05.10.2014. Мир через Культуру – задача Пакта Рериха. Рерих и Украина.

Посвящается юбилейному году Рерихов

«Мир может заложиться в сердце человеческом,

но оно может преисполниться доверием лишь через

Культуру. Мир через Культуру — наш постоянный девиз».

Н.К. Рерих

27 сентября в Музее жизни и творчества семьи Рерихов прошла встреча с культурной общественностью города Кременчуга, посвящённая юбилейному году Рерихов.

Мир через Культуру – задача Пакта Рериха

pakt

Именно ему принадлежит мысль, что мир придет через Культуру. Николай Константинович призывал к Миру через Культуру. Он был уверен, если укрепить мир истинным пониманием культуры, то и мирное сосуществование и содружество утвердится. В наши дни этот призыв особенно актуален, и реализация положений Пакта Рериха является вкладом в борьбу за сохранение мира. По инициативе Н.К. Рериха было поднято Знамя Мира, Знамя Культуры, идеи которого непосредственно связаны с космической эволюцией.

Председатель общества Л.Н. Герасименко, касаясь этой темы, представила главу «Мир через Культуру» из книги Л.В Шапошниковой «Сожжение тьмы». Война – это безумство на планете, которое продолжается и в наше время. Людмила Васильевна пишет, что «пока она существует, мы не сможем продвигаться по ступеням космической эволюции. Ибо люди, участвующие в войне, получают там опыт убийств, насилия, грабежей и разрушений. Такого рода опыт обесчеловечивает человека и ввергает его в инволюцию».

«Даже сейчас, - пишет Людмила Васильевна, - солдаты идут в чужие страны, убивают их защитников и разрушают в первую очередь культурные ценности».

Земля – космическое тело и подчиняется космическим законам, поэтому война затрагивает и миры иного состояния материи, плачевные результаты которой там более ощутимы, чем на самой планете. «Нужно понять, - читаем мы в Живой Этике, - что человечество вступает в период постоянных войн. Никто не помыслит, какой опустошительный костёр создаётся, когда множество людей укрепляет губительный круг около всей планеты. Это тот самый змей, который хуже льдов и снегов».

О войне размышляет в своих письмах и Е.И. Рерих: «Но так как мы живём в мире, где всё ещё и прежде всего уважается физическая мощь, и придётся ещё долго внедрять в сознание молодых поколений об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодёжи, всё же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей родиной».

Ссылаясь на философию космической реальности - Живую Этику, Людмила Васильевна пишет о причинах войны: « На первом месте стоят люди в большинстве своём находящиеся в правящих кругах. От них многое зависит в жизни каждого народа. Невежество и низкий уровень сознания толкает их в критические моменты к насилию, которые кончаются, как правило, войной».

Л.В. Шапошникова подчёркивает, что Учитель, представляющий Высшее космическое начало, который был инициатором Пакта, определил Пакт Рериха как «Мир через Культуру». Избавиться от войн можно только через Культуру, потому что именно она поднимает сознание человека, являясь основой его духовной жизни.

Во многих странах МЦР проводил выставки, посвящённые Пакту Рериха, на которых звучал девиз «Мир через культуру» - наследие Рерихов продолжает свой путь космической эволюции.

Данную главу Людмила Васильевна заключает такими словами: «Есть космический закон – тьма разрушает, Свет созидает. Культура по своей природе всегда созидательна, и если мы в России не добьёмся укрепления культуры, то будущее её будет печальным. Слова «Мир через Культуру» заключают в себе путь и помощь Высшего космического начала. Всё теперь зависит только от нас».

Во время выступления был показан видеофильмы: « Актуальность Пакта Рериха в современном мире» и «Пакт Рериха. История и современность в г. Магнитогорске».

 

Рерих и Украина.

 

Во второй части своего выступления Л.Н. Герасименко коснулась темы «Рерих и Украина». «Мои связи с Украйной завязались давно», фраза, с которой начинается очерк «Украйна», написанный Николаем Константиновичем в 1947 году на склоне своей жизни, обнадёживает, вдохновляет украинских исследователей, искусствоведов, научных работников и даёт им право на исследование этих связей. Благодаря их работам украинские почитатели и последователи идей творчества Н.К. Рериха получают ещё большую радость от причастности и прикосновения в культурном пространстве к духовному магниту, которым является творчество и жизнь Н.К. Рериха, обновляющие и устремляющие сознание к Знанию, Свету и Красоте.

Одним из первых, кто обратил внимание на эту связь в культурном пространстве, был Степан Яремич (1869-1939) – украинский и русский художник, искусствовед; с 1918 года – главный хранитель Эрмитажа. В начале ХХ столетия, в течении многих лет сотрудничал в Петербурге с Н.К. Рерихом; автор биографического эссе «У истоков творчества» для монографии «Рерих» (1916г.) В эссе С. Яремич пишет: «…через Микешина он постиг и страстно полюбил украинского поэта Т.Г. Шевченко, одного из величайших певцов степи и простора, какой когда-либо существовал на свете.

Необъятное чувство первобытного приволья, опъяняющий аромат волнующейся степи и беспрерывной смене бесконечной цепи воспоминаний, начинающихся вчерашним днём и след которых совершенно теряется в глубинах древности, проникновенное понимание жизни настоящего момента, библейская энергия языка, глубокая сердечность и строгая простота – все эти элементы поэзии Шевченко имеют огромное значение в эстетическом развитии Рериха».

Юрий Ивакин - доктор филологических наук, прозаик, впервые в Украине в 60-х годах обратившийся к теме «Рерих и Шевченко», в своей статье «Рерих и Шевченко» отмечает: «В январе 1959 г., воспользовавшись пребыванием в Киеве сына художника – Юрия Николаевича Рериха (во время выставки картин Рериха), автор этих строк, расспрашивал его об отношении славного творца к Шевченко. Ю.Н. Рерих убедительно подтвердил, что отец в течение всей жизни очень любил Шевченко. Он же рассказал директору Музея русского искусства О. Малашенко, что «Кобзарь» принадлежал к любимым книгам отца и часто читался в семейном кругу. Ю.Н. Рерих допускал, что какие-то материалы относительно этого, возможно, есть в архиве художника».

Ю.Ивакин отмечает глубокий и своеобразный характер влияния Тараса Шевченко: « Поэзия Шевченко была одним из самых сильных художественных впечатлений Рериха в очень ответственный для каждого творца период его творческого самоопределения, другими словами, встреча с гением пробудила в нём художника, стала тем творческим импульсом, который ускорил кристаллизацию творческой личности молодого творца, который дальше пошёл своим собственным путём». Сильная духовная энергия Кобзаря встретила понимание, восприятие и внутренний отклик.

В статье Ивакин пишет об учреждении общества имени Т.Г. Шевченко на квартире отца Н.К. Рериха, инициатором которого был М.О.Микешин, один из друзей отца Н.К. Рериха. В своём письме от 28 января 1904г. к журналисту В.О. Михневичу Микешин пишет: «Мой универсал, покрытый многочисленными подписями высокопост. людей, вместе с проектом Устава уже на рассмотрении у министра В(нутренних) Д(ел)».

Такое общество не могло быть разрешённым царским правительством, которое пыталось вытравить из сознания людей память о Шевченко, поэтому продолжало нелегально собираться на квартире Рерихов.

С 19 января 2000г. по 18 февраля 2001г. в Национальном Музее Тараса Шевченко в Киеве демонстрировалась выставка «Рерих и Шевченко» согласно проекта «Рерих и Шевченко», подготовкой которого в течении 10-ти лет занималось Украинское рериховское общество (руководитель Козар В.А.). В 2004 году Украинским рериховским обществом – Украинским отделением МЦР был издан «Каталог выставки 2000-2001 годов. Статьи и материалы круглого стола «Рерих и Шевченко». Руководитель проекта Владимир Козар во вступительном слове каталога выставки пишет: «…тщательно изучая эти скупые свидетельства истории, мы ощущаем поток другой истории, который за словами Н.К. Рериха осуществляется «вне историков». Этот поток проходит сквозь сердца человеческой жизни, есть сутью и касается в большей мере духа этой жизни, а не его внешней социальной материи». Судьба наследия Т. Шевченко такова, подчёркивает В.Козар, что советский режим старался поставить его на службу своей идеологии, и наследие перешло перегруженное социальным контекстом, поэтому оно ожидает нового прочтения.

Николай Скиба – историк, этнолог ведущий научный сотрудник Национального музея Тараса Шевченко в своей статье «Рерих и Шевченко, или история вне историков» пишет, что в Киеве в рукописном отделе ИМФИ им. Рыльского НАН Украины находится портрет К.Ф. Рериха,отца Н.К. Рериха, выполненный М.Микешиным (1894г.) во время обсуждения Устава общества с автографами участников, среди которых есть и автограф Н.К. Рериха, тогдашнего студента. В статье читаем информацию о том, что в 1908 году в Петербурге вышло второе издание «Кобзаря» под редакцией Виктора Доманицкого, к которому был причастен и Рерих. «В 1911 году М.Ф. Беляшевский, - пишет Н. Скиба,- устроив юбилейную выставку произведений Шевченко в залах Киевского городского музея обращается к Н.К. Рериху с просьбой выслать два портрета Закревских кисти Т.Г. Шевченко. На это Николай Константинович ответил короткой телеграммой «С удовольствием исполню». Ныне переданные Рерихом картины украшают экспозицию Национального музея Тараса Шевченко в Киеве».

Н.Скиба, исследуя творчество Шевченко и Рериха, отмечает близкие параллели, созвучия между ними. У Рериха в его очерке «Засуха» читаем: «Велика засуха почвенная. Но ещё более велика засуха духовная. Будем думать, что в заботах оросительных будут приняты во внимание не только орошения почвы, но и вдохновения духа человеческого. Ведь без этих духовных орошений не состоится ни лесонасаждение, ни травосеяние, ни открытие подлинных источников. В любви преобразится и качество труда. В любви процветут пустыни».Созвучное мысли Н.К. Рериха звучит из Х1Х столетия Шевченковское слово: «І люди темнії, незрячі, Дива господнії побачать. Прорветься слово, як вода, І дебрь-пустиня неполита, Зцілющою водою вмита, Прокинеться; і потечуть Веселі ріки, а озера Кругом гаями поростуть…»

В творчестве интерес Н.К. Рериха к Украине отметился его заинтересованностью к Киевской Руси. («Вечер богатырства киевского», «Славяне на Днепре», «Поход Владимира на Корсунь» и особенно его знаменитые эскизы декораций к «Князю Игорю»

«В отделе рукописей Третьяковки,- пишет кандидат филологических наук О.Шостак в своей статье «Взаимосвязь творческого наследия семьи Рерихов с украинской национальной культурой», - нами найдены отрывки стихов, которые свидетельствуют о намерении Рериха сделать свой поэтический перевод «Слово о полку Игоря», в частности «Плач Ярославны».

В очерке «Чутким сердцам» Николай Константинович вспоминает о хождениях по святыням в разные годы. Среди них он отмечает Подолье, Волынь, Киевщину, Почаев, Днепровье, Крым. В этом очерке отмечает: «В 98-м – статьи по реставрации Святой Софии, переписка с Соловьёвым, Стасовым».

Затем Герасименко Л.Н представила статью председателя Украинского Рериховского общества, художника-космиста Козара В.А. «Рерих и Украина». С любовью В. Козар говорит об Украине как ещё не открытом духовном материке чрезвычайно «утонченной культуры, полной сердечности и душевной лиричности. Энергетика этой культуры должна сыграть свою роль в грядущих преобразованиях мира как общечеловеческое явление».

В статье В. Козар описывает разнообразие взаимосвязей Рериха с Украиной в его откровенной любви и творческом сотрудничестве с носителями оригинальной самобытной культуры талантливого украинского народа.

Упоминает об обществе Т.Г. Шевченко: «Еще в 90-х годах ХIХ века на квартире Рерихов в Петербурге начиналось первое общество им. Т.Г.Шевченко. Рерих пишет: ««Дид» Мордовцев, Микешин – целый круг украинцев и поклонников Украины и ее славного певца собиралось у нас под председательством моего отца Константина Федоровича».

Козар рассказывает о путешествиях Н.К. Рериха в разные годы по Украине. «В 1895 году Рерих совершает свою первую поездку по Днепру, посещает Киев, Софийский Собор, Киево-Печерскую Лавру (очерки «Нерушимая стена» «Киев» Рерих с отцом специально приезжают на освящение росписи Владимирского Собора в Киеве. И тонкое чутье Рериха отзывается на росписи Врубеля в Кирилловской церкви, имитировавшие мозаики Софии Киевской.

По дороге в Крым Рерих выходит на живописные берега Днепра – Триполье, Канев, Хортицу. Исследует древние могилы, исторические памятники Запорожской Сечи, пишет эскизы, зарисовывает. Сохранился рисунок Рериха «Запорожцы под дубом».

Путешествие по Украине поразило молодого художника. На склоне жизни он вспоминает: «Первое впечатление было в Киеве, где мы остановились на пути в Крым. Был ясный солнечный день, я пошел на базар. Тогда еще базар был истинно Гоголевским сходьбищем. Прекрасные плахты, монисто, вышитые рубашки, ленты, на и шаровары, как синее море. Накупил плахт, всякой всячины, наслушался звонкой певучей речи и навсегда сохранил память о бандуристов» Начинается большой творческий процесс, который длится фактически всю жизнь».

Из статьи узнаём ещё об оном важном документе «из фонда Н.К. Рериха Отдела рукописей Третьяковской галереи: письмо М.О. Микешина Рериху с вложенной фотографией скульптуры украинца, на обороте которой надпись: «Це діло треба розжувати» А в другом письме он расшифровывает: «Поедешь в Канев на могилу Тараса Григорьевича – поклонись ему низко от меня и скажи, что любил и уважал я его, как родного отца». Кроме того, было известно, что у Микешина остался ларец Шевченко с землей из Украины, который Кобзарь всегда имел при себе. Таким образом, когда в 1896 году умирает Микешин, его поручение относительно поездки в Канев и необходимость положить землю с Украины на могилу Шевченко становятся для Рериха завещанием. Хотя пока еще не найдены документальные подтверждения посещения Рерихом могилы Шевченко в Каневе, все-таки можно без сомнения считать, опираясь на яркие факты сопроводительных документов, записей, зарисовок и обязательность Рериха, что завет Микешина был выполнен».

В.Козар много лет исследовал и работал над темой «Рерих и Украина» и представляет нам материалы для ознакомления. «В конце 1890-х – начале 1900-х годов все его проекты воплощаются в научные экспедиции, раскопки, складываются серии картин «Славяне. Начало Руси», «Каменный век». Возникает проект музея древних славян, где он хочет расписать все от пола и до потолка, замыслы христианских модерных храмов, памятников, мозаик, фресок, театральных постановок и т.п. Практическая реализация этих проектов однозначно подтверждает их связь с Украиной.

Вот небольшой перечень работ, которые говорят сами за себя:
– 1903-1907 годы, совместная работа Н.К.Рериха и архитектора В.А.Покровского в имении ученого-востоковеда В.В.Голубева в селе Пархомовка Володарского района на Киевщине – церковь Покрова Богородицы, архитектура, мозаики и фрески. Архитектурный ансамбль Пархомовки – это не осознанное многими до сих пор явление рождения нового «высокого стиля» в храмостроении и иконографии под влиянием нового прочтения традиций Софии Киевской и народной традиции – своеобразный синтез науки, религии и культуры;
– 1906-1908 годы, совместная работа Н.К.Рериха с архитектором А.В.Щусевым: Троицкая церковь в Почаевской Лавре. Опять оригинальная мозаичная иконография и образное метаисторическое предчувствие событий. Вот что отмечает Рерих в своем очерке значительно позже: «Тридцать лет тому, как на Почаевской мозаике мне захотелось созвать сонм русских воителей. Так над западным входом собрались славные воины, ставшие крепким дозором. Скоро от Запада пришел враг. Враг всякой Руси, враг всех народов русских. Но просчитался враг, жестоко просчитался, потому что не понял сущности Народа Русского».
– 1908 год, в Киеве проходит выставка картин Рериха, вызвавшая широкую полемику в прессе;
– 1909 год, выставка в Харькове. Получают широкое признание эскизы мозаик и росписей церкви в Пархомовке;
– 1910 год, Рерих дарит Киевскому художественному музею картины «Идолы», «Славянский городок»;
– 1911 год, Рерих активно участвует в организации первой выставки картин Т.Г.Шевченко в Киеве.
– 1913 год – вновь выставка в Киеве в составе художественного объединения «Мир искусства».

«Слухи о проектах разрушения Киевских святынь достигают Рерихов в Манчжурии, Китае и Индии. Судьба Софии Киевской, Печерской и Почаевской Лавры, Михайловского Златоверхого монастыря, Кирилловской церкви, других выдающихся памяток культуры мирового значения глубоко волнует Рерихов. Возможно, лишь Рерих понимал настоящую метаисторическую суть духовных магнитов «Матери городов Русских».

«Мало кто знает, что София Киевская не чудом была спасена, а ценой больших усилий именно Рериха. Он просил Ромена Роллана лично предупредить Сталина - не разрушать Софию Киевскую. «Нерушимая Стена» осталась незыблемой благодаря нерушимости Рериховского слова. Но, к сожалению, большую часть духовных святынь спасти не удалось.

С болью воспринимал Н.К.Рерих известия о репрессиях в Союзе. Он открыто выступал против сокрушительной политики руководства страны, защищая интеллигенцию. Чувствуя неизбежность Второй мировой войны, он предупреждал в своих произведениях об опасности, но, так же как другие, не был услышан».

«Еще с большим стремлением возвращается Рерих к циклу «Начало Руси» и как бы повторяет его заново, пробуждая скрытые силы народа на великую битву, в победоносное завершение которой он свято верил. Понятие Родины Рерих понимал глубже и шире, чем условный временный политический режим, это понятие касалось глубин культуры, космической сущности духа народа. Поэтому дальновидность Рериха утверждала Победу и еще какое-то непостижимое предчувствие «Русского века»: «На Руси будет праздник. Позовет к нему народ всех, кто принес пользу Руси. Взаимно улыбкою обменяются сотрудники всех веков. Для русского века потребуется неограниченное знание» Но это неограниченное знание Родина получит еще не скоро. Речь идет об Учении Живой Этики – философии космической реальности».

«Свой очерк «Украйна» Н.К.Рерих заканчивает словами: «Украине - любовь и привет. От Гималаев сердечный привет Всесоюзным народам» По-рериховски надо понимать всесоюзность народов в планетарном и космическом значении Братства и планетарного народоустроения. Украина в этом контексте занимает важное место, так как на ее путях заложено много магнитов в далеком прошлом и пребывало много Титанов Духа, таких как Шевченко и Рерих».

«Сейчас в Украине хранится около 60 работ Николая Рериха Это целый музей, если принимать во внимание энергетический импульс вещей, к которым прикасался Рерих, и значение их для будущего. В начале нашей суверенности этот импульс ощутили многие, даже из высокопоставленных людей – министры культуры, творческая интеллигенция, люди разных профессий; один из президентов Украины готов был поддержать проект создания такого музея в Украине. И это была настоящая жажда по духовному, настоящее чувство, рефлексия на культурное явление, необходимое для построения Новой Украины. Вот такая красочная мозаика главных связей Рериха с Украиной. Личная причастность художника к жизни Киева, Украины делает близкой и весомой фигуру Н.К.Рериха для современного культурного развития нашего государства».

 

Вот такая красочная мозаика главных связей Рериха с Украиной. Личная причастность художника к жизни Киева, Украины делает близкой и весомой фигуру Н.К.Рериха для современного культурного развития нашего государства».