22.12.2012. Г.С. Сковорода – выдающийся философ XVIII века.

Посвящается 290 – летию со Дня рождения.

Представители культурной общественности города 8 декабря, были приглашены в Музей жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества на торжественную встречу, посвященную 290-летию Г.С. Сковороды - украинского странствующего философа, просветителя, поэта, выдающегося педагога, одного из выдающихся мыслителей, оставившего заметный след в сокровищнице мировой мысли.

Встреча началась с украинской песни на слова и музику Г.Сковороды «Ангели знижайтесь», которую прослушали по видео в исполнении Татьяны Лободы и Виктора, придавшая возвышенный тон встрече.

Gerasimenko

О жизни, творчестве и философии Г.С. Сковороды рассказала в своем докладе руководитель общества Герасименко Л.Н.

Григорий Саввич Сковорода родился в селе Чернухи Полтавской губернии в семье малоземельного казака. Учился у дяка, затем в церковной школе. Закончив четырехлетнюю школу в шестнадцатилетнем возрасте поступил в Киево- Могилянскую академию, которая была центром духовной жизни Украины и за уровнем преподавания не уступала учебным заведениям Европы.



Кроме обязательных дисциплин Г. Сковорода овладел немецким языком, польским, изучил латынь, грецкий, древнееврейский. Изучал различные философские системы, хорошо знал Пифагора, Сократа, Аристотеля, Марка Аврелия, Цицерона, Горация и др. В академии был солистом академического хора и начинающим композитором.

. Круг наук в академии ему казался недостаточным, поэтому он прерывал учебу, но не для безделья. Был солистом придворного хора царицы Елизаветы. Путешествовал в Европе, где слушал лекции знаменитых профессоров, знакомился с людьми, которые были хорошо известны своей ученостью и знаниями.

Вернувшись с Европы Г. Сковорода занимает место преподавателя поэзии в Переяславском коллегиуме по приглашению переяславского епископа. Но ему пришлось поплатиться своим местом за проявление вольнодумства. Это был первый опыт твердости духа.

3

Затем было рассказано о частном учительстве в селе Коврай у главы дворянства С. Томары, о преподавании в Харьковском духовном коллегиуме, о создании его стихотворений. Г. Сковорода предается думам по исканию истины. Твердо решает в своем сердце оставить все суетное, не иметь никакой собственности, укрепить свою жизнь качествами смирения, трудолюбия; возвышаться подвигом доброй воли выше всех светских влечений. Он не кичился своей ученостью, никому не льстил. Например, на предложение царицы Екатерины стать ее придворным философом он ответил: «Мне моя свирель и овца дороже царского венца».

Свободолюбие, постоянное давление церкви, не однажды требовавшей принять духовный сан, критическое отношение к концепции официально-церковной морали заставляло Г. Сковороду уходить несколько раз из коллегиума. 1769 год – его последнее увольнение, после которого он уже не вернулся к преподавательской работе. Начинается период его странничества, когда он окончательно переносит свою жизнь во внутреннее измерение, отказывается от искушений светской жизни.

4

Начиная с 1769 года и до конца своей жизни Г.Сковорода становится странствующим философом, учителем. Его называют «путешествующей академией». Он оканчивает сборник « Сад божественних пісень», создает сборник «Байки Харьківські», пишет основные философские трактаты, притчи, афоризмы.

Ушел из земной жизни 9 ноября 1774 года в селе Ивановка на Харьковщине. Перед уходом завещал написать на могиле «Світ ловив мене, але не впіймав». В своей жизни он оставался верен своим принципам, был свободолюбив, не отдавался мирским искушениям, не имел никакой собственности. Главный смысл существования видел в совершенствовании, в очищении сердца.

5

Философия Сковороды была выражением его жизни. Он жил как учил, и учил как жил. В своих философских трактатах отмечал самопознание и добродетель. Отмечал необходимость и единство в жизни любви и веры, которые несут в себе глубокий познавательный смысл, питают душу человека, наполняют ее творче ской энергией.

Особо было отмечена философия Г.Сковороды о сердце. Он дает понимание сердца не просто как физического органа, а как ядро человеческой натуры, средоточие его души. Сердце – это бездна, которая все собою обнимает; зерно нашого естестства; сила, которая питает нашу жизнь.

Философия Г.Сковороды - прекрасный пример существования украинского духа и способности украинского народа к восприятиию духовности, способности его к развитию и постоянному совершенствованию идеалов, надежд, чести, совести, системы взглядов, гуманизма в своей жизни.

6

Доклад гармонично переплетался слайд-программой «Світло мудрості Г.Сковороди», выступлениями сотрудников общества Данилевской М., Зиновьевой В.В., Медведенко И.А., которые представили слушателям стихотворения, притчи, письма, басни. Г.Сковороды. Иван Франко писал, что басни Г. Сковороды «писані гарною, декуди навіть граціозною прозою, а в порівнянні з відомими байкарями давнини, вони в десять разів глибші і краще показані».

В конце встречи слушатели прослушали по видео песни на слова Г. Сковороды в исполнении Н. Матвиенко, Татьяны Лободы и Виктора.