27.03.2015. Духовный континент Чюрлениса

Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент.

Ромен Роллан

chyurlenis

С 10 марта Кременчугское Рериховское общество экспонирует выставку репродукций картин художника, музыканта, поэта и философа, Микалоюса Константинаса Чюрлениса «Духовный континент Чюрлениса» в Кременчугском педагогическом училище.

Чюрленис, выросший в Литве, был явле¬нием мирового масштаба. Он был первым, «кто в начале XX века показал путь Но¬вой красоты, пройдя через мучительный поиск, выводящий на космические просторы иных миров. Он прошел по «тропе святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь теургом в полном смысле этого слова», - пишет Людмила Васильевна Шапошникова в своей работе «На берегах иных миров» в книге «Тернистый путь Красоты».



2
3
4
5

Микалоюс Чюрленис был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделяться. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

«В нем жил синтез искусств и мысли, соединивший в одно целое музыку, художество, слово и глубокую философию. В нем существовали два мира - земной и тот, иной, Красота которого звучала на его полотнах. Придя к живописи уже зрелым человеком, он совершил в ней революцию, которая не сразу была понята и осознана его современниками и до сих пор, полагаю, до конца не осмыслена потомками тех совре-менников. Он изменил в человеческом сознании соотношение миров и снял с иного, Тонкого Мира пелену, мешающую видеть его реальность. И в этом заключалась удиви-тельная магия чюрленисовских картин, их необычная притягательность, ибо там, в их глубинах, зарождалась и светилась Новая Красота — Красота иного, невидимого обычным глазом мира, но проявленная кистью гениального художника и тонкого музыканта. Музыка и живопись, слившись в искусстве Чюрлениса, дали неожиданные и звучащие нездешние краски и формы, которые мы видим на полотнах художника» («На берегах иных миров»). Музыкант, композитор стал первооткрывателем этой Новой, тонкой Красоты, ее высоковибрационной энергетики.

Чюрлёнис написал около 300 произведений. Его картины наполнены оптимизмом, позитивом, приятной теплотой, гармонией. Мир его картин не ограничен пределом человеческого взгляда. Ему удалось своей мыслью, чувствами, духом коснуться космической беспредельности и глубин внутреннего мира человека, который с этой беспредельностью связан. На его картинах земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания, странно утончённые формы древних миров, земных и в то же время неземных, проплывают в прозрачной мгле башни и древние стены, в небе светятся незнакомые нам созвездия.

Картины Чюрлениса привлекают своей музыкальностью и удивительным ритмом. Музыка звучит в формах, в цвете, в композиции и в названиях картин - «Фуга», «Соната», «Прелюд». Музыка звучит космическим мироощущением, рассказывает о затонувших городах Атлантиды, о жизни Солнца, о сотворении звезд, о древних не-ведомых цивилизациях. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Его творчество представляет своеобразную живописную симфонию.

« Искусство Чюрлениса, - писал один из исследователей его творчества Марк Эткинд, - словно романтический полёт в мир чистой и светлой сказки. Полёт фантазии в мир космоса, к солнцу, к звёздам». Мы чувствуем этот полёт в триптихе «Сказка», цикле «Сказка королей»;1907, космогонических циклах «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907.

Чюрленис является автором первых литовских симфонических поэм «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907), увертюры «Кястутис» (1902), кантаты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета, произведений для хора, капелла на тексты псалмов. Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

Людмила Васильевна писала, что «у Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой. И тот и другой были слиты воедино. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ. В этом, по всей видимости, и заключались истоки особенностей и тайны его твор¬чества. Можно сказать, что он не только видел и слышал Инобытие, но и творил в тес¬ном сотрудничестве с ним».

Свет, который мы видим в разных мирах, отличающийся один от другого лишь своей интенсивностью, и музыка, от мира к миру меняющая свои вибрации, и есть та преображающая творческая Сила, которая ведет материю Космоса и человека по эволюционной лестнице восхождения от земной Красоты к иномирной, от Красоты, изживающей себя, к Красоте новой, нарождающейся.