21.09.2014. Встречи в августе, посвящённые дню рождения Ю.Н. Рериха.

y.rerih

16 и 30 августа в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества прошли встречи, посвященные Ю.Н.Рериху – учёному с мировым именем, крупнейшему востоковеду ХХ века, основоположнику науки номадистики, одному из крупнейших лингвистов и энциклопедистов ХХ века. Директор института тибетологии в Сиккиме Нирмал Сингх писал о Юрие Николаевиче: «Ю.Н.Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки».

Среди многочисленных научных работ по востоковедению, которыми занимался Юрий Николаевич, была и система Калачакры буддизма Ваджраяны. Калачакра – одна из двух систем буддизма, объясняющая строение мира, в том числе внутреннего мира человека, тайн мира, невидимого обычному сознанию. Эта система, согласно тибетским источникам, появилась в Индии во второй половине Х века и затем в ХI веке распространилась в Тибете. Согласно традиции Калачакры, это учение было преподано Буддой королю Шамбалы Сучандре в Индии. Король и его приемники хранили учение Калачакры в течение многих веков и передали его ищущим знания в Индии в конце Х – начале ХI веков.

В книге Н.К.Рериха «Шамбала сияющая», написанной в 1928 году после Центрально-Азиатской экспедиции, мы можем найти ряд фрагментов, посвященных учению Калачакры, которые приоткрывают для читателя суть этого великого учения:

«…Вы, западники, постоянно мечтаете подняться на Эверест в тяжёлых ботинках: но мы достигаем тех же высот и гораздо более высоких пределов без затруднений. Надо только думать, изучать, запоминать и знать, как сознательно усваивать весь свой опыт в тонких телах. Всё указано в Калачакре, но лишь немногие постигли это.

…Как нам проявить наше великое понимание? Воистину, мы мудры в духе: мы знаем всё, но как нам вызвать это знание из глубин нашего сознания и передать его нашему уму? Как распознать необходимые границы между жизнью аскетической и жизнью простой? Как узнать, сколько мы можем оставаться отшельниками и сколько должны мы работать среди людей? Как узнать. какое знание может быть открыто безо всякого вреда, а какое, может быть, самое возвышенное можно разглашать лишь немногим? Это знание Калачакры.

…Кто может жить без пищи? Кто может жить без сна? Кто не подвержен жаре и холоду? Кто может исцелить раны? Истинно лишь тот, кто изучает Калачакру

…Что раскрыто в Калачакре? Есть ли в ней какие-либо запреты? Нет, в высоком учении изложено только созидательное. Это так. И эти же высокие силы предлагаются человечеству. И строго научно показано, как природные силы стихий могут быть использованы человечеством. Когда говорится, что кратчайший путь через Шамбалу, через Калачакру, это означает, что совершенство не есть недостижимый идеал, но что искренним и ревностным устремлением оно может быть достигнуто здесь, на этой самой земле и в этом же воплощении. Таково Учение Шамбалы».

2

В 1932 году в журнале Гималайского Института научных исследований Ю.Н.Рерих публикует свою работу «К изучению Калачакры». с которой в переводе с английского ( автор Н.Н. Шабанов, г. Харьков) познакомила слушателей председатель общества Герасименко Л.Н.

Юрий Николаевич подчёркивал, что «важность системы Калачакры в религиозной жизни Тибета очевидна из наличия многочисленной литературы, посвященной системе, и того мощного влияния, которое она оказала своим учением на буддийский мир Центральной Азии». Юрий Николаевич впервые систематизировал и представил научному миру богатство тибетской литературы, посвященной Калачакре, а также предложил методологию изучения «Калачакра-тантры». Трудный для понимания характер системы, ее глубокий символизм явился одной из важнейших причин, которая помешала западным ученым постичь ее доктрину. Поэтому «Калачакра-тантру» нельзя понять, если читать ее текст буквально, пренебрегая толкованиями традиционных комментариев.

Юрий Рерих писал, что «цель настоящих исследований - дать переводы некоторых текстов тибетских исторических сочинений, касающихся доктрины Калачакры и царства Шамбалы, и тем самым проложить путь к переводу и подробному комментированию Калачакра-мулатантры и других текстов, вошедших в Канджур и Танджур».

Нить от знания прошлого протянута и в наши дни. Сотрудница Кременчугского Рериховского общества Е.В.Митюкова продемонстрировала фотографии и рассказала гостям встречи о «Днях буддийской культуры Тибета», которые проходили в Международном Центре Рерихов с 3 по 10 августа, накануне дня рождения Ю.Н.Рериха. В эти дни происходила церемония построения песочной мандалы Калачакры тибетскими монахами V официальной делегации Монастыря-университета Дрепунг Гоманг из Южной Индии.

 

Фото  Фото  Фото

 

Мандала – это художественный символ сложной структуры, который интерпретируется как дом божественных существ, куда молитвами монахов приглашается божество, в честь которого она создается. История строительства мандал восходит к VI веку до н.э. Все мандалы имеют внешнее, внутреннее и тайное значение. На внешнем уровне они представляют мир в божественной форме, на внутреннем – карту, по которой обычное человеческое сознание преобразуется в пробужденное сознание, на тайном – баланс тонких энергий тела и тонкого уровня сознания. Создание мандалы из песка считается эффективным на всех трех уровнях. Через церемонию построения и разрушения песочной мандалы Калачакры происходит преобразование разрушительных эмоций в мудрость. Мандала Калачакры считается самой сложной из всех возможных.

4

На встречах слушатели познакомились с материалом видеолекции «Тренировка ума» представителя культуры Тибета, Рингу Тулку Ринпоче, в которой он по своей книге «Тренировка ума» рассказал слушателям семинара о базовых методах изменения привычного мышления и избавления от негативных эмоций. Рингу Тулку Ринпоче буддийский учитель, который принадлежит традиции Кагью, но обучался у многих известных наставников всех школ тибетского буддизма, в частности у Кармапы 16-го, Дилго Кьенце Ринпоче и Кхенчена Трангу Ринпоче. После получения блестящего образования в Институте тибетологии в Сиккиме и Университете санскрита в Варанаси Рингу Тулку Ринпоче в течение 25 лет работал профессором тибетологии в Сиккиме, а с 1990 года путешествует по всему миру и распространяет Учение Будды.

«Наше отношение к жизни имеет огромное значение, и тренировка ума улучшает это отношение, изменяя наш взгляд на мир. С позитивным настроем ума нам не страшны никакие невзгоды. Принимая вызовы, которые бросает нам жизнь, мы развиваем уверенность и внутреннюю силу. Мы не избегаем то, что кажется нам негативным и пугающим, - мы это принимаем. Так наши проблемы становятся возможностями».