07.07.2013. В.И Вернадский – вестник космической эволюции.

vernadskiy

13 июня в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества прошла встреча «В.И. Вернадский – вестник космической эволюции», посвященная 150-летию со дня его рождения – первая из встреч цикла по теме «Формирование космического мышления в философии, науке и искусстве».

С докладом выступила руководитель общества Герасименко Л.Н.

Стремление познать окружающий мир, исследовать его связь с процессами, происходящими в космосе, уходит в далекие времена. Веками накапливались знания о явлении единства человек – космос: о тесном взаимодействии человека, планеты, Космоса, о единстве макро и микрокосмоса, которое выражалось через науку, философию, искусство.

В наше время человек совершает свой шаг в познании окружающей реальности на основе целостного подхода. Утверждается новое планетарное мышление космического мироощущения, в формирование которого внесли свой вклад выдающиеся умы первой половины ХХ-го столетия - учёные (В.И.Вернадский. А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, Нильс Бор, Тейяр де Шарден, Альберт Энштейн), философы (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, И.А. Ильин), поэты и художники (А.А. Блок, Андрей Белый, Д.С. Мережковский, Н.К. Рерих, М.А. Врубель, М.К. Чюрлёнис, члены группы «Амаравелла). На эту подготовленную почву пришла Живая Этика – философия космической реальности, в основе которой лежит новый вид мировоззрения, которое представляет мироздание как одухотворенную энергетическую систему, состоящую из различных энергетических структур, развивающимся по единым для всего Космоса законам. Живая Этика несет самые ценные знания из прошлого и настоящего человечества, объединив научное и вненаучное знание, устремляя человечество к эволюционному продвижению.

К 20-му веку существовало разделение систем познания на научное и вненаучное, которые ещё не были взаимосвязанными в сознании учёных, закрыв этим дорогу правильному, реальному и целостному подходу к пониманию явлений. Это реальное понимание, переживание окружающего мира, основанное на религиозном чувстве (связи с Высшим) лежало в основе космического мироощущения у В.И Вернадского. Об этом пишет Л.В. Шапошникова в своем труде «Познание космической реальности», что сначала оно носило стихийный характер, а затем научно осознанный. С этого начиналась его новая система познания. Вернадский считал, что ни одно явление на Земле не может быть правильно осмыслено, если его не поместить в новую научную картину Космоса.

Согласно его философским идеям в новую науку должны войти и знания, добытые вненаучным путем в духовном пространстве человека, к которому он относил философию, религиозный опыт и искусство.

«Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии и общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении». ( В.И. Вернадский. Труды по философии естествознания. М., 2000. С.31)

В.И. Вернадский – вестник космической эволюции, выдающийся естествоиспытатель, общественный деятель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о биосфере и ноосфере. Он опередил своё время, дав науке те идеи, суть и ценность которых ещё до конца не поняты.

Главным предметом его исследований было живое вещество, взаимоувязанные функции которого в разных формах образуют биосферу, которую он выделил как особую оболочку. Для расширения научных работ в этой области Вернадский организовал в 1928 году биохимическую лабораторию. Знакомство с восточной (индийской) философией дало возможность по новому осмыслить процессы в биосфере. В своих работах Вернадский уделяет внимание раскрытию космической природы биосферы, человека и научного знания как определяющего фактора на современном этапе. Исследуя эти процессы он пришёл к выводу о космичности живого вещества и самой жизни. Оболочка Земли – космоземная, которая генетически связана с Космосом. Космос и воздействие космических излучений, наличие совокупности всех живых существ, являющихся трансформатором энергий, определяют космический характер биосферы и затем ноосферы.

«Научная мысль как планетное явление» В.И. Вернадского - один из первых научных трудов нового космического мышления.

Ноосфера, или сфера разума, следующий высший этап в развитии биосферы Земли есть, по утверждению Вернадского, результат сознательной мыслительной деятельности человека. Учёный старался понять связь энергии биосферы и энергетики человека, которую он назвал биохимической, определяя её решающее значение в создании ноосферы и влиянии её на ход эволюционных процессов. Человек – активный фактор природы, а не сторонний наблюдатель. На основе новой нравственности человеческий разум будет направлять развитие биосферы в интересах человечества и его будущего, то есть, Вернадский особое внимание уделил роли духовной составляющей человека в становлении ноосферы.

Уровень сознания и духовности Вернадского превосходил человеческие качества его современников. Он был воплощением моральной чистоты, которая сопровождала всю его жизнь. Вернадский принимал близко к сердцу все невзгоды, выпавшие на долю его страны и народа. В голодные годы он много времени, сил и средств потратил на помощь голодающим. Сталинскую премию, которую он получил (200тысяч рублей), половину суммы он направил на нужды обороны, вторая часть была была выделена нуждающимся, были куплены ценные коллекции у геологов для Академии наук СССР.

В заключение доклада Герасименко Л.Н. привела строки о Вернадском из статьи «Царство моих идей впереди» книги «Вселенная Мастера» Л.В. Шапошниковой.

«Он сыграл выдающуюся роль в формировании нового научного мировоззрения и новой системы познания, противопоставив старому механистическому мировоззрению энергетическое. Он изменил научную картину Космоса, введя в него феномен жизни и связав космические процессы с земными. Он был одним из великих в блестящей плеяде творцов российской Духовной революции – ученых, художников, поэтов, музыкантов, философов, религиозных деятелей – которые, несмотря на величайшие трудности, а нередко и смертельные опасности, ковали новое мышление человечества, которое называлось космическим. В его идее ноосферы мы находим прозрение нашего будущего, нашего нового эволюционного витка и нашей новой эпохи».

Затем собравшимся были представлены два видеодоклада, которые прозвучали на конференции « Космическое мировоззрение – новое мышление ХХ1 века» в Международном Центре Рерихов в Москве.

Доклад А.Г. Назарова, доктора биологических наук, академика РАЕН, Экологического центра Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН «Что такое космизм в идее ноосферы» раскрыл положение двух концепций в идее ноосферы, которые разрабатывали одновременно и независимо В.И. Вернадский и Пьер-Тейяр де Шарден.

В докладе Т.П. Сергеевой “Н.К. Рерих и В.И. Вернадский: мировоззренческие параллели" , кандидата технических наук, сотрудницы Киевской астрономической обсерватории НАН Украины была представлена развёрнутая картина мировоззренческих параллелей в творчестве Н.К. Рериха и В.И. Вернадского. Мировоззренческие построения Вернадского прокладывают мост от современной науки к науке будущего, основы которой заложены в Живой Этике и представлены в жизни и творчестве Рерихов.

1 1 1