23.12.2014. «Жизнь и творчество семьи Рерихов» – лекция в Кременчугском педагогическом училище.

1

В библиотеке Кременчугского педагогического училища в рамках выставки репродукций Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, экспонируемой Кременчугским Рериховским обществом, 9 декабря прошла лекция сотрудника общества Зиновьевой В.В. « Жизнь и творчество семьи Рерихов».

Вся жизнь Рерихов была служением человечеству, Культуре, искусству, Красоте. Все их проекты – творчество и выставки Николая Константиновича в Лондоне, Париже, Америке, в которой с его искусством познакомились зрители 30 городов; открытие в Америке культурных учреждений и организаций, Центрально – Азиатская экспедиция, открытие научно-исследовательского института «Урусвати» в Гималаях, создание в сотрудничестве с Великими Учителями Живой Этики, философии космической реальности; грандиозный проект - Международный договор в защиту памятников истории и культуры, известный как Пакт Рериха, – все это служило и служит людям, служит эволюции человечества.

Деятельность Николая Константиновича, его размышления привели к убеждению, что в историческом процессе развития человечества именно культура играет ведущую роль. «Состояние экономики – лишь следствие того положения культуры, в которое ее поставила цивилизация», - писал Н.К. Рерих. Он подчёркивал, что именно Культура является устоем эволюции человечества, та Культура, к которой он относился как святому понятию, которая является почитанием Света, сочетанием жизни и красоты, сердцем и любовью. И пока сильные мира сего этого не поймут – не будет расцвета государства и продвижения эволюции.

Настоящее положение культуры в обществе привело нашу цивилизацию в тупик, который подтверждают экономические кризисы, войны, локальные вооруженные конфликты, экологические проблемы.

Идеи Рерихов дают пути решения этих актуальных проблем. Нужен приоритет высокой Культуры, гармония сердца и интеллекта, равновесие культуры и цивилизации. Нельзя научные открытия использовать во вред человечеству, как это произошло, например, с открытием атомной энергии. Об этом пишет и философ, историк, академик, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха в Москве Л.В.Шапошникова. Она, как и Н.К. Рерих, утверждает, что путь эволюционного развития человечества один – через Культуру и Красоту: «И этот путь неизбежен, других путей нет».

Н.К.Рерих мечтал, чтобы Красота искусства, Культура объединили бы народы и приблизили эпоху взаимопонимания и мира. Он писал, что «об искусстве и культуре нужно думать во все времена жизни, даже самые тяжкие. Всегда, во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий».

2

«Основой Культуры является добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты». – писал Н.К. Рерих. Как важно, именно педагогам, нести в себе и взращивать в детях эти высокие понятия. Дети должны любить и замечать прекрасное во всей жизни, во всем, что нас окружает: не просто смотреть на картины или природу, а осознанно видеть их, чувствовать красоту линий, цвета; строить красивые отношения между людьми.

Все больше педагогов в своей работе руководствуются принципами, изложенными в гуманно – личностной педагогике, апологетом которой является академик Ш. А. Амонашвили. Главное – видеть в ребенке личность и помнить о мудром принципе – « сначала любить, а потом учить».

Сейчас массово приходят на Землю дети нового сознания. Они приходят с готовыми знаниями, они обладают более высокими интеллектуальными и духовными качествами. Эти дети бывают сложными, с ними бывает трудно. И на родителях, и на педагогах лежит ответственность за этих детей, к ним нужен гуманно – личностный подход, основанный на любви и духовной общности. Учитель не должен позволить заглохнуть тому высокому, с чем они пришли.