11.07.2014. Великие огненные подвижники – краса и радость планеты. О преподобном Серафиме Саровском

serafim

28 июня в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества состоялась встреча с культурной общественностью города, посвященная 260-летию со Дня рождения великого подвижника – Святителя Серафима Саровского.

«…Красота духа, оторванного от всего преходящего, действует на все окружающее, как мощный магнит, который активен на протяжении веков, ибо сила его запечатлевается на рекордах пространства, не в случайных исторических записях. Мало осталось исторических рекордов о Великих Духах Прошлого, но тем не менее Облики их сияют мощно. Чем объяснить это, как не пространственными нерушимыми рекордами, являющимися истинными магнитами в силу своей чистоты.

…Самое чистое устремление будет – отдать себя всего на пользу Великого Служения в полном самоотречении, как иногда говориться, в полном смирении ».

Е.И.Рерих

«У Серафима Саровского не было учения как такового. Это были отдельные беседы с приходящими. Вы знаете, какой это был большой Святитель. Он смотрел на жизнь без церковной предвзятости, как и все великие Учителя, и вы можете видеть их в совершенно другом свете… Серафим, как и все большие люди, имел широкий кругозор и знание жизни. Все его советы были чрезвычайно жизненны».

С.Н.Рерих

«…Сердце, свободное от всех уз, ничем и никем не ограниченное, открыто для всех и всего, все вмещает, все видит и на все отзвучит.

Примеры такого сердца мы видим в великих подвижниках, у которых не было ничего личного, ничего собственного. Они были как солнце, озарявшее все окружающее. Откуда почерпали они этот неиссякаемый поток света и тепла для всего сущего? Что питало их сердце?

Б.Н.Абрамов

2

Безмерную любовь и преданность к Высшему Миру пронес Серафим Саровский через всю свою жизнь и был великим молитвенником за весь мир. Много чудесного связано с его именем: исцеление больных, явление страждущим… Часто видели преподобного поднимающимся в воздух и излучающим дивный свет во время молитвы. Его почитали святым при жизни и называли « утешителем скорбящих». И не зря люди, еще задолго до причисления Серафима Саровского к лику святых, ставили в домах его изображение наравне с иконами. О чудотворениях Саровского старца в народе жило множество устных преданий и сказов, его жизнеописание создавалось всенародно.
Путеводителем и идеалом для Серафима Саровского был Сергий Радонежский.

Сотрудник Рериховского общества Шалиманова Л.М. в докладе « Великие огненные подвижники – краса и радость планеты. О преподобном Серафиме Саровском », рассказала о подвижнической и героической жизни великого Святителя.

В миру преподобного Серафима Саровского звали Прохором. Родился он 19 июля 1754 года в купеческой семье в городе Курске. Его отец занимался строительством зданий. Главной его постройкой и последним делом жизни в Курске был храм, воздвигнутый во имя преподобного Сергия Радонежского и Казанской иконы Божьей Матери. Так, под знаком Сергия – строителя, великого Святителя земли русской, заложившего духовные основы народа, родился будущий подвижник, предназначенный быть продолжателем дела преподобного Сергия, будущим строителем Сергиева Храма Духа.
Через 10 лет от начала строительства Храма – отец умер и мать Прохора продолжила дело мужа. В одно из посещений строительства 7-летний Прохор упал с колокольни, но чудом остался жив. Когда мальчику было 10 лет, его исцелила Пресвятая Богородица чудесным образом от тяжелой болезни. Матери Прохора один провидец предсказал: « Блаженна ты, вдовица, имея сея детище, ибо будет оно крепким предстателем перед Святою Троицею и горячим молитвенником за весь мир».

Уже к 18 годам у юного Прохора сложилось твердое решение вступить на иноческий путь. Он помог завершить святое дело семьи – строительство Сергиево-Казанского храма и в возрасте 24 лет отправился в Саровскую обитель. Там он проходил послушание в столярной, где с большим искусством занимался резьбой по дереву. В 32 года его постригли в монахи и нарекли «Серафимом» - что значит пламенный. Вскоре после пострижения снова тяжелая болезнь – водянка. Пресвятая Богородица явилась снова Серафиму сказав: « Сей от рода Нашего», затем коснувшись жезлом правого бока его - исцелила.

Вот описание портрета Серафима Саровского: « Хороший рост, значительная физическая сила, огромная выносливость, совершенно исключительная сила воли, в высшей степени и располагавшая к себе наружность, обширная память и совершенно исключительный, светлый ум, способствовавший, при наличии дара прозорливости, проникновению в тайны дел Божьих и человеческих – вот каким встает перед нами его облик. Редкий дар слова позволял ему с величайшей легкостью, непринужденностью и художественно-безыскусственной простотой выражать самое трудное, убегающее от « словесных» форм. Если к этому прибавить, наконец, ангельскую доброту, кротость, простоту, смирение, радостную просветленность – то до некоторой степени проясняются таинственные слова Богоматери: « Этот - Нашего Рода».

С 1794 года в возрасте 40 лет отец Серафим оставил обитель и поселился в маленькой лесной келье – пустыньке. Почти все время проводил он в молитве и чтении Священного Писания. Не мешали непрестанной его беседе с Богом ни работа с топором, ни сенокос, ни жар, ни холод.
Исключительное воздержание в пище и сне составляет отличительную особенность его жизни. Проходил преподобный здесь испытание страхованием, которое является приближением к Миру Огненному. Многочисленные свидетельства говорят о том, что к святому приходили разные животные и он кормил их сухариками.

Осенним днем 1804 года когда отец Серафим рубил дрова в лесу, его избили три мужика, требуя денег. С большим трудом он добрался до обители, где пролежал восемь дней в тяжелом состоянии. И снова исцелила его Пресвятая Богородица. За всю жизнь Серафима Саровского Она являлась ему 12 раз. По возвращении в свою пустыньку, отец Серафим начинает подвиг столпничества. 1000 дней и 1000 ночей преподобный, стоя на камне, молился за весь мир, оставляя молитву лишь для редкого принятия пищи. Затем новый аскетический подвиг – молчальничество, который продолжался три года. Святой говорил: « Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание». Он сознательно ставил себя в условия постоянного напряжения. Лишь под нагнетением получается должная сила огня напряженного. Это было следование по пути «наибольшего сопротивления».

С 8 мая 1810 года отец Серафим уходит в затвор, который продолжался 15 лет. После выхода из затвора, преподобный начинает подвиг старчества – подвиг служения людям. Чем больше посетителей приходило к отцу Серафиму, тем больше возрастало число свечей, горевших перед иконами в монастырской кельи так, что несмотря на то, что печь никогда не топилась, и в холодное время было жарко. Напряжение огня духа преподобного достигало такой высокой степени что, отдавая огонь своего сердца иногда до двух тысяч приходящим в день, каждый уходил от него радостным и удовлетворенным. Множество больных приходило в надежде на исцеление – и действительно получали его.

Часто, даже не выслушав пришедшего, святой Серафим уже знал его скорбь и отвечал на нее сочувствием и советом. Он говорил: « Как железо ковачу, так я предал себя и свою волю Господу Богу: как ему угодно, так и действую; своей воли не имею, и что Богу угодно, то и передаю».

Вера, величайшее смирение и пламенная любовь к Господу преп. Серафима сделали его драгоценным сосудом, вмещавшим в себе Божественный огонь. Сам он в жизни уже как бы не существовал, весь, изменившись в любовь к Богу, став горящим светильником и носителем небесного Огня на земле. Молитву за людей преподобный избрал теперь особым подвигом своей жизни. Сила молитвы его была такова, что сама собою зажигалась лампада в его кельи, и не раз видели его во время молитвы стоящим в воздухе. Писатель В.Ильин пишет: «А какое едва ли когда виданное откровение любви к людям явил старец! Он весь как бы трепетал этой любовью, этой безграничной силой сочувствия и сострадания. Она сияла в его глазах, звучала в тех ласковых, нежных словах и обращениях его к людям. Так умилительно и тепло звал он всех « радость моя ».

Отец Серафим говорил по сознанию с приходящими. Для лучшего понимания часто использовал сравнения.

Преподобный много сил отдавал устроению Дивеевской монашеской общины и сам говорил, что одного указания не давал от себя, но все делал по воле Пресв. Богородицы. Монастырь Дальне – Давыдовский, обители Ардатовская и Зеленогорская вырастали под его духовным воздействием.

Серафим призывал всеми мерами хранить мир душевный. Он говорил: «Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это». Особенно важным в духовной жизни полагал держать в устах и в сердце Иисусову молитву. Он говорил о сердечном распознавании, когда только сердце может отличить Божественное от темного. « Благодать Духа Святого более всего дает молитва » - говорил батюшка Серафим. Он завещал: «Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим, по примеру свечи возженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свечи, не угашая своего собственного огня, зажигает во светление всех в других местах».

В изречениях преподобного звучала мудрость:
« Кто любит себя, тот любить Бога не может».
« Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его и сколько можно добро творить».
«Можно причаститься на земле и остаться не причащенным на Небе».
«Смирение может весь мир покорить».
«От радости человек может, что угодно совершить, от внутренней натуги – ничего».
«Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно».
«Стяжи мирный дух, и тысячи около тебя спасутся».
«Господь ищет сердце, преисполненное любовью к Богу и ближнему. Вот престол, на котором Он любит восседать».

Явившись о. Серафиму в последний раз в 1831 году Пресв. Богородица произнесла: «Скоро, любимче мой, будешь с Нами». Эти слова принял преподобрый как указание о близком уходе. «Жизнь моя сокращается,- говорил он. Духом я как бы сейчас родился, а телом уже мертв».

Многие часы о. Серафим проводил в молитве с сияющим лицом и воздетыми руками погружался в молитву без слов. Его глаза были устремлены к другому миру. Закончив свой подвиг на земле, пламенный батюшка Серафим тихо отошел в своей келье стоя на коленях со сложенными на груди руками, вознося молитву перед его любимой иконой Божьей Матери « Умиление».

После ухода преподобного по молитвам людей – было много чудесных знамений, исцелений и явлений страждущим. Некоторым являлся в сновидениях и давал советы. Других спасал чудесным образом от разбойников и воров. Чудеса – это близость к Миру Огненному.

Огненного преображения достиг в жизни преподобный Серафим Саровский. «Лишь при перенесении центра тяжести человеческой жизни в иной мир,- писал Н.А.Бердяев, - можно творить красоту в этом мире». «…Поразительны человеческие преображения, именно эти огненные цветы, даже редчайшие, держат равновесие мира».

 

Мир Огненный. ч.1 №60

 

«…Труднее всего человечеству понять красоту подвига. Именно подвиг в жизни имеет устремляющее действие, ибо что же может пробудить в сознании красоту подвига? Что же может дать устремление ввысь и оторвать от низших слоев, как не устремленный к подвигу дух? Жизнь, истинно, зовет к огненному подвигу, к великой Огненной Красоте».

Е.И.Рерих

 

Затем присутствующие посмотрели фильм «Дневник Мотовилова о Серафиме Саровском» и фрагменты из фильма «Саров: между огнем и водой».