08.04.2013. 140 лет со дня рождения С.В. Рахманинова.

1 апреля 2013 года исполнилось 140 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова - выдающегося композитора, гениального пианиста, талантливого оперного и симфонического дирижёра. Его имя занимает одно из первых мест в истории русской и мировой культуры и является символом высокого служения искусству. Рахманинов впервые, наряду со Скрябиным, вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Значение его исполнительского творчества не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы.

30 марта 2013 года в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества собрались почитатели этого великого композитора и пианиста. Встреча началась с прослушивания произведения Сергея Рахманинова «Музыкальный момент», который исполнила Скляр Н.Н., преподаватель Кременчугской детской музыкальной школы №3 им. М.М. Колачевского .

1

Сотрудница Кременчугского Рериховского общества Шалиманова Л.М. представила перед участниками встречи доклад о жизни и творчестве С.В. Рахманинова. Музыкальные способности у Рахманинова проявились уже в раннем детстве. В четыре года он играл на фортепиано несложные пьесы. С 1882 года мальчик учится в Петербургской консерватории. В 1885 году семья переехала в Москву. С этим обстоятельством был связан переход Рахманинова в Московскую консерваторию. В 1887 – 1888 годах появляются несколько ноктюрнов, романс, прелюдии. При переходе на старшее отделение консерватории Рахманинов сыграл несколько своих пьес, которые так понравились присутствующему на экзамене П.И. Чайковскому, что он дописал к его оценке, пятерке с плюсом, еще три плюса.

После окончания фортепианного факультета Московской консерватории Сергей Рахманинов блестяще продолжил обучение на композиторском факультете, который закончил на два года раньше срока. Для сдачи экзамена по композиции необходимо было в месячный срок написать одноактную оперу на либретто, составленное по поэме А.С.Пушкина «Цыгане». Эту задачу Рахманинов выполнил за 17 дней. Опера «Алеко» получила самую высокую оценку экзаменаторов и была принята к постановке в Большом театре. П.И.Чайковский тепло отозвался об опере «Алеко» и пророчески предсказал молодому композитору великую будущность. Вскоре с этой оперой автор выступил и как дирижер в Киевском оперном театре. Консерваторию Рахманинов закончил с золотой медалью, его имя было занесено на мраморную доску в Малом зале консерватории.

Рахманинов работает много и увлеченно. С зимы 1892 года начались его публичные выступления как пианиста, в которых проявились его незаурядные способности. Уже в те годы его игра отличалась яркостью, богатством, полнотой звучания, захватывающей выразительностью. В его произведениях уже ощущается особый, неповторимый стиль, отличающийся широким размахом и лирической напевностью, монументальностью, блестящей виртуозностью и суровой сдержанностью.

В 1897 году наступила неожиданная пауза после неудачного исполнения (дирижер А. Глазунов) Первой симфонии Рахманинова, в которую он вложил много душевной энергии. Последующие три года были годами полного творческого молчания, но и напряженной внутренней работы над собой, которая явилась сильным импульсом его необычайно интенсивного и яркого творческого подъема в начале нового столетия.

По приглашению мецената С.И. Мамонтова Рахманинов занимает должность дирижера в его оперном театре. Здесь он подружился с солистом оперы Ф.И. Шаляпиным, дружба которых принесла обоим много радости и творческих достижений.

Наступивший ХХ век знаменателен для композитора созданием его лучших произведений. Вторым концертом для фортепиано начинается самый плодотворный период в жизни Сергея Васильевича. Кантата «Весна», написанная на слова стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный шум»; Второй фортепианный концерт, 2-я симфония принесли композитору славу у широкой публики и признание в музыкальных кругах. За каждое из этих произведений Сергею Рахманинову была присуждена премия им. М.Глинки.

Особое место в творчестве композитора занимают романсы, фортепианное сопровождение которых отличает исключительное богатство, красочность и разнообразие форм.

Как пианист- солист Рахманинов не имел равных себе в Москве, а позже был признан лучшим пианистом в мире.

С 1904 по 1906 С.Рахманинов работает дирижёром Большого театра. Важным этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание Третьего фортепианного концерта в 1909 году. В 1910 году Рахманинов обращается к духовной музыке. Он пишет Литургию св. Иоанна Златоуста. В 1913 году он создает поэму «Колокола». Колокольный звон проходит через все творчество композитора как символ России. После смерти А.Н. Скрябина (14.04.1915г.) Рахманинов исколесил всю Россию, почитая память великого композитора игрой его произведений, и этим, поддерживая материально семью Скрябина.

В конце 1917 года Рахманинов получает приглашение на концерты в Швецию и вместе с семьёй выезжает за границу. В 1918 году он приезжает в Нью-Йорк. В эти годы его исполнительская деятельность достигла грандиозных масштабов: в сезон давалось до 60-70 концертов. Его портреты не сходили со страниц американских газет.

Живя в Америке, композитор тосковал по родине. Он внимательно следил за жизнью в России, читал книги, газеты, журналы, приходившие из СССР. Его интерес к обновленной родине был искренен и глубок.

В 1935-36 годах он работает над 3-й симфонией, которая, без всякого сомнения, была крупным явлением в эволюции национально русского симфонизма. Симфония, одухотворённая лирикой, гимнами восторга и любви, обращена к великой отчизне композитора – России. В 1940 году Сергей Васильевич написал своё последнее произведение для оркестра – «Симфонические танцы». Как и в 3-ей симфонии, он в «Танцах» вновь обращается к сложным философским вопросам, размышляя о смысле человеческой жизни. Композитор считал «Танцы» своим лучшим произведением.

За свою жизнь Сергей Рахманинов написал 4 концерта для фортепиано, 3 оперы, 80 композиций, более 100 произведений для фортепиано, включая 2 сонаты, 3 симфонии, множество церковных песен и свыше 70 романсов. О своей музыке Сергей Васильевич Рахманинов говорил:

«Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку — это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому, как я говорю, чтобы высказать свои мысли. Думаю, что в жизни каждого композитора музыка должна выполнять именно эту функцию. Любая другая сделала бы её чем-то второстепенным.

… Музыка – выражение индивидуальности композитора во всей ее полноте.

… Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его веру и мысли, возникающие под влиянием книг, картин, которые он любил. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора.

… Музыка, прежде всего, должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу.

… Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это - русская музыка.

…На меня, несомненно, оказали огромное влияние Чайковский и Римский-Корсаков, но я никогда, насколько я помню, не подражал никому. Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку - это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце. Любовь, горечь, печаль или религиозное настроение – всё это составляет содержание моей музыки».

Сергей Рахманинов был человеком высоких человеческих качеств. Друзья и знакомые отмечали его человечность, скромность, терпимость, ответственность по отношению к себе, щедрость. Третью часть своего заработка он тратил на благотворительные цели. Он посылал знакомым и незнакомым людям деньги или продуктовые посылки. Был известен факт: когда в Москве от Слонова, его друга-певца, кто-то пришел получать денежный перевод, кассир на почте сказала: «Что это за Рахманинов у Вас такой, что от него пол-Москвы ходит получать?» Докладчик рассказывала о заботливом отношении Рахманинова к жизни крестьян, о помощи Сикорскому, которого он спас от разорения, перечислив ему 5 000 долларов ( около 80 000 долларов в пересчете на 2010 год).В годы Второй Мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь. В сопроводительном письме Сергей Васильевич пишет: "От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!..."

Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Его миссию в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России.

В ходе выступления Л.М. Шалимановой гости встречи имели возможность просмотреть фрагменты видеозаписей исполнения произведений Рахманинова: романс «Не пой, красавица, при мне» в исполнении Д. Хворостовского, 1-я тема 2-го концерта, «Вокализ» в исполнении Анны Моффо, «Элегия».

Закончилась встреча концертом, составленным из произведений С. Рахманинова, Ф.Шопена, И.Баха в исполнении победителя всеукраинских и зарубежных конкурсов среди молодых композиторов А.А.Белоус, лауреата областного конкурса «Юный виртуоз» А.Гладыря и ученицы 3-го класса Кременчугской детской музыкальной школы №1 им. П.И.Чайковского М.Марченко.

2 3
2 2
2