми и благородными. Она - очень женственная, доброжелательна и приветлива со всеми. Благодаря этому, в её присутствии всегда создавалась непринуждённая атмосфера».

Девика происходила из высшей, браминской касты, но в ней не было кастовых предрассудков, ни малейшего высокомерия по отношению к кому бы то ни было. Став в молодости артисткой, Девика Рани сознательно бросила вызов своему сословию. Это был её гражданский акт во имя поднятия духа индийской женщины. К.А. Молчанова вспоминает интересный эпизод в Ленинграде на завершающем этапе подготовки выставки С.Н.Рериха в Эрмитаже, когда Девика сфотографировалась с уборщицами, и этим дала другим понятие о необходимости уважать человека независимо от его общественного положения.

Узнав о том, что К.Молчанова может стенографировать, Девика попросила непременно записывать для истории всё, что говорит С.Н. Рерих. Так благодаря Девике появились на свет записи бесед и выступлений С.Н.Рериха. Тогда ещё не было диктофонов и эти записи стали историческими документами.

Девика Рани неизменно сопровождала своего мужа в его поездках в Россию, они всюду были вместе. Во время выступления Святослава Николаевича в Географическом обществе в Ленинграде его попросили кратко рассказать о супруге. Он ответил: «Вы видите перед собой живой кусочек Индии, который я смог вам привезти. Она очень обогатила мою жизнь и обогащает. Она – тот ближайший контакт, который я имею с Индией, и может быть одна из главных причин, почему я так люблю Индию».

Из писем Девики Рани К.А.Молчановой о Святославе Николаевиче: «Он самый удивительный человек из всех, которых я встречала в своей жизни, говоря это, я имею в виду то, что встречалась с такими людьми, как Тагор, Неру, Ганди, Эйнштейн, великими писателями, поэтами, артистами. Среди всех, Святослав выделяется как Сияющая Звезда. Это потому что, я думаю, в его гениальной личности отражается и ярко светит многогранная индивидуальность. Кроме того, самое прекрасное в Святославе – это абсолютная простота. Он кажется настроенным на Беспредельность, и тем не менее он умеет приложить руки к любой самой незначительной работе, если её надо выполнить. Он никогда не говорит о морали и не учит высшим ценностям жизни, но находящийся рядом учится, глядя на него...»

Pic

В заключение слушателям была представлена литературно-музыкальная композиція «Энергия любви – сила Света» (вокал, поэзия), в исполнении Елены Кравченко и Любовь Михайловны Пащенко.

Л.М. Пащенко представила шедевры великого искусства Поэзии, о котором философ и поэт Серебряного века Владимир Соловьёв говорил, что оно есть "цветение и сияние духовных сил". Поэзия - это язык Творца, поэтому стихи диктуются любовью, без которой у жизни нет продолжения. Поэзия - это Музыка, и Музыка - это Поэзия. И если прекрасные стихи соединяются с прекрасной музыкой, то по словам гениального поэта Бориса Пастернака, "мелодии текут прямо по вашему нерву к сердцу". Первый номер программы был посвящен памяти Святослава Николаевича Рериха и Людмилы Васильевны Шапошниковой:

***
В час безмолвного заката
Об ушедших вспомяни ты,-
Не погибло без возврата,
Что с любовью пережито.
Пусть синеющим туманом
Ночь на землю наступает
Не страшна ночная тьма нам:
Сердце день грядущий знает.

Владимир Соловьев

"Письмена" - называл стихи Н.К.Рериха Максим Горький , это - некие заповеди, обращенные к человечеству. Написаны они " верлибром "( "белый стих" или "свободный стих").Этот тип стихосложения скреплен внутренним ритмом и поэтической логикой построения. Стихи Н.К.Рериха - философская притча; это круг, кольцо, которым, словно стальным обручем, схвачено всё произведение. Название и окончание стихотворения - одно и то же слово. Строки стихов Н.К.Рериха намагничены высокой энергетикой устремлённой мысли.

Над водоёмом склонившись,
мальчик с восторгом сказал:
"Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!"
"Мальчик мой милый,
Ты очарован одним отраженьем,
тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри!
Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидать великое небо.
Своими руками глаза себе
не закрой."

Н.К. Рерих «Не закрой» (1916г.)

В программе звучали стихи Давида Самойлова, Николая Константиновича Рериха, Рабиндраната Тагора, Владимира Набокова, Максимилиана Волошина.

Pic

Елена Кравченко порадовала слушателей исполнением песен: - "Эхо любви"(музыка Евгения Птичкина на стихи Роберта Рождественского), "Парижский снег" (муз.А.Бабаджаняна на стихи А.Вознесенского), "Три зимы" (муз.и слова К.Меладзе), "Ах, этот вечер" (муз.М.Дунаевского на стихи Л.Дербенева), "Город влюблённых людей"( муз.В.Гамалия на стихи Вл.Орлова), "А знаешь, всё ещё будет" ( муз.Марка Минкова на стихи В.Тушновой), "Квітка-душа"( муз.К.Меладзе на стихи Д.Гольдэ), "А над ней парили ангелы..." (муз. и слова Вячеслава Тюльканова - поэта, композитора, педагога) "Маленький принц"("Звездная страна") - муз.Микаэла Таривердиева на стихи Николая Добронравова.