29.11.2014. Новости МЦР.

Николай Рерих: сын России, гражданин Вселенной

1

«Мир через культуру» — этот призыв, прозвучавший за несколько лет до начала Второй мировой войны, актуален и сегодня, когда отмечается 140-я годовщина рождения одного из его авторов — Николая Константиновича Рериха. Имя этого выдающегося русского художника, ученого, философа, писателя золотыми буквами вписано в анналы человеческой цивилизации. В этом же году исполнилось четверть века создания Международного Центра Рерихов в Москве — общественной организации по изучению, сохранению и популяризации творческого наследия этой уникальной семьи. Что в наши дни привлекает к нему внимание российской и мировой культурной общественности? Об этом мы беседуем с Президентом Центра, видным российским дипломатом и востоковедом Александром Лосюковым.

Александр Лосюков: В последнее время в международных отношениях складывается сложная, конфронтационная и угрожающая безопасности мира обстановка. То тут, то там вспыхивают очаги военных конфликтов, гибнут люди, разрушаются города и селения, безжалостно уничтожаются духовные ценности. В этих условиях миротворческую роль культуры и тех, кто посвятил себя служению идеалам гуманизма и прогресса, трудно переоценить. ХХ век стал самым разрушительным в человеческой истории. Нарастание агрессивности в мире в последние годы не может не вызывать самых серьезных опасений за будущее нашей цивилизации. Ведь даже локальные и ограниченные по масштабам конфликты в совокупности по уровню гуманитарных и материальных потерь приближаются к мировым войнам. К сожалению, человечество пока не выработало надежные международные инструменты, которые могли бы предотвратить рост военной опасности. Ни ООН, ни ОБСЕ, ни региональные международные организации оказались не в состоянии поставить надежный заслон возникновению вооруженных конфликтов. Мы весьма быстро движемся к перманентному состоянию уже не «холодной», а какой-то «полугорячей» войны. В этой связи возникает насущная необходимость обеспечения общих, скоординированных действий межгосударственных организаций и международной общественности по предотвращению глобальной угрозы. Между двумя мировыми войнами, в конце 20-х годов прошлого века, наш соотечественник Николай Рерих подготовил и предложил главам государств подписать договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Позже он стал известен как Пакт Рериха.

РФС: По признанию видных политиков, деятелей науки и культуры, многие из его положений и сегодня не утратили своей актуальности...

А.Лысюков, биография

Александр Лосюков: Пакт Рериха внес неоценимый вклад в историю развития международных отношений. Это был первый универсальный межгосударственный договор, направленный на сохранение культурных ценностей человечества от разрушения и уничтожения как во время войн, так и в условиях мира, если возникает угроза таким ценностям из-за невежества, небрежности, вандализма, стихийных волнений и внутренних конфликтов. Очень важно, что в Пакте сделана увязка и определена взаимосвязь понятий Культуры и войны. Смысл этого вывода в том, что, расширяя пространство Культуры в ее широком смысле, мы соответственно сокращаем пространство возникновения военных конфликтов. Осознав значение этой простой, на первый взгляд, формулы, Николай Рерих и его семья всю жизнь посвятили утверждению тезиса «Мир через Культуру». Николай Константинович, конечно, не был единственным человеком, кто понял смысл этой взаимозависимости. Но его заслуга состоит в том, что он первым в истории в четко сформулированном виде довел эту идею до оформления в международный договор. И сделал это практически в одиночку, используя свой высокий авторитет в мире как ученого, философа и деятеля культуры. Благодаря его усилиям в тридцатые годы возникло мощное движение в поддержку подписания этого Пакта, причем в условиях надвигавшейся Второй мировой войны. Принятие данного документа 21 государством стало важным антивоенным актом. И сегодня на фоне событий в Украине, разрастающегося конфликта на Ближнем Востоке, взрывоопасной ситуации в Афганистане и ряде других стран он заслуживает того, чтобы о нем снова вспомнили.

РФС: В Пакте Рериха эксперты-международники выделяют несколько смысловых уровней: эволюционный и исторический, земной и космический, философский и политический...

Александр Лосюков: В идеологеме этого документа сошлись фактически все направления развития человеческой цивилизации. В нем установлен особый символ Пакта — Знамя Мира. На его белом фоне изображен красный круг, в который помещены три соединенные сферы. Знамя не только знак Пакта Рериха, оно имеет более глубокий смысл, связанный с космической эволюцией человечества. Не зря его поднимали в космос советские космонавты. Оно провозглашает триединство прошлого, настоящего и будущего. Его можно также трактовать как призыв к единению Искусства, Науки и Религии в Поле Культуры, охваченном кольцом Вечности. Но какую бы трактовку мы ни принимали, этот символ всегда приобретает универсальный характер. Современная наука рассматривает Знамя Мира как системную триаду, которая образуется при условии существования равноправных элементов на одном уровне общности. Это основа триединства и движущая сила эволюции. Кстати, выход из военного конфликта двух противоборствующих начал видится в обеспечении триединства, которое утверждает примирение всех противоречий. Разрабатывая идею Пакта, Николай Рерих исходил из того, что разрушение культурного наследия «истончает» тот духовный слой, который собственно создается человеческой цивилизацией и передается из поколения в поколение. Трудно представить, что из нашего окружения вдруг исчезнут музеи, библиотеки, произведения изобразительного искусства, архитектурные памятники прошлого, банки информации, уйдут в небытие и те энтузиасты, которые занимаются сбором, изучением и сохранением наследия прошлого. И что тогда ожидает человечество? Дегуманизация нашей планеты. Человек лишится своего статуса «сапиенс» — «разумный» и останется лишь частью животного мира.

РФС: А для нашей сегодняшней России насколько могут быть полезны гуманитарные и эволюционные идеи Николая Рериха?

Александр Лосюков: Духовные ценности, созданные великим мастером, имеют, безусловно, планетарный, даже вселенский характер. В нашей стране последние десятилетия много сил и энергии тратится на формирование национальной идеи, которая была бы способна объединить все слои общества и народы России. Предложений много, но, по-моему, пока она так и не сформулирована. А ответ лежит, как говорится, на поверхности. Сохранение культуры и истории должно стать нашей национальной идеей. Движение к миру, созиданию и гармонии через Культуру с большой буквы и является той объединительной основой, которой нам сегодня так не хватает.

РФС: Семья Рерихов — явление удивительное. Каждый из ее членов отмечен тем или иным талантом, каждый сумел реализовать свои дарования в конкретные дела и свершения. Причем каждый в отдельности отличался уникальностью и неповторимостью, но вместе они создали гармонично единое гуманитарное наследие. Известно, что огромный вклад в творчество Николая Константиновича внесла его жена Елена Ивановна...

Александр Лосюков: Все Рерихи родились и жили до мая 1917 года в России, затем много путешествовали и побывали во многих странах Европы и Азии, в США. Но их творчество всегда незримыми нитями было связано с Родиной. Действительно, каждый из четырех членов семьи оставил очень богатый и неповторимый след в духовном, научном и культурном творчестве. Необычайная гармония и взаимопонимание в их отношениях представляли собой удивительное духовное единство, где каждый был по-своему высокоодарен и уникален. Это поражает и удивляет. Жизненный путь и творчество Рерихов проникнуты преданностью идеалам общего блага, наполнены самоотверженным служением во имя мира, добра и духовной эволюции человечества. Подойти с обычными мерками к их вкладу в мировую цивилизацию значит не понимать главной сути сделанного ими. Мысли и деяния намного опередили их сознание, да и наших современников. С течением времени исследователи начинают лучше, но далеко не до конца, осознавать значение беспримерного подвижничества этой семьи. Думаю, ее идеалы Красоты и Знания, Мира и Созидания еще надолго останутся той нравственной вершиной, к которой стремятся люди. Николай Константинович, выпускник Петербуржской академии художеств, помимо живописи, увлекался археологией, историей, культурой и философскими учениями Востока. Его творческое наследие более 7 тысяч картин, рисунков и эскизов, разбросанных по различным странам мира. Его перу принадлежат бесчисленные литературные и научные произведения — книги, очерки, статьи и дневники. Елена Ивановна Шапошникова стала верной спутницей жизни и духовной соратницей мастера. В своих книгах он называл ее «вдохновительницей и другиней». Благодаря ей он познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии Рамакришны и Свами Вивекананды, творчеством Рабиндраната Тагора... Наиболее известный философский труд Елены Ивановны — «Живая Этика», которым она продолжала заниматься всю свою творческую жизнь. Эта уникальная система познания, основанная на законах эволюции Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и населяющее ее человечество. Она перевела труд известного теософа Елены Блаватской «Тайная Доктрина», а также сборник избранных посланий духовных учителей — махатм «Чаша Востока». Это издание позволило русскоязычным читателям познакомиться с философскими учениями Тибета и Гималаев. В Москве вышло из печати полное 9-томное издание сочинений Елены Ивановны, в котором использованы материалы отдела рукописей Международного Центра Рерихов.

РФС: Достойными продолжателями дела своих родителей стали их сыновья Юрий и Святослав. Правда, каждый из них избрал собственную сферу творчества. Что, на ваш взгляд, их объединяет и что различает?

Александр Лосюков: Объединяет их, конечно, то, что они были очень близки по своему духовному складу, и каждый стремился в той или иной форме продолжать дело своих родителей. Отличает то, что каждый избрал свою сферу творчества и путь реализации своих дарований. Старший сын — Юрий Рерих стал одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века. Он в совершенстве владел более 30 языками и диалектами, блестяще знал историю, культуру, религиозные и философские учения Востока. Юрий неизменно сопровождал отца и мать в их научных экспедициях в Гималаи, Тибет, Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Более 35 лет старший сын Рерихов провел за границей, из них большую часть вместе с родителями в Индии. В июне 1941 года, после нападения фашистов на Советский Союз, он написал телеграмму на имя советского посла в Индии с просьбой зачислить его добровольцем в Красную Армию. Но на Родину ему довелось вернуться лишь в 1957 году с началом «хрущевской оттепели». Получив советское подданство, он начал работать в Институте востоковедения АН СССР и возглавил сектор философии и истории религий Индии. За короткий срок (Ю. Рерих умер в 1960 году) он сделал столько, сколько иным ученым не удается за всю жизнь. Он фактически возродил традиции отечественного востоковедения, создал школу тибетологии, начал преподавание языка санскрита, заложил основы новой науки — номадистики, изучающей жизнь и обычаи кочевых племен. Им был подготовлен к изданию тибетско-русско-английский словарь. Младший — Святослав Рерих в юности проявлял интерес к естественным наукам, что гармонично сочеталось в нем с высокими художественными способностями. В Англии, а затем в США он изучал архитектуру и изящные искусства. Свой творческий путь художника Святослав начал как портретист. Но далее проявился более широкий творческий диапазон мастера. Помимо портретной он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи, проявил себя как виртуозный мастер кисти и изобретательный экспериментатор. С 1931 года Святослав жил в Индии и вдохновенно полюбил эту страну, ее искусство, культуру, природу, людей. Он называл ее своей второй родиной, хотя первой неизменно, как и его родители, считал Россию. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, как и старший брат, Святослав обратился в советское посольство в Индии с просьбой о зачислении его в ряды Красной Армии. Получив отказ, он не опустил руки, а начал собирать средства от продажи картин и организации выставок. Затем направлял их в советский Красный Крест. Благодаря своему авторитету и широкой общественной деятельности Святослав добился того, что в августе 1948 года Индия подписала Пакт Рериха о защите культурных и исторических ценностей. Первая выставка Святослава в СССР открылась в мае 1960 года в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, а через месяц — в ленинградском Эрмитаже. С тех пор с произведениями мастера смогли познакомиться любители живописи во многих городах страны. А в 1989 году по инициативе художника был создан Советский фонд Рерихов (с 1991 года — Международный центр Рерихов). В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, Святослав передал в распоряжение Фонда наследие своей семьи. В него вошли картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотека и личные вещи родителей.

РФС: Когда смотришь на живописные полотна Рериха, создается впечатление, что он как бы видел нашу планету сверху, из космоса, из глубин Вселенной...

Александр Лосюков: Безусловно, это какой-то особый дар и талант. В 1980 году известная пророчица и ясновидящая ХХ века Ванга заявила, что произведения Николая Рериха зашифрованы. Они содержат особые откровения и важные предсказания для будущего. А сам мастер не только художник и ученый, но и вдохновенный пророк. К этой же мысли приходят и многие сегодняшние исследователи его творчества. Примечательно, что одна из малых планет Солнечной системы, открытых учеными Крымской астрофизической обсерватории в 1960 году и зарегистрированная под номером 4426, получила название «Рерих». В этом видится мировое признание больших заслуг великого художника и ученого перед жителями Земли, свидетельство вселенского значения его творческого наследия, которое предупреждает человечество о грозящих ему опасностях и одновременно освещает людям путь в грядущее.

 

Беседовал Александр Сухопаров
Фото Юрий Паршинцев

 

Источник