14.06.2013 А.С. Макаренко – великий педагог-гуманист ХХ века.

makarenko

«Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны... Они будут творить историю» – писал А.С.Макаренко.

2013 год является юбилейным годом для Антона Семеновича Макаренко. В этом году мир празднует 125 лет со дня рождения выдающегося педагога.

30 мая в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества состоялась встреча, посвященная этой памятной дате.

Макаренко А.С. родился 13 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Позже семья переезжает в Крюков. (Кременчуг) Педагогическая деятельность начинается в 1905 году в Крюковском двухклассном железнодорожном училище.

Работая учителем, Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают труды А.И.Пирогова, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К.Д.Ушинского.

После 9 лет педагогической деятельности Антон Семенович поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает с отличными оценками по всем предметам. За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А.С.Макаренко получает золотую медаль.

После окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой — впоследствии Детской трудовой колонией имени А.М.Горького.

А.С.Макаренко называют великим педагогом-гуманистом XX века. Свидетельством международного признания А.С.Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это— Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. В Украине, России, Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Германии и на Кубе существуют школы и высшие учебные заведения его имени. Почти в 30 городах Украины и России есть улицы имени Макаренко.

У одной из бывших воспитанниц Макаренко, ставшей педагогом, как-то спросили:
«Как вы объясните феномен Макаренко-воспитателя?»
«Феномена не было, — ответила она. — Воспитывал он, как и жил — сердцем».

Именно педагогика СЕРДЦА дала тот поразительный результат, который удивляет всех исследователей педагогической деятельности А.С.Макаренко. Около 4000 тысяч воспитанников, бывших правонарушителей, прошли школу воспитания у Антона Семёновича, и из них только менее 10 человек вернулись обратно в криминальную среду.

Макаренко принципиально не хотел знать криминальное прошлое каждого из подростков, он умел своей сердечной энергией пробудить лучшее в каждом из воспитанников, зажечь, раскрыть горизонты будущей жизни, дать веру в свои силы и силу коллектива.

« … Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного, – писал А.С.Макаренко. - истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни, доставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.

Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, сегодняшним обедом, именно сегодняшним, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.

Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».

Антон Семёнович прожил всего 51 год. Но осталось жить его СЕРДЦЕ в его делах, в его воспитанниках, в его литературных трудах.

«Педагогическая поэма» — широко известное и наиболее значительное произведение Антона Семеновича Макаренко, «самая дорогая» его книга, как он называл ее в письмах к А.М.Горькому. «Педагогическая поэма»,— писал он,— это поэма всей моей жизни, которая хоть и слабо отражается в моем рассказе, тем не менее представляется мне чем-то «священным» (письмо к А.М. Горькому, февраль 1935 года).

Созданию этого произведения Макаренко отдал десять лет своей жизни, десять лет упорного труда (1925—1935 гг.).

Огромную роль в том, что книга А. С. Макаренко увидела свет, сыграл А.М.Горький, который внимательнейшим образом следил за работой писателя, подбадривал его в минуты сомнений, помогал добрым советом. Понимая всю важность книги и как художественного произведения и как своего рода «учебника» для многих сотен советских педагогов, Горький в многочисленных письмах к Макаренко высказывает постоянную озабоченность состоянием его работы, требует ее продолжения, торопит с ее окончанием, дает ей самые высокие оценки.

Так, в письме от 25 сентября 1933 года, Горький, получивший от А.С.Макаренко первую часть книги, пишет: «...на мой взгляд «Поэма» очень удалась Вам. Не говоря о значении ее «сюжета», об интереснейшем мате¬риале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой, искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш — уместен как нельзя более... Рукопись нужно издавать».

По поводу заключительной части книги Горький пишет: «...третья часть «Поэмы» кажется мне еще более ценной, чем первые две... Хорошую Вы себе «душу» нажили, отлично, умело она любит и ненавидит... Ну — что же? Поздравляю Вас с хорошей книгой, горячо поздравляю» (8 октября 1935 года).

Первая часть «Педагогической поэмы» была впервые опубликована в 1933 году, вторая и третья часть — в 1935 году. В 1937 году книга впервые вышла в составе трёх частей. Это было последнее прижизненное издание «Педагогической поэмы».

Фото  Фото

Об этом рассказала гостям встречи в своем небольшом выступлении сотрудница Кременчугского Рериховского общества Е.В.Митюкова. Одна из гостей поделилась своими впечатлениями о книге «Педагогическая поэма».

Завершил встречу показ художественного фильма «Педагогическая поэма» (Киевская киностудия, 1955г.)