16.01.2014, Защитники мира и Культуры

Тот, кто, несмотря на всякие опасности и
препятствия усмотрит живоносность, тот уже
уследит и самонужнейшее. Он не удивится,
что это самонужнейшее будет окружено
наибольшими опасностями и трудностями…
Самонужнейшее прежде всего требует для своего
опознания объемлемость, требует синтез, который
всегда будет истинным признаком Культуры
Н.К. Рерих

«Защитники мира и Культуры» - под таким названием 21 декабря прошла встреча с культурной общественностью в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества, которая была посвящена памяти Ю.М. Воронцова – дипломата, президента Международного Центра Рерихов. Собравшиеся также услышали рассказ о подвижнической деятельности и служении культуре мецената – Б. И. Булочника. С докладом выступила председатель общества Герасименко Л.Н.

Gerasimenko L

Ю.М. Воронцов (1929-2007) – Чрезвычайный и Полномочный Посол, специальный представитель Генерального секретаря ООН, Президент Международного Центра Рерихов с 1999 по 2007 годы, человек высокой нравственности, благородства, потомственный дипломат. Родился в семье военного моряка. Во время Великой Отечественной войны был курсантом военно-морского училища. В силу сложных послевоенных условий в стране пришлось оставить училище. Окончил школу в Москве уже после войны. В 1952 году закончил МГИМО и получил распределение в МИД СССР, где и прослужил Отечеству сорок семь лет.

Перед слушателями в ходе рассказа раскрывалась картина удивительной жизни, на протяжении которой Юлий Михайлович успешно отстаивал интересы своего государства, выполняя сложнейшие поручения, требовавшие для выполнения дипломатической мудрости и трезвого рассудка. Блестящий профессионал, о котором помощник Президента США по вопросам национальной безопасности Сэнди Бэргер сказал, что он был «самым авторитетным и уважаемым послом в Вашингтоне».

С особой теплотой Юлий Михайлович отмечал годы работы (1977-1983) Чрезвычайным и Полномочным Послом в Индии. Его деятельность на этом посту способствовала укреплению связей между Россией и Индией. В Индии Ю.М. Воронцов познакомился и подружился с младшим сыном Н.К. Рериха Святославом Николаевичем. Они подолгу вели беседы в Дели в советском посольстве, куда часто приезжал Святослав Николаевич из Бангалора, на философские и политические темы, о жизни семьи Рерихов, об экспедициях отца, «размышляли о грядущем».

С именем Ю.М. Воронцова связана также обширная культурно-просветительская деятельность. На рубеже 1980-х – 1990-х годов он стоял у истоков создания МЦР и Музея имени Н.К. Рериха. Самоотверженными усилиями в сложных условиях, будучи тогда первым заместителем министра иностранных дел СССР, он оказал помощь Л.В. Шапошниковой по возвращению в Россию наследия Рерихов, которое стало основой общественного Музея им. Н.К. Рериха.

На посту президента МЦР до последних дней Юлий Михайлович выступал в защиту великих имён Рерихов, благодаря ему решались многие сложные вопросы. «Очень жаль, что продолжаются нападки на Центр и на саму память Рерихов. Мы будем всячески отбивать эти атаки, будем укреплять нашу коллекцию в Музее. Отрадно, что это происходит также и с помощью меценатов, добавивших много известных полотен. Мы приложим максимум усилий, чтобы вернуть то, что нам принадлежит. Место большой коллекции, которую завещал нам Святослав Николаевич, здесь, а не в запасниках».

Вторая часть доклада была посвящена верному другу МЦР и Людмилы Васильевны Шапошниковой – меценату Б.И. Булочнику. Двадцать лет назад, когда МЦР взял на себя обязательства государства, данные Святославу Николаевичу Рериху, восстановить разрушенную усадьбу, в которой должен был разместиться общественный Музей им.Н.К. Рериха, Борис Ильич откликнулся на призыв МЦР о помощи. С тех пор он поддерживал и помогал в реализации самых высоких замыслов и проектов, направленных на воплощение в жизнь концепции Центра-Музея, каким его видел С.Н. Рерих. Без бескорыстной помощи Бориса Ильича это сделать было бы невозможно. Все работы по научному восстановлению Усадьбы Лопухиных финансировались Борисом Ильичом. Вся многогранная культурная деятельность МЦР осуществлялась за счёт средств Б.И. Булочника. Он финансировал издательскую деятельность, в результате выпущено около 200 наименований книг; финансировал издаваемый Центром ежеквартальный журнал «Культура и время», финансировал выставочную деятельность в России и за рубежом. Треть картин, которые находятся в Музее им. Н.К. Рериха были выкуплены Б.И. Булочником и подарены Музею.

Честный, порядочный, благородный человек, смыслом жизни которого является не власть и слава, а подвижническая деятельность во имя общего блага и возрождения истинной Культуры. Патриот своей Родины, человек высокой Культуры, которая понимается ним как основа для утверждения в жизни всего возвышенного и прекрасного, как имеющая огромное значение в создании лучшего будущего для своей Родины. Б.И. Булочник помогал многим, осуществляя огромную благотворительную деятельность в области культуры, поддерживая художников, скульпторов, писателей, поэтов, учёных, путешественников, одарённых детей в области искусства, Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Помог сохранить уникальный вид русского искусства – жостовскую роспись. Такие люди, как Б.И. Булочник, составляют невидимый, но реальный стержень любого государства - его нравственный стержень, и как сокровище должны оберегаться государством. Л.В. Шапошникова в одном из своих выступлений сказала, что «Борис Ильич является меценатом в самом лучшем смысле этого слова. Его имя будет достойно звучать среди имён, представляющих блестящую плеяду дореволюционных меценатов, таких как Морозов. Мамонтов, Рябушинский, Бахрушин, Третьяков, Алексеев, открывая новый ряд не менее блистательных имён будущих российских меценатов».

Герасименко Л.Н. рассказала о несправедливых и незаконных действиях Центрального Банка РФ в отношении Мастер-Банка, председателем Правления которого является Б.И. Булочник. 20 ноября 2013г. Центральный Банк Российской Федерации отозвал лицензию у ОАО «Мастер-Банк». Отозвана лицензия, разрушен банк, произошло молниеносно, как по мановению какой-то руки, несмотря на то, что Мастер-Банк зарекомендовал себя одним из лучших банков России благодаря высокой культуре обслуживания, добросовестности и надёжности, что подтверждают престижные международные и российские награды. Человек, так много делающий для людей и своей страны, просто не способен на какие-то противоправные действия. Разрушение Мастер-Банка, без сомнения, направлены прежде всего на прекращение многогранной меценатской помощи МЦР, которую оказывал Борис Ильич как председатель. Кому-то очень хочется прекратить широкую культурную деятельность МЦР, которой по праву должна гордиться Россия. МЦР во все годы своей деятельности вынужден был постоянно защищаться от чиновничьего произвола. Кого-то не устраивает общественный Музей, кого-то привлекает недвижимость в центре Москвы, где расположен МЦР, кого-то привлекает бесценная коллекция произведений Рерихов. Теперь они избрали другой путь - лишить Мастер - Банк лицензии и оставить МЦР без средств к существованию.

Агрессивная клеветническая кампания вызвала недоверие у многих. Об этом свидетельствует обсуждение сложившейся ситуации в социальных сетях, комментарии некоторых журналистов, огромное число писем по защите Мастер-Банка и доброго имени Б.И. Булочника, направляемых в адрес Центробанка, правительства РФ общественностью России, ближнего и дальнего зарубежья.

Наше общество направили не одно письмо в Центральный Банк РФ в защиту Б.И. Булочника – коллективное и отдельные письма сотрудников общества, в которых мы выразили протест против разрушения Мастер-Банка и несправедливой травли выдающегося мецената, достойного человека, Подвижника мира и Культуры – Гражданина России. С ними можно познакомиться на нашем сайте в разделе «Главная» и «Защитим».

Также, мы выступаем в защиту МЦР в надежде, что в этих сложных условиях, в которых оказался МЦР, правительство Москвы и правительство РФ по достоинству оценят национальное сокровище семьи Рерихов, находящееся в общественном Музее им. Н.К. Рериха в Москве, и найдут разумные государственные решения для поддержки работы общественного музея.