18.11.2013. О Международной научно-общественной конференции «Проблемы русского космизма» в Международном Центре-Музее Рерихов – уникальном явлении Культуры.

Под таким названием прошла торжественная встреча с культурной общественностью города в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества 26 октября 2013г. В программе встречи были два вопроса:

1. С.Н. Рерих - художник, философ, просветитель, основатель и Почётный Президент общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

2. О Международной научно-общественной конференции «Проблемы русского космизма».

В 1989 году в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов), Почетным Президентом которого Святослав Николаевич остается до сих пор. В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, он передал СФР бесценное наследие свой семьи – картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. Все это составило основу постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха, деятельность которого строится на принципах, заложенных Святославом Николаевичем.

23 октября выдающемуся художнику, философу, просветителю, Почётному Президенту Международного Центра Рерихов Святославу Николаевичу Рериху исполнилось 109 лет со дня рождения.

Святослав Николаевич создал более пяти тысяч картин, хранимых в известных музеях Европы, Америки и Азии, каждая из которых – жемчужина Красоты. Святослав Николаевич обладал редким даром синтеза, что давало ему возможность воспринимать мир в его целостности. Все художественное и литературное творчество С.Н. Рериха, его научная, а затем педагогическая и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Святослав Николаевич был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи. Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича.

«Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, – утверждал Святослав Николаевич, – является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта». О С.Н. Рерихе рассказала в своем докладе «С.Н. Рерих - художник, философ, просветитель, основатель и Почётный Президент общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха» зам. председателя общества Митюкова Е.В.

gerasimenko

Затем председатель общества Герасименко Л.Н. рассказала собравшимся «О Международной научно-общественной конференции «Проблемы русского космизма».

Конференции, проходящие в МЦР с 1992 года – это представительные международные форумы, в которых принимают участие представители из многих стран мира. В работе данной конференции приняли участие представители из 19 стран мира. В их числе 4 академика, 10 докторов наук, 43 кандидата наук. Кроме трёх дней конференции, один день был посвящён торжественному открытию выставки «Русские космисты ХХ и ХХI веков» из фондов Музея им. Н.К. Рериха. Было выставлено около трёх десятков работ художников-космистов. Выставка представила зрителю удивительный новый мир, недоступный обычному видению; картины выставки воспевали гармонию внеземного и плотного мира. Работы художников-космистов способствуют становлению космического мышления; они, как пишет кандидат философских наук В.Г. Соловьёв «несут весть одухотворённого космоса».

Рабочая часть конференции открылась с выступления Генерального директора Музея им.Н.К. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов Л.В. Шапошниковой, академика РАЕН и РАКЦ. Доклад предварил неожиданное и радостное сообщение Людмилы Васильевны о пополнении коллекции картин Музея новой картиной Н.К. Рериха «Весть Шамбалы».

shaposhnikova

Свой доклад « Русский космизм в России Серебряного века» Людмила Васильевна Шапошникова начала с важнейшего космического закона космической эволюции, связанного с космизмом : «Высшее ведёт за собой низшее». Все процессы, происходящие в мире, связаны с Космосом. Людмила Васильевна отметила, что сейчас их два: процесс борьбы Света и тьмы и процесс, связанный с изменением сознания на космическое, связанный с формированием космического мышления.

Затем Л.В. Шапошникова предложила назвать великих деятелей культуры, которые оказали влияние на формирование космизма в России, а также и на мировой космизм, «культурными героями» и рассмотреть его проявление на примерах творчества семи выдающихся личностей. Дала им общую характеристику. Культурные герои – представители Света, напрямую связаны с Высшими силами Космоса, пророки, имеют общую для всех миссию, связанную с эволюцией сознания. Каждый из них владел знаниями и творческими способностями разных направлений, это – философия, наука, художество, музыка, поэзия.

 

V.Solovyov
Вл.С.Соловьёв

Первым из культурных героев Людмила Васильевна представила Вл.С.Соловьёва. Его уникальной особенностью было Двумирие. Вл.С.Соловьёв больше принадлежал Иномиру, чем нашему плотному, и это нашло отражение в его философии. Он рассматривал вопросы, связанные с изменением сознания, проблемы богочеловека, осмысление женского начала в космической эволюции, вопросы новой науки и новой системы познания.

 

skryabin
А.Н.Скрябин

Затем Людмила Васильевна представила А.Н.Скрябина – философа, композитора, поэта. Его музыка имела космический оттенок. Выполняя миссию изменения сознания, все свои действия он направлял на преображение человека. Об этом говорит его музыка: «Божественная поэма», «Поэма Огня», «Прометей», «Поэма экстаза».

Культурные герои принесли нам не только новую информацию, они принесли нам новую энергетику. Так Высшее поддерживает низшее.

Скрябин хотел сделать мистерию преобразования человека, которая, как он думал, даст психическое, духовное, интеллектуальное преобразование. Однако помешала его загадочная смерть.

 

chyurlenis
М.К.Чюрлёнис

Следующий культурный герой, на котором остановилась Шапошникова Л.В., был М.К.Чюрлёнис – философ, художник, поэт. У него тоже была связь с более Высокими мирами, которые он видел. Благодаря его художественному таланту мы получили возможность увидеть Иномирие. Чюрлёнис имел не только музыкальный, но и цветовой слух. Людмила Васильевна охарактеризовала несколько картин Чюрлёниса: «Окно», «Соната пирамид», «Соната звёзд», «Жертва». Его картины были посвящены: созданию мира, эволюции человека. Он имел видения, пророческие сны, получая информацию из Высшего мира.

 

ciolkovsky
К.Э.Циолковский

Уникальным среди культурных героев был К.Э.Циолковский – большой учёный, философ, инженер-конструктор. В глубинах его внутреннего мира был Космос, о котором он писал с такими подробностями, что можно было бы предположить, что он имел способность видеть его. Когда Циолковский писал о заселении землянами Космоса, он точно определял, что они будут есть, в каких жилищах жить, с какой стороны будет светить Солнце или не светить. Циолковский писал о сердце, которое является инструментом познания, он знал, что такое Иерархия, и ещё многое другое, о чем можно прочитать в Живой Этике – философии космической реальности.

Людмила Васильевна обратила внимание на фразу Циолковского: «Любое явление на Земле должно изучаться во взаимодействии с космическими процессами. Тогда это будет истина».

 

chizhevskiy
А.Л.Чижевский

Александр Леонидович Чижевский: учёный-космист, историк, поэт, художник, был учеником Циолковского. Изучая космические ритмы, ритмы Солнца, их влияние на исторический процесс, он утверждал неотъемлемость земных процессов от космических, утверждал, что жизнь – космическое явление.

Далее Людмила Васильевна остановилась на культурных героях Рерихах, которые были связаны с Учителем, давшим через них Учение Живой Этики- философии космической реальности, несущее основы новой теории познания и занимающее ведущее место в развитии космического мышления.

Людмила Васильевна обратила внимание, что философия культурных героев не расходилась с основами Живой Этики, когда они писали об Иерархии, сердце, структуре Вселенной.

В своём докладе Людмила Васильевна не однажды отмечала, что жизнь и творчество культурных героев никто по настоящему не исследовал и не изучал.

Шапошникова Л.В. отметила, что духовная революция и сам космизм в России имели два этапа. Первый этап был подготовкой к эволюционному импульсу Высшего по отношению к низшему, который реализовался через философскую систему Живой Этики на втором этапе, более высоком, чем первый. Космизм – это единое целое с Живой Этикой.

В заключение доклада Людмила Васильевна сказала, что если мы отнесёмся к космизму так, как он этого заслуживает, то от этого будет зависеть будущее России и всего мира.

Далее Герасименко информировала о докладе кандидата технических наук Т.П. Сергеевой (Киев, Украина) «Русские учёные-космисты через призму различных мировоззренческих представлений».

Из традиционно существующих направлений космизма Татьяна Павловна остановилась на естественно-научном направлении, которое представляют наиболее известные представители – В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.И. Пирогов и П.А. Флоренский.

Она привела некоторые их высказывания, которые дают понять, что для адекватного восприятия философской мысли, надо подходить к изучению и исследованию их творчества с позиций космического мышления: «Научно понять – это установить явление в рамки научной реальности космоса». (В.И. Вернадский)
«Будем стараться иметь космический взгляд на вещи». (К.Э. Циолковский)
«..познать природу как она есть, а не как нам кажется». (А.Л. Чижевский)

Они говорили и о методологии познания. Вернадский отмечал такие способы постижения реальности, как переживание мыслью и духом или мыслить образами и картинами. Циолковский отмечал: «Сначала идут мысли, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт. И уже в конце концов исполнение венчает мысль».

Сергеева Т.П. отметила важное в методологии познания – целостность, в противовес познанию «с помощью ограниченного набора поверхностных схем, доступных уму, принимающему внешнее за внутреннее, видимое за глубинное, иллюзорное за истинное». На примере «независимого историка» из Германии Михаэла Хагемейстера, проанализировав его работы, Татьяна Павловна показала такое ограниченное отношение к космизму и полное его непонимание.

Представители рационалистической науки характеризуются неприятием целостности мировоззренческой парадигмы русских учёных-космистов, её связи с Высшим, с Космосом. Она им чужда. В своём полном непонимании «они готовы видеть в ней всё, что угодно, начиная с мистики и кончая сатанизмом, только не серьёзную научную базу и широкое философское основание.

Татьяна Павловна отметила, что целостный подход с глубоким проникновением в сущность исследуемого явления – космизма и широким осмыслением, присутствуют в работах многих современников. Всё больше и больше появляется исследований, опирающихся на методологию нового космического мировоззрения, сформулированную в философии космической реальности – Живой Этике. Среди них Сергеева отметила труды Шапошниковой Л.В., в которых историко-философский подход учёного соединяется с метанаучным проникновением в глубинную суть явления. Опираясь на новую теорию познания, заложенной в Живой Этике, Людмила Васильевна ввела такое понятие как «метаистория». Она показала, что феномен русского космизма, имеет метаисторическое основание и без понимания и учёта этих моментов не может быть его верного восприятия. Только подход, основанный на синтезе научного и метанаучного знания, позволяют по иному взглянуть на те непонятные для обычного человека процессы и явления, которые проявились в жизни и творчестве учёных-космистов.

На конференции вниманию слушателей вице-президент Международной Лиги защиты культуры, член-корреспондент МАНЭБ, советник РАЕН Чирятьев М.Н.(Санкт-Петербург) представил доклад «Параллели в творческом пути Рерихов и В.И. Вернадского». Докладчик показал созвучия их мировоззренческих идей, которые проявлялись в научном творчестве, в принципах, которые были ведущими в их жизни. Чирятьев привёл цитату Вернадского: «Я думал, что глубже всего в понимании мира – музыка, где настроение, которое переживается при творчестве» и слова Д.С. Лихачёва: «В.И. Вернадский был эстетически чрезвычайно одарённым человеком и эта одарённость развила в нём научную интуицию. Наука была для Вернадского своего рода художественным творчеством. Он ощутимо мог отдавать себя той области, в которой чувствовал себя творцом. И если хотите - художником». Здесь намечаются параллели с космистами, которые имели разнообразные творческие способности, являли себя и как художники, как поэты, как музыканты.

Н.К. Рерих видел синтез, который зарождается у истинного носителя Культуры, поэтому утверждал, что настоящий учёный должен быть художником, а настоящий учёный – художником.

Докладчик сопоставил и проанализировал важные и созвучные вехи их жизни и творчества. Рерихи владели знанием Живой Этики, её новой методологией познания, поэтому они понимали ключевые ноты, когда рассматривали процессы метаистории, механизмы ноосферы. У Вернадского была его гениальная интуиция. Он писал своей молодой жене: «Я хочу понять те силы, которые скрываются в материи, я хочу узнать те причины, которые заставляют её выявляться в тех правильных математически-гармоничных формах, каких мы повсюду видим и чувствуем, и одно из звеньев этой гармонии материи – мы сами и все живые существа. Мы – звенья единой этой симфонии гармонии миров. Через нас проходят Иерархи сил, творящие эти слои почв, минералов, растений, животных, богов, более совершенных людей и т. д., до Бесконечности».

Они имели сопоставимый взгляд на научную рациональную логику. Вернадский говорил, что познать научную истину логикой нельзя, можно самой жизнью. Это было кредо и Н.К. Рериха.

Их роднит общее в понимании Культуры. По Вернадскому – высшим проявлением сил биохимической энергии является энергия человека, его психическая культура. Для Рериха, ещё молодого, археология явила нечто сокровенное, что в себе содержало потенции былых времён, что открывало целые просторы для познания будущего и пути, которые он прошёл потом в экспедиции, потому для него священное понятие культуры является духовным накоплением поколений.

На конференции было заслушано 34 доклада, многие из которых представляли космизм, нашедший своё отражение в научной и философской мысли, в художественном и литературном творчестве.

Перечень докладов, прозвучавших на конференции, основу их содержания можно прочитать на сайте МЦР в статье «Обзор докладов Международной научно-общественной конференции «Проблемы русского космизма».

Конференция закончилась принятием резолюции, в которой прозвучало подтверждение её значимости: «Научные результаты конференции вносят значимый вклад в развитие новой научной картины мира, в основе которой лежит космическое мировоззрение. Конференция имеет большое значение для формирования космического сознания в обществе, необходимого для осмысления и решения животрепещущих проблем, стоящих перед человечеством».