02.03.2013. Встреча, посвященная 160-летию со дня рождения В.С. Соловьева.

1

16 января 2013 года исполнилось 160 лет со дня рождения крупнейшего русского философа, публициста, поэта Владимира Сергеевича Соловьёва. К его культурно-философскому наследию относятся и многочисленные критические статьи о творчестве Достоевского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, А.К. Толстого и др., трактаты по эстетике, переводы Платона, Вергилия, Петрарки, Гофмана.

23 февраля представители культурной общественности собрались в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества на торжество, посвященное этой дате.

Встреча началась с прослушивания «Бразильской бахианы» №5 композитора Э.В. Лобоса. Сопрано Г. Вишневской и виолончель М. Растроповича создали атмосферу возвышенной торжественности, которая так соответствовала восприятию удивительной личности В. Соловьева, которому академик, историк, выдающийся современный философ Л.В. Шапошникова дала высокую оценку его духовной философии в своей статье «Явление странствующего рыцаря».

С докладом о жизни и творчестве В.С. Соловьева выступила руководитель общества Герасименко Л.Н.

2

В.Соловьев намного опередил свое время. В его личности слились святой, поэт, философ, что дало возможность ему писать о новом человеке, о новом мире, носителем которого был он сам; дало возможность заложить основы духовной философии.

Соловьев родился в семье крупнейшего русского историка, который отличался строгими нравами и систематичностью своих исторических занятий. Почти каждый год он издавал по одному тому «Истории России с древнейших времен», которых издал 29 томов. Отец был очень порядочным человеком. В.Соловьев в своей автобиографии отмечал благотворное влияние отца на его детство, особенно во время религиозного заблуждения, когда Владимир решил пойти в монахи, когда начал подвергать себя самоистязаниям, закаляя свою волю. В то же время отец всячески избегал помощи сыну во время его учебы, а потом и преподавании в Московском университете, несмотря на то, что имел все возможности для этого, так как был ректором университета. Отец даже настоял, чтобы Владимир защищал свою диссертацию в Петербурге. Будучи без меры одарённым, сын воспринимал это спокойно, так как не нуждался в протекции отца. По материнской линии Владимир Соловьёв находился в родстве с украинским философом Г.С. Сковородой, который был ему двоюродным прадедом.

В детстве В. Соловьев любил все, что веяло народным духом. Ко всему окружающему относился с необыкновенной чуткостью. Рано перерос духовно своих сверстников. Окончив гимназию в 1969 году, в возрасте 16-ти лет поступает в Московский университет. Увлекается изучением философии Спинозы, Гегеля, Канта, Шопенгауэра, Шеллинга. В 19 лет становится зрелым философом. В 1874 году защищает магистерскую диссертацию «Кризис западной философии». Работа свидетельствовала о глубине, простоте и ясности его философского мышления. В ней он показал, что западная философия пришла к кризису к концу 19 столетия потому, что в качестве познания взяла только рассудок. Он предсказал изживание этого рационализма под влиянием священных книг Востока на примере некоторых философов.

Затем Герасименко Л.Н. рассказала о видениях Владимира Соловьева Женского Существа космического характера, которые он воспринимал как встречу с Душой Мира, ведущей его по жизни, оберегая и наставляя. Л.В. Шапошникова так отмечает это явление: «Это было дуновение космической эволюции, которое донеслось из Инобытия, с которым Соловьев соприкоснулся не умозрительно или теоретически, а реально, начиная с самого раннего возраста, и пронес это присутствие через всю свою жизнь. Опыт философа в этом отношении является уникальным, и требует изучения и разгадки своей тайны». Об этом В. Соловьев описал в своей поэме «Три радости» через много лет после первой встречи, которая была у него в детстве в 1862 году. Он хранил эту тайну. Даже родителям не мог открыть главную причину своей поездки в Египет, где ждал следующего заветного свидания.

Присутствующие прослушали о трех свиданиях В. Соловьева с «вечной женственностью», о которых он повествовал в своей поэме. Особенной была встреча в Лондоне, где будет встреча Е.И. Рерих со своим Учителем, где писала «Тайную Доктрину» Елена Петровна Блаватская, где в библиотеке Британского музея хранились оригиналы писем будущих Учителей Е.И. и Н.К. Рерихов. « Там завязывались узлы русской Тайны Космической эволюции человечества», - пишет Л.В. Шапошникова. В то же время Людмила Васильевна отмечает, что «прямых указаний на связь Соловьева с этой группой Космических Иерархов нет. Но поступающие «Оттуда» сообщения и записанный Соловьевым сон свидетельствуют о многом».

Мировая Душа, София (под сообщениями информации из Инобытия стояло это имя), Вечная женственность – его Учение было об этих понятиях женского космического начала, содержащее в себе истину Преображения через Красоту. В своей статье Л.В. Шапошникова отмечает, что «в Живой Этике эти понятия связаны с Матерью Мира, сложной философско-исторической категорией, имеющей важнейшее эволюционное значение».

Соловьев выделялся среди людей внешностью и внутренней духовной глубиной. Это отмечали его ученики – великий русский поэт Александр Блок и Евгений Николаевич Трубецкой. Трубецкого всегда поражало присутствие в облике Соловьева Инобытия, которое настолько ярко было выражено во внутреннем мире, что отражалось даже на внешности, поведении и отношении к окружающим. Соловьев знал, что без Инобытия, являющегося главным условием восхождения человека, нет продвижения по лестнице Космической эволюции человечества.

Его размышления о богочеловеке, о новой религии Святого Духа, его устремления и действия к объединению православной и католической церквей беспокоили церковных иерархов. Светское общество относилось к нему с неприятием, не понимая его гигантской фигуры, меряя его нормами обычного человека. Он рано ушел из жизни, в которой ему жилось не просто.

«И если дух его был высок, - пишет Л.В.Шапошникова, - силен и нес в себе Божественное начало Высшего, то его доспехи были сотворены из несовершенной земной материи и долго выдержать бой, по законам физического плотного мира, не могли».

«Но уже через 10 лет после его кончины, – писал С. Булгаков в 1910 году, – жадное усвоение основных начал его философии».

Далее прозвучала «Ave Maria» Шуберта в исполнении С. Дион, символизирующая земную ипостась Матери Мира, Мировой Души, Вечной Женственности.

Присутствующие прослушали поэзию В.С. Соловьева, которую представили сотрудники общества Е.В. Миткова и М.Данилевская.

 

«Колеблется воля людей, что волна,
Но есть неизменная воля святая!
Превыше времен и пространства - одна
Красою сияет идея живая.
И в бурном волненье один недвижим,
Дух вечный все движет покоем своим».

 

Фото  Фото

От пламени страстей нечистых и жестоких,
От злобных помыслов и лживой суеты
Не исцелит нас жар порывов одиноких,
Не унесет побег тоскующей мечты.

Не средь житейской мертвенной пустыни,
Не на распутье праздных дум и слов
Найти нам путь к утраченной святыне,
Напасть на след потерянных богов.

Не нужно их! В безмерной благостыне
Наш Бог земли своей не покидал
И всем единый путь от низменной гордыни
К смиренной высоте открыл и указал.

И не колеблются Сионские твердыни,
Саронских пышных роз не меркнет красота,
И над живой водой, в таинственной долине,
Святая лилия нетленна и чиста.

Торжественная встреча завершилась песней «Осеннею дорогой» на слова В. Соловьева.