12.06.2014. Свет, милосердие и строительство – доспехи Святого Сергия

1

31 мая в музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества прошла встреча с культурной общественностью города, посвящённая 700 – летию со Дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.

Встреча началась стихотворением « Сергий Радонежский» современного белорусского поэта Сергея Лебедева, которое прочитала сотрудник общества Медведенко И.А.

«Сергий-заступник, строитель Руси, жертвой какою Отчизну спасти? Вера и совесть, как воздух нужны, столько бесстыдства в людях и лжи….

Сергий-подвижник храмы рубил, потом солёным всю Русь окропил. Там, где был скит одинокий простой, не иссякает источник святой.

В келье светильник – огонь не потух, с нами поныне бессмертный твой дух. Время приходит, вернёшься опять, доблестный род против тьмы поднимать».

Фото2        Фото3

 

Затем сотрудники общества Митюкова Е.В. и Данилевская Марина познакомили слушателей с прекрасными словами благодарности и любви о Преподобном Сергии Радонежском, которые были написаны лучшими людьми; напомнили жемчужины памяти народной, которые рассказывают сердцу о Сокровенном и Неисчерпаемом Сокровище.

«Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному, светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его». (Н.К. Рерих)

«Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, вызываются не итогом чего-то, а предвестием, в том числе необходимостью спасительных переходов через духовное бездорожье всех времен..., через предстоящие потоки лжи и грязи на противоположный берег, где, установясь на твердую почву, русский человек сможет опять обрести себя в праведных трудах». (Валентин Распутин)

3

Председатель общества Герасименко Л.Н. в докладе « Свет, милосердие и строительство – доспехи Святого Сергия» рассказала о героической и подвижнической жизни Преподобного Сергия.

« Жизнь Преподобного Сергия прошла устремлённо, плодотворно и путь её был удивительно прям и походил на несущуюся во времени стрелу, пущенную чьей-то невидимой, но мудрой рукой. Прямой путь — не значит путь легкий. На этом пути было столько предвиденных и непредвиденных трудностей и тяжелого труда, что хватило бы на целую братию не одного монастыря. Влияние этого человека на многие стороны русской жизни было длительным и прочным », - пишет Генеральный директор Музея им. Н.К. Рериха в Москве, академик, историк, философ Людмила Васильевна Шапошникова в книге «Земное творчество космической эволюции», в главе «Земной ангел и небесный человек». (1)

«Земной Ангел и Небесный человек» - так назвала Е.И.Рерих Преподобного Сергия Радонежского в своём очерке «Знамя Сергия Радонежского». Как отмечает Л.В. Шапошникова, этим Елена Ивановна указала на самую суть Сергия Радонежского, вестника метаисторического процесса, судьба которого тесно связана с его миссией – влиянием на земную историю. Его жизнь и действия, являются выражением эволюционного взаимодействия «высшей космической материи с плотной материей земного мира, которое показывает земную и небесную двойственность человека». (1)

4

Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры трудился во имя будущего России, во имя её последующей истории. Выдающийся русский философ П.А. Флоренский писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному». Докладчик сопровождала повествование слайдами картин Н.К. Рериха и других художников, посвящённых Сергию Радонежскому. Перед собравшимися по ходу рассказа открывалась жизнь Сергия Радонежского в отрочестве, во взрослой жизни с её тяжким физическим трудом, размышлением о Высшем, борением и возвышением духа, с испытаниями страхом и пустынной жутью, борьбой с невидимыми тёмными силами. Чистота и ясность его духа, вера в Силы Высшие всегда побеждали. Все это закаляло, укрепляло нравственную силу Сергия, приближало к Миру Огненному и было необходимо для Высшего Общения. Но Сергий не был похож на обычных монахов. «Не занимался истязанием своей плоти, стараясь заглушить её живой голос. Не бил лоб в исступлённых поклонах перед иконами, прося защиты от плоти. Не изнурял своё тело веригами и преднамеренным голодом. … И позже он никогда не обрекал на это своих послушников. Всё в нём складывалось естественно».(1) Вскоре его начали навещать люди, прося назидания и совета в делах своих. Вокруг начали селиться монахи в кельях, огороженных тыном, некоторые из которых срубил сам Сергий для вновь пришедших.

Позже Сергий создал устав иноческого общежития общины, которая стала прообразом будущего лучшего устройства мира, где труд имел огромное значение и стоял на первом месте, где процветало сотрудничество, где высоко ценилось всё духовное, где жила мысль о всеобщем благе. В этом отношении Сергий намного опередил своё время.

«Преподобный учил людей своим личным примером, применением учения в жизни каждого дня. …Он знал пламенную меру труда, потому непрестанный труд ставился им как условие и средство духовного достижения. Сердцем он прозревал, что труд во имя Светлой Иерархии, во имя ближнего преображается в качестве своем. Так труд был возведен им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствования». ( Яровская Н. «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» -2 )

Н. Яровская (псевдоним Е.И. Рерих) отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему».

5

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания» (2).

Сергий пользовался каждым случаем, чтобы заложить зерно нравственности у всех: монахов, также и тех, кто приходил к нему за советом и исцелением, селившихся вокруг обители. Монастыри, которые он создавал, « вносили в тёмную крестьянскую массу грамотность, учили способных крестьян ремеслу, приближали их к искусству и пониманию красоты» (1). И главное, они сыграли важную роль в формировании новой культуры. На Руси создавался новый мир. Докладчик остановилась в своём рассказе и на чудесах Преподобного, которыми был отмечен Путь Сергия. Ведь чудо – знамение Высшего Общения. Чудо с источником чистой воды, где многие, пившие её с верой, получали исцеление. Чудо с исцелением, воскрешением ребёнка. Чудо с избавлением от внезапной слепоты епископа Константинопольского и др.

Один из важнейших моментов космической эволюции и метаисторического процесса является тесный контакт Великого Духа с высшей космической материей, который проявлялся в видениях, что свидетельствует о высоком и редком качестве его энергии Было у него благодатное видение Пречистой Богоматери, которое явилось как бы завершением всего пройденного им пути Огненного Служения и утвердило созданное им дело. « Сергий, - писала Е.И. Рерих, - живая связь с Миром Огненным».(2)

Самым важным для Сергия было собрать воедино земли русские, сплотить спорящихся между собой князей, освободить земли от татарского ига. Это главное свершилось победой на Куликовом поле, где решалась судьба России. Поход начинался у стен Троице-Сергиевой лавры, где Сергий благословил князя Дмитрия на подвиг.

Но и после боя проблемы с князьями не закончились, и Сергий продолжал заниматься собиранием князей. Вместе с Сергием действовал Дмитрий Московский, укрепляя растущую государственность. Л.В. Шапошникова подчёркивает в своей статье: «Здесь мы имеем убедительный пример необходимости взаимодействия метаисторического и исторического процессов. Только таким взаимодействием можно повысить духовное содержание исторического процесса»

«Многое из того, что сделал Сергий, обусловило её (Руси) будущее, или могло обусловить. Это «или» связано с уровнем сознания самого народа и его способностью оценить и принять сотворённое Великим Учителем Сергием Радонежским».