06.02.2014. Извечное устремление человека к Высшему – путь эволюции.

1

С 24 января Кременчугское рериховское общество проводит в художественной галерее фотовыставку «Тибет: путь на Кайлас» русских исследователей и путешественников Сергея Балалаева, Александра Титова, Владимира Мельника. На ней представлены уникальные фотографии их небольшой научно-исследовательской экспедиции, которая в течение девяти лет под руководством учёного, кандидата физико-математических наук Сергея Балалаева изучает один из удивительных регионов планеты – Тибет. Особое внимание - горе Кайлас, которую тибетцы называют «снежной драгоценностью».

На фотографиях предстаёт таинственный мир Тибета, завораживая своими видами величественной и совершенной красоты. Многие из них сделаны в суровых природных условиях Трансгималаев: на огромной высоте, где трудно дышать, где дует пронизывающий ветер, ноги скользят по острым выступам, а путь преграждают ледяные скалы, огромные камни, бурные потоки воды.

Как мощный магнит гора Кайлас притягивает своей удивительной формой, которая представляет собой почти правильную четырёхгранную пирамиду, грани которой ориентированы по сторонам света. Её округлый купол покрыт шапкой вечного льда, сверкающего в лучах солнца, словно гигантский кристалл. Кайлас окружён восемью горными образованиями. Это – плечи Кайласа, которые образуют восемь Священных Долин. Весь горный узел образует Мандалу Кайласа.

Многие, побывавшие на Кайласе, считают его важнейшим энергоинформационным узлом планеты, который принимает нисходящие на Землю космические энергетические потоки и излучает, идущие от Земли. Об знергетических свойствах Кайласа было известно ещё с древних времён.

2

Многие народы мира издревле поклоняются определённым горам, считая их местом осуществления связи между небом и землёй. В Тибете такой горой является Кайлас, которую считают священной, наделённой божественными силами и поклоняются ей. Там, в горных пространствах, очищенных вышним звуком-вибрацией, можно дотянуться с вопросом до своего Высшего Я, называемого в миру совестью, внутренним голосом, интуицией, до того Бога, которого зовут в различных храмах Земного шара.

«Вспомним миф "О происхождении Гор". Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: "Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота". И Создатель ответил: "Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением"» (Мир Огненный. 11. 5).

Кайлас считается одним из мест на Земле, откуда исходят вибрации, способствующие ускорению духовного развития человека.

С горой Кайлас связаны таинственные древние легенды. На протяжении многих веков она является местом поклонения для последователей четырёх религий — буддизма, индуизма, джайнизма и религии бон-по. Почти миллиард, исповедующих эти религии, считают Кайлас Священной горой, осью Земли, центром Вселенной, Храмом Богов . Людей привлекает мощный поток живительной энергии горы. Ежегодно на Кайлас устремляются тысячи паломников для прохождения ритуального кругового обхода (коры) вокруг горы. Паломник, исполнивший внешнюю кору (обход по внешнему кругу), согласно древним верованиям получает очищение и отпущение от грехов в текущей жизни. После обхода 13 раз допускается к внутренней коре – обходит гору Нанди, приближается к южной грани Кайласа и посещает святилище Дригунг Кагью, совершая поклонение тринадцати чортенам. Если совершишь кору 108 раз вокруг святыни, достигнешь просветления Будды.

3

Рихард Яковлевич Рудзитис в книге «Братство Грааля» пишет: «Для индусов местом пребывания богов были высоты Гималаев — Кайласа, или, как именует его "Махабхарата", легендарная Меру. На мифической горе Меру обитали святые. Чем духовно-светозарнее было их сознание, тем выше им отводились обители... Ни одна грешная мысль смертных не может достичь этих вершин, всегда окутанных облаками» . «И по сей день немало паломников, приближаясь к святой горе Кайласа, или "Раю Шивы", которая для сердца их есть самое сокровенное место на земле, — последний участок своего пути вокруг закованной в лёд горы в великом своём фанатизме нередко проходят на коленях. В пещере над пропастями Кайласа некогда медитировал Миларепа, там погружались в духовное созерцание ученики Будды». ( Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига, 1994. С. 14.)

Вершина горы остаётся непокорённой до наших дней. Это связано, в первую очередь, с её священным значением для тибетцев. Тысячи паломников преграждали путь альпинистам, когда они предпринимали попытки совершить на неё восхождение, получив разрешение у китайских властей, и альпинистам приходилось отказываться от своего намерения.

Рядом с горой находятся два Священных озера, наделённых мистическими качествами: Манасаровар, самое высокогорное озеро (4560м) с живой и чистой водой и солёное озеро Ракшас Таль, которое считается озером мёртвой воды. Название озера Манасаровар переводится с тибетского как «Победоносное озеро». Оно находится в 20 км от горы Кайлас; тибетцы считают, что его освятил сам Будда. Индуисты уверены, что озеро — это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати. Озеро, глубиной более 70 м и площадью 520 км2, лежит в долине на высоте 4560 м над уровнем моря. Часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах. Известно, что пламенной мечтой Джавахарлала Неру было посетить озеро Манасаровар и гору Кайлас. К сожалению, эту мечту он так и не смог осуществить.

Посетители выставки из рассказов экскурсоводов (сотрудников общества) узнают много интересного и полезного о Трансгималаях, священной горе Кайлас, существующих легендах, жителях Тибета, растительности, животных, Священных реках вокруг Кайласа, его Лицах и символах на них - знаниях, которые можно почерпнуть из литературного творчества Н.К. Рериха и, которыми так щедро делится Сергей Балалаев в своих книгах: фотоальбоме «Зов Кайласа», книге «Тибет-Кайлас. Священные долины»

4
Н.К. Рерих. ПУТЬ НА КАЙЛАС. 1932

В течении 20-ти лет жизнь Николая Константиновича прошла перед несравненными Гималаями, которые своим величием питали его дух, а теперь через его картины дают пищу нашему духу. «Действительно, в каждом стремлении к вершинам, в каждом восхождении есть несказанная радость, — пишет Н.К. Рерих. — Внутренний порыв непреодолимо зовёт людей к высотам». «Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов».. (Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск, 2009. С. 114) После трагической пятимесячной зимовки Рерихов в Тибете на плато Чантанг во время Центрально-Азиатской экспедиции им разрешили двигаться по Тибету путём Великих Озёр. Этот маршрут совпадал с путём паломников, идущих к Кайласу.

5
Н.К. Рерих. КАЙЛАС. 1946

На сегодня известны несколько картин Н.К. Рериха с названием «Путь на Кайлас». Саму вершину Кайласа Н.К. Рерих изобразил только в 1946 году, за год до своего ухода. В своих картинах Н.К. Рерих хотел не только показать реально существующий путь на Кайлас, но и оставить свидетельства извечного устремления человеческого духа к самому Высшему. Именно это стремление является тем двигателем, которое помогает человечеству вступить на путь эволюции и выйти из замкнутого круга обыденной жизни на просторы духовности.