29.08.2014. Презентация книги Л.В.Шапошниковой «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха»

shaposhnikova

26 июля сотрудники Кременчугского Рериховского общества отметили день рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой презентацией, представлением её книги «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха». Это уже вторая встреча с культурной общественностью города в июле в Музее жизни и творчества семьи Рерихов, посвящённая творчеству Л.В. Шапошниковой, выдающегося современного философа, историка, индолога, исследователя творчества Рерихов, Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента МЦР, заслуженного деятеля искусств, академика РАЕН и РАКЦ. Встречу предваряла аудиозапись песни «Путник», которую присутствующие прослушали в исполнении группы «Тонкий Мир», привнёсшая событию душевную торжественность.

группа "Тонкий Мир", песня "Путник"

 

«Многочисленные труды этого ученого, которые в последнее время привлекают внимание все большего количества исследователей, без преувеличения можно назвать новыми вехами в познании человека и окружающего мира». ( В.Г. Соколов. «Теория культуры Л.В.Шапошниковой и новое космическое мышление» )

book

Творчество Людмилы Васильевны – это путь к Высшему, к действительному и более глубокому пониманию земных событий и явлений, красоты; путь к новым пространствам знания.

Главные проблемы, которые Людмила Васильевна затронула в книге, рассматриваются с точки зрения космического мышления, которое даёт возможность понять космические законы, понять, что всё, что есть на Земле и в Мироздании взаимосвязаны. Благодаря Л.В. Шапошниковой мы начинаем понимать, что истинную историю можно познать с учётом её метаисторического (духовного) фактора. Из книги мы узнаём, что Н.К. Рериху было доступно метаисторическое видение истории, которое было в нём естественным выражением его расширенного сознания и высокой духовности. Книга раскрывает метаисторичесий контекст пророческих картин Николая Константиновича. Метазнание исходило из связи с Высшим миром, что давало высокую энергетику картинам Н.К. Рериха.

Об этом более подробно, раскрывая содержание книги «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха», рассказала председатель общества Л.Н. Герасименко. В разделе «Введение» книги Людмила Васильевна рассказывает интересный факт о К.П. Брюллове и его картине «Последний день Помпеи». Художник обладал уникальным даром видеть своим внутренним взором то, что оставила история прошлого, её метаисторическую составляющую (духовную часть исторического процесса), которая раскрыла историческую правду, оказавшуюся не по силам даже очевидцам. Объясняя этот священный миг озарения, крупный поэт и философ Максимилиан Волошин писал о «камнях, намагниченных историей». Людмила Васильевна пишет, что «сама картина явилась главным доказательством реального видения, которое ему выдали камни Помпеи, «намагниченные» трагической историей города». На картине Брюллов изобразил группу людей, погибающих от удушья во время извержения вулкана. «Последний день Помпеи» была написана Брюлловым в 1833 году, когда о гибели города мало что знали.

gerasimenko

«Почти три века прошло между «Последним днём Помпеи» и научными исследованиями, которые, можно считать разрешили некоторые странности и загадки картины Карла Брюллова». «Наука 20-го века подтвердила способность художника, проявлять в своём сознании – «камни, намагниченные историей», - пишет Людмила Васильевна. В 2001 году вышел документальный фильм «Загадки Помпеи», рассказывающий о многолетних научных исследованиях, которые показали, что люди погибли не от раскалённой текущей лавы и падающих с неба камней, а от образованного пирокластическим потоком теплового облака, который вместе с падающими частицами пемзы накрыл Помпеи. Они погибли, прежде всего, от нехватки кислорода.

Людмила Васильевна подчёркивает: «Энергетический синтез, прошедший через пространство и время, подтвердил космический метод поступления информации, который мы называем видением и не всегда верим в его существование… Творцы искусства, связанные с высшей космической материей, представляют нам в точных образах информацию о процессах, идущих в Мироздании, намного скорей, нежели трудные экспериментальные исследования современной науки».

В главе «Метаисторический смысл искусства» Людмила Васильевна отмечает, что связь искусства с метаисторией особенно тесна, но только в том случае, если это искусство истинно. Творцы таких шедевров искусства обладают высокими духовными способностями, которые недоступны для людей средней земной энергетики.

Источником метаистории являются не только мысли, идеи, но и метаобразы. Проблему метаобразов Л.В. Шапошникова рассматривает в связи с памятниками культуры и истории, которые как плоды земного творчества несут в себе энергетику Высших миров, их красоту и формы, являясь двигателями космической эволюции человечества. «Бездумное разрушение таких памятников (в мирное или военное время) есть преступление перед нашей духовно-культурной эволюцией».

4

«Метаистория и красота представляют собой неразрывное явление», - утверждает Людмила Васильевна. Она приводит слова из Живой Этики, где говорится о значении Красоты в искусстве: «В Красоте залог счастья человеческого, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух». В связи с этим Людмила Васильевна отмечает, что вестники Красоты являются наиболее эффективными проводниками метаисторического процесса на нашей планете. В явлении вестничества есть светлые вестники – творцы красоты и искусства, через внутренний мир которых идёт свет Высших миров, и тёмные вестники, связанные со слоями низшего мира, которые находятся в беспрерывной борьбе со светлыми вестниками, пытаясь замедлить ход космической эволюции. В этой борьбе истинное искусство стоит на первом месте. Значение Красоты становится всё актуальнее с каждым днём.

Рассматривая искусство как источник метаистории Людмила Васильевна наглядно показывает ее проявления на примере шедевров искусства таких художников как В.И. Суриков, А.П. Рябушкин, которые воспринимали образную информацию от «камней, намагниченных историей», создавая поразительно живые исторические полотна, будто написанные с натуры. К ним Людмила Васильевна относит, например, картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1878-1881), «Боярыня Морозова» (1884-1887), «Меньшиков в Березове» (1881-1883) , « Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государственной комнате (1893) и др.

« Уход метаистории из искусства, что случилось в нашу эпоху, - отмечает Л.В. Шапошникова, – и замена её так называемым социалистическим реализмом самым разрушительным образом сказались не только на самом искусстве, но и на наших исторических взглядах, потерявших необходимую для них устойчивость и реальность».

В главе «Держава Рериха» Людмила Васильевна, анализируя творчество Н.К. Рериха, отмечает, что он был не только художником, но и метаисториком. который по линии метаистории был связан с Высшей космической материей, соприкосновение с которой значительно повышало энергетику его картин. Она подчёркивает, что такой редкий дар может быть присущ на Земле только Высокому духу. Эту метаисторическую особенность, «среди видимого открывает невидимое», отмечает и Леонид Андреев в своём очерке «Держава Рериха».

Н.К. Рерих имел редкий дар ощущать и видеть поток времени, ярко протекавший мимо него. Это явление Николай Константинович называл «историческим настроением», в котором важную роль играл его интерес к археологии. Людмила Васильевна пишет, что «несомненным остаётся то, что настроение такое существовало и выливалось на полотно красками, формами, духом самого человека. Он всегда спешил записать то, что видел, когда это историческое настроение им овладевало». Далее, Л.В. Шапошникова отмечает: «Запись походила на репортаж из прошлого, сделанный очевидцем события».

 

pic

pic

pic

pic

pic

Путешествие Рериха по старинным городам (1903-1904) дало ему соприкосновение с «камнями, намагниченными историей». В результате появились картины: «Дозор (1905), «Старый Псков» (1904), «Александр Невский поражает Ярла Биргера».

В своём творчестве Людмила Васильевна не однажды останавливалась на пророческих картинах Н.К. Рериха, отмечая их непосредственное отношение к духовному пространству метанауки.

К пророческим картинам относились и метаисторические полотна «Сокровище Ангелов» (1905), «Владыки нездешние» (1907) и «Книга Голубиная» (1911), к теме которых, начиная с 1905 года обращается Н.К. Рерих. Тогда все эти три картины были непонятны современникам. Их пророческий смысл, свидетельствующий «об эволюционных изменениях, через которые предстояло пройти планете Земля, и к которым вся жизнь самого Рериха имела непосредственное отношение», стал понятен много позже. «Владыки нездешние» символизировали Учителей, Космических Иерархов, один из которых через Елену Ивановну и Николая Константиновича дал учение о космической эволюции и её особенностях, послужившего для формирования космического сознания в ХХ веке. «Сокровище Ангелов» - символ метеорита или, как его называли, Камня, принесшего на Землю необходимую для её космической эволюции энергию. « Книга Голубиная» представляла книгу учения во всём её богатстве и глубине. Она была маской или символом Живой Этики – философии космической реальности, переданной непосредственно Рерихам.

Учитель, Книга и Камень составили смысл и содержание творчества и деятельности всей жизни Николая Константиновича Рериха».

Космическое творчество Елены Ивановны шло вместе с художественным творчеством Николая Константиновича. «Судьбе было угодно свести на дороге жизни двух Вестников космической эволюции, тесно связанных с ХХ веком и его метаисторическим процессом». Людмила Васильевна в главе книги «Лада» описывает главные моменты жизни Елены Ивановны Рерих, имеющих огромное значение для планеты Земля. Благодаря творчеству Н.К. Рериха мир получил реальные образы явлений космической эволюции, формировавшей метаисторический процесс, который, благодаря творчеству Елены Ивановны, обрёл космический смысл.

Свою новую Державу, более мощную и духовную, Н.К. Рерих начал формировать во время Центрально-Азиатской экспедиции, начиная с Сиккима. У Н.К. Рериха и Е.И. Рерих состоялась встреча с Учителями перед экспедицией, которой предстояло стать основой метаисторического процесса в ХХ-ХХ1 веках.

4

Здесь Николай Константинович рисовал Канченджангу, таинственного гиганта, с которой была связана Заповедная страна Шамбала. «Из Шамбалы всё время шли вести, так необходимые людям. Эти вести сообщали новые знания, которые сбывались, предупреждали о стихийных бедствиях. Оттуда шли пророчества, которые сбывались. Это таинственное пространство, судя по всему, что знали о нём мудрецы и знатоки, было явно метаисторическим источником. Источник этот напитывал метаисторический процесс и не давал ему ни заглохнуть, ни засохнуть», -пишет Людмила Васильевна в очерке «Реальность метаисторического мира.

В Сиккиме Николай Константинович создал серию картин «Его Страна», в которой были зашифрованы цели и задачи экспедиции, которая рассказывала о реальной и легендарной жизни Великих душ, их трудах на благо человечества. На маршруте Кашмир-Ладак было написано 19 полотен серии «Знамёна Востока», в которой Н.К. Рерих изобразил творцов метаисторического процесса, приходящих на Землю в разное время. Затем была написана серия «Майтрейя», посвящённая будущему нашей планеты, в основе которой лежало пророчество о приходе грядущего Будды-Майтрейи. «Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов показала полную возможность земного сотрудничества в процессе творчества космической эволюции. Она открыла дорогу Вестникам к дальнейшему космическому творчеству на планете Земля», - подчеркнула Людмила Васильевна значение экспедиции, заканчивая главу «Земной маршрут космической эволюции».

С разделом книги «Метаисторический смысл Пакта Рериха» наши слушатели познакомились в видеодокладе Л.В. Шапошниковой, который был продемонстрирован на встрече 12 июля в музее. Пакт был не только юридическим документом, он имел более глубокое значение. Созданный в сотрудничестве с Высшим, Пакт имел космическую задачу – защитить эволюционную энергетику планеты Земля. «Пакт Рериха есть реальный знак космической эволюции. Это наш ориентир в трудном и сложном эволюционном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эту эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир».

Людмила Васильевна в главе книги «Синтез метаисторического и исторического процессов» показала реальность переплетения этих процессов. «… в Великой Отечественной войне, в тяжелейших условиях и смертельных схватках, два процесса – метаисторический и исторический, материя и дух – начали объединяться, вырабатывая особую энергетику для борьбы Света и тьмы». Л.Н. Шапошникова даёт этому объяснение: «существовала какая-то третья сила, имевшая отношение к этим странным событиям, которые явно работали на Россию». «Это Космические Иерархи, учителя и мудрецы, контролирующие творчество космической эволюции».

 

pic
Скалы, 1936

pic
Утро. Тревожное
небо, 1937

pic
Ночь.
Эверест, 1938

pic
Лама, 1941

pic
Гималаи, 1940

pic
Море тумана,
1941

pic
Творчество света,
1942

pic
Первые лучи,
1942

pic
Горная цитадель,
1943

pic
Созвучие пиков

pic
Канченджанга.
Слава Гималаев,
1944

pic
Снежный цветок,
1944

pic
mitykova

Затем сотрудница общества Е.В.Митюкова рассказала слушателям о главе «Метаистория Гималаев».

Рериха называли «Певцом небесных Гималаев». Центрально-Азиатская экспедиция пролегала через район Гималаев, местом жительства семьи Рерихов после окончания экспедиции была выбрана гималайская долина Кулу, там же был основан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». Учителя порекомендовали Рерихам Гималаи для создания на планете важнейшего для новой науки института. Это объясняется тем, что Гималаи были не только уникальным местом по своим физическим возможностям, они обладали богатейшим духовным наследием, которое имело решающее значение в творчестве новой науки.

Людмила Васильевна отмечает, что Гималаи «несли в себе нечто такое, что давало возможность назвать их космическим и духовным центром Земли. Через гималайские скалы и пики, через снега, напластовавшиеся миллионы лет, текла уникальная высокая энергетика, и на Земле не было ей подобной. Эта энергетика была сформирована не только самой Землёй, но и Высшими мирами, создавшими особый мост, между низшим пространством Мироздания и Высшим. Оба пространства взаимодействовали между собой. Именно в Гималаях обитали Великие Учителя - Космические Иерархи, которые несли на нашу планету необходимые для земной эволюции знания».

«Гималаи своей энергетикой намагнитили духовную культуру трех великих стран - Индии, Тибета и Китая. По священным и тайным гималайским путям шли мудрецы, Вестники, Учителя, отшельники. Можно с уверенностью сказать: по этим гималайским тропам шла сама история, оставляя за собой метаисторические источники, которые так необходимы для земного исторического процесса».

Метаистория, являющаяся духовной, а значит высокоэнергетичной частью исторического процесса, играет важную роль в этом процессе. «Метаистория Гималаев держит на себе Высшее, так необходимое для земной эволюции».

Анализируя творчество Рериха, Людмила Васильевна указывает на важность его работ, посвященных Гималаям. Такие работы связаны с метаисторией и являются исторически важными.

«Рерих не только писал о Гималаях и их метаистории, он создал в своем творчестве их таинственный образ, который дает нам возможность познать не только земную эволюцию, но и ее космическую реальность. Художественное творчество Рериха несет на Землю Высшее».

В этой главе Людмила Васильевна даёт уникальное исследование гималайской живописи Рериха: происходит сопоставление исторических событий 30-х – 40-х годов с написанными в этот период художественными работами Николая Рериха. Начиная с 1934 года в картинах появляются мрачные, тревожные сюжеты, теряется яркость красок, исчезает разноцветье снегов, туманы застилают горизонт. Возникает ощущение неуклонно приближающегося бедствия. Перелом в ходе Великой Отечественной войны также находит свое отражение в гималайских пейзажах. Снова появляется многоцветность, исчезают трагические тона, горы приобретают четкие очертания, в названиях звучит вера в торжество Света, в Победу.

«1944 год, наполненный радостью побед, а за ним победный 1945-й представлены метаисторическими зарисовками, с которыми не могут сравниться работы начала первых лет Великой Отечественной войны. И не только по красоте и яркости, но и по энергетической наполненности».

danilevskaya

Последнюю главу «Завет Учителя» прочитала сотрудница общества Данилевская Марина, познакомив слушателей с размышлениями Людмилы Васильевны над уникальными сюжетами картин, написанных в последний год жизни Николая Константиновича. Эти картины, как отмечает Л.В. Шапошникова, дают возможность «многое понять о Вестниках космической эволюции и их достижениях. В ХХ веке продвижение эволюции держалось на Рерихах, космическое творчество которых заложило на планете Земля её будущее, её новую эпоху и новое космическое сознание. Учение Живой Этики, которое Учителя передали через Рерихов на Землю, даёт возможность понять, происходящие ныне события».

В библиотеке общества была открыта выставка книг Людмилы Васильевны, приуроченная к этому событию.