27.11.2014. Международный Центр Рерихов - уникальный центр культурного просвещения.

Посвящается юбилейному году Рерихов.

В Музее жизни и творчества семьи Рерихов 25 октября состоялась встреча с культурной общественностью Кременчуга и Комсомольска «Международный Центр Рерихов – уникальный центр культурного просвещения». В программе встречи были темы:
1. 23 октября -110 лет со дня рождения художника, философа, общественного деятеля С.Н. Рериха.

2. Обзор международной научно-общественной конференции «Россия и наследие Рерихов», посвящённая юбилейному году Рерихов.

3. Видеозапись выступления в МЦР инструментального ансамбля «Лада» (г. Хмельницкий)

1

«Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к Прекрасному станет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». «Я думаю, именно в эти дни мировых пожарищ и смятений следует обратиться к ценностям вечным. К ценностям высших творческих устремлений человека, которые не подвластны временным разрушениям и раздорам», - писал Святослав Николаевич Рерих, художник, мыслитель, общественный деятель.

О С.Н. Рерихе, его искусстве рассказала перед собравшимися председатель общества Герасименко Л.Н.

Красота, ее суть, ее роль в эволюционном развитии человечества и связанные с этим энергетические процессы составляли основу философских взглядов Святослава Рериха. С.Н. Рерих придавал искусству и красоте важное и значимое место в жизни. Он писал об искусстве и красоте, что в них заключены сверхъестественные силы. «Мы должны беречь окружающую нас красоту, все красивое в нашем доме, все прекрасное в нашей жизни, и это окажет свое ответное влияние на нас и наших детей», -писал С.Н. Рерих в своей статье «Искусство – великий магнит». Прекрасное искусство имеет высокую миссию, миссию преображения сознания, создания человека высокой духовности. На полотнах Святослава Рериха живёт Красота. «Будем стремиться к Прекрасному»,- слова Святослава Николаевича, которые стали девизом его жизни.

Н.К. Рерих высоко ценил искусство своего сына С.Н. Рериха. В своём очерке «Святослав» он писал: «Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас лучшее. … Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! Кто же разобьёт светильник, чтобы погрузить жилище во мрак. А ведь каждое высокое творческое произведение есть именно такой богоданный светильник. В радости любования таким творением мы ещё раз любим всё Высшее, мы ещё раз складываем прекрасную молитву духа.

Прекрасно если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым всё тёмное, всё бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное».

Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника.

Святослав Николаевич передал через свою доверенную Л.В. Шапошникову свою долю наследия родителей и свои картины в Россию для создания общественного музея. Международный Центр-Музей, созданный в соответствии с концепцией С.Н. Рериха, превратился в уникальный центр культурного просвещения. В своём «Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств» Святослав Николаевич писал, что «Создание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов».

2

Во второй части программы встречи Герасименко Л.Н. рассказала о Международной научно-общественной конференции в Международном Центре Рерихов «Россия и наследие Рерихов». В своём рассказе остановилась более подробно на докладе Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице президента МЦР Л.В. Шапошниковой «Россия и наследие Рерихов». Первыми словами доклада Людмилы Васильевны были: «Россия не очень хорошо отнеслась к наследию» Она сослалась на то, что признаком этого являются семь томов, которые были изданы МЦР в защиту имён и наследия Рерихов, и подчеркнула, что ни один деятель культуры не имел такого «наследия».

В Космосе, в пространство которого входит и наша планета, формируются законы космической эволюции, и самым важным из них является « Высшее ведёт за собой низшее в эволюции». Людмила Васильевна обратила внимание на то, что ни одно низшее тело в эволюции не может пройти свой путь не прикоснувшись к этому закону. Наша эволюция на Земле должна чётко соблюдать этот закон, который для неё является главным. При этом Людмила Васильевна отметила, что наша планета относится к низшему варианту – трёхмерному, в Космосе же существуют высшие миры измерений многих степеней. Эта связь Высшего с низшим проходит через человека, людей, которых называют космическими вестниками, особых людей высшего расширенного сознания. Через них проходит тропинка к Высшему Космосу, который влияет на нашу эволюцию и является её фундаментом. У нас есть одна структура на Земле – Шамбала, в ней находятся Великие Учителя, мудрецы, которые дают нам необходимые знания в виде Учений, влияющих на нашу эволюцию.

Сейчас время необходимости формирования Нового Мира, которое переживает довольно тяжёлое время. Об этом пишут Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Учение Живой Этики даёт знание о Космосе, о целях в жизни. Буддизм и Калачакра, христианство, учение Кецалькоатля, Живая Этика – Учения одинаковые в своей основе, так как направлены на одну цель : расширение пространства Света и сужение пространства тьмы, необходимость расширения сознания человека, необходимость формирования новой науки и новой системы познания, нового творчества. Новое и старое всегда сталкиваются в борьбе. В результате победы Света в жизнь должен войти Новый Мир.

Учения обладают способностью импульса, который двигает эволюцию. Высшее Знание идёт к нам в качестве информации через вестников, которые способствуют формированию Нового Мира. В первую очередь это была семья Рерихов. Первая весть Живой Этики была направлена в Россию. Людмила Васильевна назвала несколько причин этого. В первую очередь, положение пространства России, находящегося между Востоком и Западом, во вторую, именно в России в 20-м веке сложилась группа учёных, представителей нового мышления, нового подхода к исследованиям Мироздания и особенностей космической эволюции, работы которых формировали этот Новый Мир. Это – К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И. Вернадский.

О взаимоотношении Рерихов с государством Людмила Васильевна сказала, что при жизни Рерихов оно не было особенным. Однако подчеркнула, что российское государство было более интеллектуальным, чем правящий состав сейчас в России.

Затем она рассказала о наследии Рерихов, их завещании передать наследие в Россию. Рассказала, что Святослав Николаевич прислал письмо в Россию, где написал, что надо сделать, чтобы привезти наследие в Россию и создать общественный Музей. Он включил Людмилу Васильевну в качестве директора Музея. Людмила Васильевна отказывалась, так как у неё не было опыта этой работы. Но после слов С.Н. Рериха, который сказал, что «если Вы не хотите принять моё предложение, в Россию наследие я не передаю, я найду другую страну, более умную, чем Ваша», Людмила Васильевна приняла на себя эту ответственность.

Людмиле Васильевне пришлось столкнуться с большими сложностями. Она рассказала о том, как государственные органы хотели получить наследие и всячески препятствовали ей, как не просто было долететь с наследием, пришлось даже сидеть рядом с ним в грузовом отсеке.

На пути к Большому Музею было много препятствий от чиновников Музея искусств народов Востока, Министерства культуры. Пытались отнять наследие. Были суды.

Был меценат, банк которого разрушили и лишили музей его материальной помощи.

В заключении доклада Людмила Васильевна отметила, что «Новый Мир в России сейчас находится под судом». Чтобы состоялся Новый Мир за него надо бороться и это зависит от нас, тех, которые понимают, что такое Новый Мир и космическое мышление.

Во время конференции Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в России Бойко Коцев вручил памятный знак «Самарский крест» Л. В. Шапошниковой. Он сказал: «В Болгарии к Вашему имени и делу выдающегося учёного, философа, писателя, неустанного общественного деятеля относятся с исключительным уважением».

Далее Герасименко рассказала о докладе первого заместителя Генерального директора Музея Стеценка А.В. « Наследие Рерихов и власть». Стеценко А.В. отметил, что антагонизм власти к наследию прослеживается с Центрально-Азиатской экспедиции, когда Н.К. Рерих и Елена Ивановна прибыли в Москву в 1926 году. С того момента началось преследование властью Рерихов. Инструментом власти в борьбе с наследием всегда были ложь и клевета. Истоки противостояния власти и наследия, подчеркнул Александр Виталиевич, надо искать в пространстве борьбы цивилизации и культуры. Если культура по Рериху есть почитание Света, то цивилизация, есть обустройство жизни, и если подходить с этой точки зрения, цивилизация является орудием борьбы против Света. « Говоря конкретно о цивилизации, надо понимать конкретно и государство, не как общность территории, языка, культуры, а государство как аппарат чиновников, потому что чиновники олицетворяют своим присутствием государство, и главным инструментом этих чиновников является власть». Стеценко А.В. привёл слова русского философа Бердяева, который писал, что «существует вечный конфликт между ценностями культуры и ценностями государства», что « государство, в лучшем случае, позволяет ходить по равнине, но восходить на высокие горы не позволяет». Живая Этика, являясь импульсом космической эволюции, данная из высокого источника, «выводит человека из замкнутого круга обыденности на простор эволюции, естественно власть не хочет этого допустить, потому что теряется контроль над человеком».

Стеценко А.В. подчеркнул, что в основном имеем агрессивное отношение чиновников к Музею. В культуре России не найти другого примера такого циничного отношения государственной власти, как к наследию Рерихов. Та часть наследия, которую привез Ю.Н. Рерих в 1957 году, разграблена. Осталась та часть, которую Юрий Николаевич подарил Русскому музею, выставку которого можно было в этом году посмотреть в Санкт-Петербурге. Стеценко А.В. озвучил, что на выставке в книге отзывов была такая запись: «Хватит скрывать сокровище от народа».

Затем Стеценко А.В. особое внимание обратил на то сопротивление, которое пришлось преодолевать, чтобы добиться создания общественного музея. В своём письме «Медлить нельзя» Святослав Николаевич Рерих писал о создании именно общественного музея. С подачи государственных органов, Министерства культуры власти стремились отобрать наследие, усадьбу Лопухиных и разрушить музей.

Несмотря на это музей превратился в Международный научно-просветительский центр. О таком музее мечтал С.Н. Рерих, когда опубликовал концепцию его развития. « Именно этого не хотела допустить власть на протяжении всей нашей истории. Поэтому в 2013 году власть нанесла самый мощный удар по нашему музею», - обратил внимание Александр Витальевич.

Далее Александр Витальевич высказал предположение, почему был выбран 2013 год. Этот год был годом самой активной общественной международной деятельности по популяризации Пакта Рериха. Власть не дала возможности закончить проект по Пакту Рериха в странах Латинской Америки. Стеценко А.В. привёл слова Л.В. Шапошниковой из её книги «Сожжение тьмы», что деятельность Центра по популяризации Пакта дала вторую жизнь Пакту. В этом году вышел фильм «Зов космической эволюции», дающий мощный импульс для распространения идей Пакта. Впервые в фильме был сконцентрирован рассказ о Рерихах как Вестниках космической эволюции. В этом же году начали реализовывать соглашение, которое подписали с трестом в Индии, направленное на возрождение деятельности института Урусвати. Согласовали план реставрации по созданию на территории музея научного комплекса, который полным ходом начали осуществлять.

Несмотря на трудности начали проект по Индии. Выставки прошли с большим триумфом. Уже есть заказы с других городов. Но нет средств, чтобы перевозить выставку из одного города в другой.

Власть нашла самое больное место и ударила по меценату Б.И. Булочнику, тем самым лишила его возможности финансирования общественного музея. В «Обращении МЦР», опубликованном на сайте, чётко была определена причина прекращения деятельности банка: устранение возможности Б.И. Булочнику оказывать помощь МЦР. На Б.И. Булочника обрушились угрозы и запугивания, чтобы он прекратил финансировать музей. Борис Ильич не сломился и выстоял. Потому и поплатился.

В настоящее время под серьезным давлением со стороны чиновников было отменено решение Хамовнического суда о признании МЦР наследником С.Н. Рериха, ГМИИ им. А.С. Пушкина пытается отсудить часть территории, принадлежащей МЦР, и воспрепятствовать дальнейшему воссозданию архитектурного облика усадьбы Лопухиных. Сейчас музей находится в стадии кассационной жалобы.

Власть изолировала МЦР от всего бизнеса, от всех центральных средств массовой информации, В МЦР отмечали День Мира 22 сентября под патронатом ЮНЕСКО. Об этом и вообще о мире не было сказано ни одного слова. « Я уверен, что наша сила в деятельности в сфере культуры». В ноябре исполнится год, как музей работает в этой ситуации. Деятельность не остановилась, люди работают, хотя с июня не все сотрудники получили зарплату. Помогла мощная общественная поддержка музейного сообщества, людей культуры и особенно рериховских организаций. Руководство Москвы передало в безвозмездное пользование два здания. Это не позволило врагам разрушить музей.

В заключение выступления Стеценко А. В. наметил две основные задачи, которые надо выполнить в этих условиях: сохранить музей и наследие. « Если есть музей, значит есть основа, есть возможность для продолжения создания Новой Страны в России, страны высокой большой Духовной Культуры, которую создал Н.К. Рерих». « При любых обстоятельствах мы должны продолжить нашу культурно-просветительскую деятельность, связанную с идеями Пакта Рериха. Без этого нельзя, в этом наша сила».

В конце встречи присутствующие просмотрели видеозапись выступления в МЦР инструментального ансамбля «Лада» (г. Хмельницкий))