12.12.2013. Манифест гуманной педагогики – путь в Будущее. Посвящается 95-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского.

9 ноября представители культурной общественности города были приглашены в Музей жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества на встречу «Манифест гуманной педагогики – путь в Будущее», посвящённой 95-летию со дня рождения нашего земляка, выдающегося педагога-гуманиста, писателя, мыслителя Василия Александровича Сухомлинского (28.09.1918 – 2.09.1970).

Манифест гуманной педагогики, провозглашённый 17 июля 2011года в Бушети (Грузия) по инициативе Ш.А. Амонашвили – академика РАО, доктора психологических наук в соавторстве с приверженцами гуманной педагогики, призывает всех, кому не безразлично будущее нашей планеты, объединиться вокруг его идей, призывает к сотрудничеству для насыщения образовательного мира духовностью, любовью, мудростью.

«Манифест гуманной педагогики» – мировоззренческий документ, позволяющий утвердиться в образовательном пространстве людям, понимающим, что только духовное преображение общества, являющееся основой развития человечества, станет его дорогой в прекрасное будущее.

Через понятие «духовный гуманизм» четко ставится задача способствовать воспитанию благородного человека, человека культуры. Манифест в образной и понятной форме намечает пути движения в будущее и предлагает всем, воспитывающим подрастающее поколение, добровольно объединить свои усилия в этом движении.

В.А. Сухомлинский, как и другие выдающиеся классики гуманной педагогики, считал основным в гуманной педагогике признание духовного начала в человеке, и процесс воспитания и образования выстраивал в соответствии с этим положением. Он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы творческая деятельность педагогов единомышленников.

1

Присутствующие на встрече прослушали доклад сотрудника Кременчугского Рериховского общества Е.В.Митюковой о жизненном и творческом пути В.А.Сухомлинского. Докладчик познакомила слушателей с биографией В.А.Сухомлинского.

Родился Василий Александрович 28 сентября в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области. У нас, в Кременчуге, В.А. Сухомлинский поступил в педагогический институт на факультет языка и литературы, но проучился всего два курса, оставив учебу в связи с болезнью. Затем, уже работая в школе, он перевелся в Полтавский пединститут, который окончил заочно. Далее служба в Советской Армии, война. После тяжелого ранения под Москвой работал в системе образования: директором, заведующим районо, а с 1 ноября 1947г. по просьбе был переведен в Павлышскую среднюю школу, в которой продолжал вести научную работу по педагогике, начатую еще до войны.

В.А. Сухомлинский - кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, заслуженный учитель школы УССР. Он добился небывалого признания: Звезда Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, медали К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, Государственная премия УССР и др.

Из - под его пера вышло 48 книг , 500 статей , 1500 сказок и рассказов для детей. Труды В.А.Сухомлинского изданы на 53 языках мира общим тиражом более 15 миллионов экземпляров. Наиболее известные его книги – «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», « Сто советов учителю», «Книга о любви» и другие.

Его работа в школе не была лёгкой. Это сейчас – хвалебные оды в его адрес. А тогда… он испытывал на себе гнет со стороны тех, кто определял политику государства в народном образовании, обвинения в "отступлении от общепринятых положений передовой советской педагогики" и др.

Но победил Учитель. Он, один из немногих, кто не только сохранил, уберег, но и развил гуманистическую традицию в педагогике, передал ее педагогам новых поколений.

Сухомлинский писал о себе:
"Я, прежде всего, учитель, народный учитель. Я все время думаю, как пробудить в сознании учеников гражданские мысли: что же такое истинный человек? Что такое честь, совесть, достоинство? Что обо мне думают люди? Для чего я живу на свете? Изучение произведений Достоевского важно не столько для того, чтобы ученики могли бойко рассказать содержание изученного, сколько именно для того, чтобы в их сознании возникли подобные вопросы. Без этого нет самовоспитания, а значит, немыслимо и гражданское воспитание..."

Самое главное в его жизни – была любовь к детям. Василий Александрович говорил: "Возлюби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда ты сможешь именоваться Учителем".

«Ибо любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства света».

Величайшая гуманистичность его педагогики привлекла к нему огромный интерес во всем мире. Сотни телеграмм приходили в Павлыш через Кременчуг с поздравлениями в честь дня рождения, удивляя работников почты.

Огромное влияние на формирование его взглядов оказали выдающиеся мыслители прошлого: Песталоцци, Оуэн, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, также творчество Ф. М. Достоевского, привлекающее отношением к человеку, как к высшей ценности. Глубокое влияние на развитие педагогических взглядов В.А.Сухомлинского оказали творчество и жизненный подвиг Януша Корчака. В своей книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский писал: "Януш Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Тремблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний выбрал смерть… Герой пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце".

В педагогической практике, теории и во всей своей жизни он отстаивал основное положение своей философии, что гуманное общество могут построить только гуманные, добрые, умные люди, воспитать которых могут мудрые учителя, владеющие методами гуманной педагогики. "Сколько я буду жить, столько я буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне и глубоко верю: человека можно воспитывать только добром".

На встрече были зачитаны фрагменты из «Программы самовоспитания моральной культуры», а также особенно важные высказывания Василия Александровича о воспитании, труде, совести, ребенке и человеке.

С большим вниманием в конце встречи присутствующие просмотрели документальный фильм «Манифест гуманной педагогики – путь в Будущее».