15.08.2013. Подвижническая деятельность Л.В. Шапошниковой – первого вице-президента Международного Центра Рерихов, Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха в Москве

shaposhnikova

«Ничего не бойтесь. Идите вперёд, не оглядываясь.
Не огорчайтесь кратковременными неудачами.
Думайте прежде всего о Будущем».
«Я Вас благодарю за то Будущее, которое Вы несёте».

 

С.Н. Рерих Л.В.Шапошниковой. 1992г.

 

25.07.2013г. в музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества прошла встреча накануне дня рождения Л.В. Шапошниковой – известного историка и учёного с мировым именем, востоковеда, путешественника, крупного философа, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха, главного редактора журнала «Культура и время», президента Благотворительного Фонда им. Е.И. Рерих, талантливого организатора и крупного общественного деятеля.

Этому дню было посвящено открытие выставки книг Л.В. Шапошниковой, которая будет функционировать в библиотеке общества весь август месяц.

С информацией о подвижнической деятельности Людмилы Васильевны выступила председатель общества, директор музея Герасименко Л.Н.

Л.В. Шапошникова родилась 26.07.1926г. в Новочеркасске в доме известного путешественника Г.Н. Потанина, где жила её бабушка Мария Николаевна, происходившая из старинного рода князей Трубецких – известных государственных деятелей, религиозных философов, учёных, военных.

Закончила восточное отделение исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру, успешно защитила диссертацию, став кандидатом исторических наук. Научный руководитель Людмилы Васильевны Дьяков А.М.– известный индолог и востоковед, передал ей свою любовь к Индии. В 1950-1960-годы она проводит многочисленные путешествия, побывав в самых отдалённых уголках Индии, исследуя культуру малочисленных неизвестных племён, порой рискуя своей жизнью. Печатаются её научные труды, документальные повести: « По Южной Индии», «Парава – «летучие рыбы», «Дороги джунглей», за которые в 1967 году правительство Индии присудило Л.В. Шапошниковой Международную премию им. Джавахарлала Неру.

2

1968 год стал важной вехой в жизни Людмилы Васильевны, который изменил её судьбу и подарил удивительный мир, наполненный новым смыслом: произошла встреча со Святославом Николаевичем Рерихом. С этого момента основой и центральной темой творчества Людмилы Васильевны становится богатейшее творческое наследие семьи Рерихов, пронизанное идеями Живой Этики - философии космической реальности, опирающейся на мировой культурный опыт, созданной Е.И.Рерих в сотрудничестве с духовным Учителем Рерихов – Великим Учителем. В своих трудах Л.В. Шапошникова отмечает, что Живая Этика несет в себе синтетическую систему познания нового космического мышления.

Вся жизнь Л.В. Шапошниковой – пример мужества, высоты человеческого духа, преданности и самоотверженного служения идеям Рерихов.

3

В 1976 – 1980 годах Людмила Васильевна в одиночку прошла почти весь маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Результатом путешествия стал фотоальбом «От Алтая до Гималаев». Позже издаётся трилогия «Великое путешествие»: книга 1 «Мастер», книга 2 «По маршруту Мастера» в двух частях, книга 3 «Вселенная Мастера». Однако жизнь поставила перед Л.В. Шапошниковой и другие задачи. Святослав Николаевич, выполняя заветы своих родителей, в 1990 году передает их наследие в Россию через Л.В. Шапошникову для создания общественного Центра-Музея и определяет кандидатуру Людмилы Васильевны в качестве будущего директора. В один из последних её визитов к С.Н. Рериху и прозвучали его напутственные слова: «Ничего не бойтесь. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте прежде всего о Будущем». А потом добавил: «Я Вас благодарю за то Будущее, которое Вы несёте».

Под руководством Людмилы Васильевны в тяжелейших условиях, без привлечения государственных денег, при финансовой поддержке общественных и благотворительных организаций и на деньги, заработанные Международным Центром Рерихов, возник на территории России первый независимый общественный музей, расположенный в усадьбе Лопухиных, памятнике 17 – 19 веков. Благодаря организаторскому таланту, самоотверженному творчеству и духовному подвижничеству Л.В. Шапошниковой Музей превратился в живой научный и культурный центр, реализующий идеи Рерихов в жизни. Разработанная Л.В. Шапошниковой концепция экспозиции Музея охватывает основные вехи жизненного и творческого пути Рерихов. Экспозиция расширяется поступлением новых экспонатов благодаря помощи меценатов и дарителей. Огромная культурная деятельность музея созвучна идеям, которые рассматриваются и развиваются в трудах Л.В.Шапошниковой. Это - утверждение нового космического мышления, введение в научный оборот Живой Этики и её новой системы познания, утверждение роли Великих Учителей в космической эволюции человечества, раскрытие эволюционной роли Культуры и её составляющей Красоты и др. Каждая из международных общественно-научных конференций, которые проходят с 1992 года непосредственно под руководством Людмилы Васильевны и в сотрудничестве с авторитетными научными и культурными учреждениями, известными учёными и деятелями культуры поднимает эти глубокие вопросы.

Людмила Васильевна всей своей многогранной деятельностью восстанавливает целостное видение личности Н.К. Рериха. Она утверждает, что живопись Н.К. Рериха – это Живая Этика, воплощённая в цвете и символах, что в каждой картине в единстве проявляется Рерих-художник и Рерих-мыслитель.

Музей постоянно проводит передвижные выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов в городах России и СНГ. В музейных залах читаются лекции, посвящённые рериховскому наследию и вопросам мировой культуры, проводятся научные семинары, еженедельно проводятся концерты классической и современной музыки, собирающие большое число посетителей. По инициативе Людмилы Васильевны в Музее постоянно проводятся выставки современных художников-космистов. Она является инициатором организации публикаторского отдела МЦР, Объединённого Научного Центра проблем космического мышления и мн. др.

Герасименко Л.Н рассказала о наградах Л.В.Шапошниковой: о заслугах перед Отечеством и за служение Культуре. В честь Людмилы Васильевны малая планета 9717, открытая крымским астрономом Л.И. Черных, получила имя «Lyudvasilia».

Доклад сопровождал фильм «Lyudvasilia».

Трудности и препятствия, возникающие при создании и работе Музея, требовали огромных усилий для их преодоления, и ложились, прежде всего, на плечи Людмилы Васильевны. Это касается и защиты имён Рерихов. Людмила Васильевна свято как настоящий Воин Света оберегает доверенное ей дело.

В самых разных формах и пространствах льётся клевета и ложь на Рерихов, на МЦР и Людмилу Васильевну Шапошникову. Среди тех, кто клевещет и искажает имена и идеи Рерихов, - руководитель общественной организации «Урусвати» М. Лунёв, Росов, который старается научно опорочить Рерихов в своей диссертации, это и газета «Знамя Мира» Г. Горчакова, которая поддерживается финансово некоторыми лжерериховскими организациями. Это те «рериховские» организации, которые, называя себя «рериховцами» и произнося великие имена Рерихов, выступают против возвращения коллекции картин Рерихов из Государственного музея Востока в МЦР, выступают против передвижных выставок картин Рерихов, то есть хотят, чтобы эти мировые шедевры энергетически умирали в скрытых запасниках Музея Востока. Об этом писала Людмила Васильевна в своей статье «Рериховцы против Рерихов». В своих злобных нападках они не только забыли, что МЦР создан по инициативе С.Н. Рериха, а и выступают против самого Святослава Николаевича.

Такая поляризация сил в рериховском движении проявилась после конференции «Защитим имя и наследие Рерихов»: обозначились два полюса: те, кто сотрудничают с МЦР и те, кто выступает против МЦР. На сайтах таких «рериховских организаций» появились клеветнические высказывания. Они же защищали издательство «Сфера», Энтина, (директор Музея им. Н.К.Рериха в Нью-Йорке) которые преждевременно и незаконно опубликовали дневники Е.И. Рерих. Сегодня линию «Сферы» продолжает Росов. Пример невежественной и произвольной трактовки идей Рерихов, Живой Этики является диссертация Самохиной, где философская система Живой Этики представлена как закрытое эзотерическое учение.

Докладчик также привела в качестве примера фильм «Тайные знаки. Картины -пророки» из цикла «Тайны 20-го века» (реж. А. Грицаенко, автор Е. Любарская), где искажены жизнь и творчество Н.К. Рериха, а в титрах фильма без всяких оснований есть ссылка на МЦР, не имеющего никакого отношения к созданию фильма.

Но непреходящее не может быть разрушено. Согласно закону «Высшее ведёт низшее» космическая эволюция продвигается высокими личностями.

Л.В. Шапошникова превратила Музей в уникальный центр Культуры, где ясно угадываются тенденции развития Музея Будущего, подняла имена Рерихов на достойную высоту, ввела нас в мир высоких идеалов Рерихов, дала возможность прикоснуться к творческому наследию семьи Рерихов, сделала исследования наследия Рерихов доступным для широкого круга исследователей.

4

Подвижнический труд Л.В.Шапошниковой, неоценимый подвиг во имя сохранения культурного наследия, сила и красота ее личности для многих являются путеводным маяком и жизненным ориентиром, примером неисчерпаемости творческих возможностей человека, преданного самым высоким идеалам.

В конце встречи присутствующим была предоставлена возможность услышать видеодоклад Л.В. Шапошниковой «Метаисторический смысл «Пакта Рериха», который был прочитан на Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха».

Людмила Васильевна рассматривает Пакт Рериха не только как юридический документ, а показывает его метаисторический смысл, исток которого коренится в сотрудничестве с Учителем. В докладе было показано исключительное значение этого исторического документа и Знамени Мира для эволюции человечества.