06.02.2013. Концерт-лекция. Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) – великий немецкий композитор.

111IMG 2397

26 января и 1 февраля в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества прошел концерт-лекция преподавателя Детской музыкальной школы №1 по классу виолончели Васенина Е.А. Посетителей ожидал рассказ и встреча с прекрасной музыкой величайшего немецкого композитора, представителя эпохи барокко, органиста-виртуоза, музыкального педагога И.С. Баха.

Музыковед, академик Асафьев, писал, что «И.С. Бах такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековываются все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени». Немецкий музыковед Науманн Эмиль писал о музыке И.Баха: «Теперь музыка может точным и понятным языком высказать сокровенные чувства». К этому стремился И.С. Бах, считая, что «цель музыки – трогать сердца». Ключ к гению И.С. Баха лежит в глубине, полной высокого вдохновения и математической изобретательности его творческого почерка..

IMG 2385
IMG 2383
IMG 2384
IMG 2391
IMG 2396

Скотт Сирил, исследователь влияния музыки на определенные сферы жизни человечества, писал, что почитание музыки Баха шло не всецело от эмоций, а во многом от мысли. «Когда музыка Баха перешагнула границы Германии, - писал Скотт Сирил, - мир оценил возросший уровень умственного развития немецкой нации и творческие искания величайших немецких мыслителей. Влиянию его музыки Германия обязана и появлением целой плеяды выдающихся немецких композиторов».

Васенин Е.А. в своей лекции раскрыл историю развития виолончельного искусства. Виолончель - смычковый струнный музыкальный инструмент, известный с первой половины XVI века, такого же строения как скрипка или альт, но значительно больших размеров. Виолончель только с середины 18 века стала использоваться как концертный инструмент. Далеко не сразу возникла известная нам классическая форма виолончели. В веках она претерпевала свое развитие и по форме и по звучанию. Использовалась как аккомпанирующий инструмент, в основном, из-за своего тихого звучания. При помощи выдающихся мастеров итальянских школ Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари в 17 -18 веках создается ее классическая модель с твердо устоявшимся размером корпуса. В конце 17 века появляются первые сольные произведения для виолончели. Обладая широкими выразительными возможностями, виолончель в 20-м веке используется как сольный, ансамблевый, оркестровый инструмент и утверждается как один из ведущих инструментов в музыке.

Далее Васенин Е.А. остановился в своем повествовании на общем понимании слова «барокко» как наивысшей степени развития любого художественного стиля. Этот термин используется в архитектуре для описания богато украшенных религиозных и общественных зданий в Италии, Германии и Австрии, построенных в 17-18 веках. Позже это наименование стало применяться и к периоду развития европейской музыки между 1600 и 1750 годами, сочинительские и исполнительские приемы которого стали неотъемлемой частью музыкального классического канона. И.С. Бах обобщил достижения музыкального искусства эпохи барокко. Он создал основы всей музыки Нового и Новейшего времени – история музыки делится на добаховскую и послебаховскую.

По праздникам в церкви, где работал Бах, исполнялись сюиты. Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха, считая ее слишком яркой, красочной и человечной. Бах написал шесть сюит для виолончели.. Сюита в переводе с французского обозначает последовательность, последовательность танцев. К изначально имеющимся четырем, французские композиторы добавляют прелюдию, менуэт, гавот и буре. Эту форму принимает и Бах.

Свою лекцию Васенин Е.А. сопровождает игрой на виолончели. Он исполнил первую и вторую сюиты Баха.

В прелюдии первой сюиты звучит образ с изображением ангелов, которые играют на лютне. В ней звучат три голоса, трактующиеся как земля-человек-небо. Главный голос - средний, в котором звучит символ «постижения воли господней». В верхнем голосе просматривается «предопределенность свершения воли господней». Ликующий характер последних тактов обозначает будущий приход Спасителя. В каждом танце много символов, которые говорят о рождении и уже расписанной судьбы Иисуса Христа.

В прелюдии второй сюиты заложен евангельский сюжет: смерть Иисуса Христа. После прелюдии во всех танцах второй сюиты – беседа, разговор, в которых звучит вопрос: «Что вы наделали?».

Во второй встрече 1 февраля, которая прошла для студентов университета третьего поколения, Васенин подарил слушателям, кроме музыки Баха, произведения других известных композиторов: «Вокализ» Сергея Рахманинова, «Аве Марию» Шуберта, «Колнидрей» Максима Бруха.

Концерт очень понравился и вызвал много благодарных откликов присутствующих.