04.10.2012. 110 лет со дня рождения ученого-востоковеда Ю.Н. Рериха.

yrerih

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха – старшего сына Н.К. Рериха. В связи с этим торжественным событием в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества открылась выставка книг Юрия Николаевича, выставка репродукций « Единство многонациональных культур», 22 сентября состоялся круглый стол, посвященный этой дате, 29 сентября представители культурной общественности города просмотрели фильм о Ю.Н. Рерихе «Старший сын» режиссера Л.В. Тележко.

В своем вступительном слове председатель общества Герасименко Л.Н. представила Ю.Н. Рериха как крупнейшего востоковеда с мировым именем, знатока Центральной Азии, который блестяще знал культуру Востока, его религию и философию; как человека глубочайших познаний в области языкознания, истории, филологии, этнографии, как талантливейшего лингвиста, археолога, как энциклопедически образованного ученого, мыслителя и путешественника.. Затем выступавшие в своих докладах рассказали о многогранной деятельности Юрия Николаевича, что дало возможность по достоинству оценить его, осознать его величие.



Особо важно звучат для нас отзывы о Ю.Н. Рерихе его родителей - Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, а также воспоминания его современников, которые дают нам наиболее глубокое и верное представление о его подвижнической жизни. Своим докладом сотрудница общества М. Данилевская «Рерихи о Ю. Н. Рерихе, воспоминания современников» представила нам возможность убедиться в этом.

Из писем Е.И.Рерих:
«Юрий на своем поприще Востоковедения приобрел заслуженное им мировое признание как большой ученый. Труды его высоко оценены лучшими представителями востоковедения…»

2 декабря 1951г.

« Юханчик становится центром знания и главным Авторитетом по Тибетологии и всему, связанному с этим. Все время получает письма от профессоров из Европы, желающих познакомиться с ним для разъяснения многих трудных понятий и т.д. Так, сюда едет проф(ессор) Стейн из Парижа, приехал уже англ(ичанин) Снелльгров и хочет приехать проф(ессор) Хоффман из Мюнхена. Магнит знания действует. Юханчик доволен своими последними учениками: одной очень серьезной, дельной японкой из Калькутты и одним индусом, тоже из Калькуттского Университета. Все говорят. Что два-три месяца занятий их с Юрием дали им несравненно больше, нежели два года в Университете».

25 ноября 1953г.

Из статьи С.Н.Рериха «Слово о брате»:
«Юрий Николаевич- это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии…Образ человека, отдавшего каждый момент своей жизни любимой науке, всегда старавшегося сделать как можно лучше, как можно привлекательнее. Посвятившего себя служению ближним…Его многочисленные труды - драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь-пример молодым, идущим на смену».

К.А.Молчанова, в настоящее время председатель Эстонского общества Рерихов, в своем очерке «Идеал человека» так характеризует Юрия Николаевича:
«В этом человеке не было ничего, что не соответствовало бы его внутреннему содержанию. Стройность внешнего облика сочеталась с полной душевной гармонией. Это было воплощение совершенного человека. Это был живой идеал- идеал единения, умения любить и понимать любого…»

tibet painters

Затем сотрудница общества Зиновьева В.В. представила участникам круглого стола книгу Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись», монументальный труд своего времени, написанный по результатам исследований во время Центрально-Азиатской экспедиции. В этом труде он рассматривает тибетскую живопись в контексте истории искусства Индии и Тибета. При написании книги Юрий Николаевич использует не только труды по тибетологии, но и тибетские источники. Книга повествует о духовной живописи Тибета, раскрывает мир тибетской символики и иконографии.

Тибетская живопись – это, по существу, иконография. Картины, называемые тханками, делаются на тонкой ткани. Они являются не только объектом духовного поклонения и иллюстрацией священных текстов, но в них воплощается вся символика буддизма, ее глубокие философские понятия.

Картины пишутся с определением определенных канонов. Важно все: каким цветом изображается божество, его одежда, поза, жесты рук, какие атрибуты изображены на картине.

В книге описаны различные классы божеств. Более подробно Зиновьева В.В. остановилась на некоторых картинах с изображений Будд, бодхисатв, Будды Грядущего - Майтрейи и женских божеств.

О приезде Юрия Николаевича на Родину и его научном и человеческом подвиге рассказала в докладе «Ю.Н. Рерих на Родине» Герасименко Л.Н. Последний период своей жизни, с 1957 года по 1960 год, Юрий Николаевич прожил в Советской России, в Москве. Он был единственным из семьи Рерихов, вернувшимся на Родину. По приезде был зачислен в штат Института востоковедения научным сотрудником сектора истории философии и религии. Ученый совет института присвоил ему ученую степень доктора филологических наук без защиты диссертации, исходя из опубликованных им трудов. Но не все было так гладко. Работать приходилось в тяжелой атмосфере, которая требовала приложения неимоверных усилий. Приходилось преодолевать недоброжелательство, зависть, тупость некоторых сотрудников, государственных и партийных работников, которые воспринимали Юрия Николаевича как «буржуазного ученого» и всячески препятствовали его деятельности. Но несмотря на все это за 2,5 года пребывания на Родине он сумел сделать очень много. Создал школу тибетологии, возродил традиции отечественной буддологии, воспитал блестяще образованных ученых. Титанической была его научная, научно-организационная и преподавательская работа по восстановлению тибетологических, монголоведческих, санскритских и уйгурских исследований в России. Ю.Н. Рерих опубликовал и подготовил к печати большое количество статей, завершил свои огромные труды, над которыми работал еще в Индии: « История Средней Азии», «Тибетско-санскритско-русско-английский словарь» и др.

Велика заслуга Юрия Николаевича в том, что он вернул Родине Великие имена Рерихов, понимание их творческих идей, философского наследия и культурной деятельности во Благо всего человечества. Уникален его вклад на Родине идей Живой Этики. Он стоял у истоков рериховского движения. Благодаря ему состоялись выставки картин Н.К. Рериха В Москве, Ленинграде, Киеве, Риге, Тбилиси. Москва впервые увидела километровые очереди людей, стремящихся попасть на выставку. Многие из них впервые осознали значение мира Красоты.

По инициативе Ю.Н. Рериха была устроена выставка картин С.Н. Рериха в 1960 году.

Юрий Николаевич предпринимал все возможное, чтобы создать Музей Н.К. Рериха на основе своей части наследия, которое он привез в Советскую Россию. К сожалению, равнодушие и нежелание бюрократических чиновников, внезапная смерть Ю.Н. Рериха в 1960 году не позволили тогда осуществиться созданию музея.

О трагической судьбе коллекции картин, находящихся в московской квартире Ю.Н. Рериха – из первой части наследия старших Рерихов, ее истории и судьбе, повествуется в книге Дмитрия Ревякина «Гибнущее наследие», которую представила сотрудник общества Копылаж Т.Е.

nasledie

В книге использовались документальные материалы из государственных и общественных фондов и архивов, в том числе Архивов внешнеполитической разведки, Наркомата иностранных дел СССР.

Из главы книги «Трудный путь домой» мы узнаем, как Рерихи, будучи патриотами своей Отчизны, прилагали постоянно усилия, чтобы вернуться на Родину. Однако их лишали такой возможности, иногда жестоко и сознательно. «Не отвечать» - поставил свою резолюцию Сталин на письме наркома иностранных дел М.М. Литвинова, который просил разрешения у Сталина относительно «приезда Рериха всей семьей». Эта резолюция Сталина действовала и в последующее время, поэтому и другие попытки Рерихов вернуться на Родину заканчивались неудачей. Представители советских властей на примере прибалтийских рериховских обществ, которых уже начали арестовывать, поняли, какая серьезная духовная сила стоит за этими людьми и какое серьезное противопоставление она может составить господствовавшей идеологии. Поэтому участь наследия, которую привез в Россию Ю.Н. Рерих была предрешена. В этом же состоит и причина невозможности создания Музея имени Н.К. Рериха. Копылаж Т.Е. рассказала собравшимся о битве Ю. Н. Рериха за музей имени отца.

Внезапно уйдя из жизни, Юрий Николаевич не оставил завещания. С.Н. Рерих, как единственный наследник, был отстранен от наследия старшего брата. Изворотливые государственные чиновники сделали наследницами фактически посторонних людей- сестер Людмилу и Ираиду Богдановых, работавших экономками у старших Рерихов и приехавших с Юрием Николаевичем в Россию для помощи ему по хозяйству. Отстранив от наследия С.Н. Рериха и не поставив на учет привезенные Ю.Н. Рерихом исторические и культурные ценности, государство сделало все, чтобы помочь овладеть ими незаконно бывшей домработницей Иридой Богдановой и ее супругом В.Ю. Васильчиком. Началось расхищение наследия.

В 1989 году по инициативе С.Н. Рериха был создан Советский Фонд Рерихов, ныне Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Святослав Николаевич передал свою часть наследия через Л.В. Шапошникову для создания этого музея. После ухода Святослава Николаевича из земного плана все силы госчиновников теперь были брошены на попытку лишить наследия МЦР. Эти попытки продолжаются и по сей день.

Сохранность уникальных культурных ценностей, оставленных в квартире Ю.Н. Рериха, госчиновников из Министерства культуры не интересовала. Несмотря на все усилия культурной общественности уникальное наследие не было взято под охрану государством и подверглось разграблению В. Васильчиком.

Гибнущие ценности могут быть окончательно потеряны для российской культуры. Выход один- нужен достойный хранитель, которым может быть только МЦР. Одна из последних глав книги так и называется: «Наследие из квартиры Ю.Н. Рериха должно быть передано в общественный Центр- Музей имени Н.К. Рериха».

Далее прослушали доклад сотрудника общества Медведенко И.А. «Переписка Ю. Н. Рериха и Г.В. Вернадского».

Круг научных интересов Ю.Н. Рериха был чрезвычайно широк. В его работах речь шла о буддизме, о кочевом мире евразийских степей, о роли духовной культуры в сохранении и развитии мировой цивилизации и др. Всю жизнь он вел обширную переписку. В числе его корреспондентов были выдающиеся востоковеды, тибетологи и другие ученые.

Наверное, наибольшее созвучие научных интересов, было в его общении с выдающимся русским историком, евразийцем, философом истории и культуры Георгием Владимировичем Вернадским, сыном известного ученого-космиста Владимира Ивановича Вернадского.

Г.В. Вернадский эмигрировал из России в 1920 году. Жил в Константинополе, Праге, с 1927 года – в США. Письма, которые были прочитаны докладчиком, в которых они обсуждают новости научного мира, новые и старые теории и гипотезы, в которых звучат глубокие мысли, представляют интерес не только ученых, но и широкого круга читателей.

Кандидат исторических наук, доцент Кременчугского института Днепропетровского университета им. Альфреда Нобеля Стегний Павел Анатольевич перед участниками круглого стола выступил с темой «Николай Гумилев, Лев Гумилев – параллели творчества, теория этногенеза».

В своем выступлении, посвященном 100- летию со дня рождения Л.Н. Гумилева, Стегний П.А., в основном, остановился на научном наследии Льва Николаевича Гумилева – сына знаменитого поэта Серебряного века Н.К. Гумилева. Ученый, историк, географ, основоположник пассионарной теории этногенеза, Лев Николаевич подарил отечественной и мировой науке научные идеи, позволившие по новому взглянуть на историю человеческого общества, его возникновение и развитие.

В своих исследованиях феномена этноса и его взаимодействий с природой, обществом и традициями культур Гумилеву Л.Н важно было уяснить какие процессы являются причиной его возникновения и исчезновения. В своей работе «Этногенез и биосфера Земли» он приходит к выводу, что «этногенез – это энергетический процесс, который питается биохимической энергией живого вещества биосферы». К такому заключению он приходит после изучения труда В.И. Вернадского «Химическое строение биосферы Земли и ее окружение».

Эффект формы энергии, питающей этногенезис, Гумилев Л.Н называет пассионарностью. Пассионарность — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей. Пассионарность — это побудительный мотив деятельности, это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение окружения общественного или природного. Деятельность эта представляется пассионарной особе ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников.

Особей обладающих пассионарностью отличает способность к самопожертвованию во имя идеи, идеала. Они организуют далекие походы, осваивают новые земли, создают и проповедуют новые религии и научные теории. Гумилёв отмечал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых» (Л. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»). П.А.Стегний рассказал о классификации пассионарности, предложенной Л.Н.Гумилёвым, о 9-ти её уровнях, о пассионарном толчке, который в пассионарной теории этногенеза определён как микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах, а также продемонстрировал схемы линий пассионарных толчков и графики, связывающие нарастание пассионароности и солнечной активности.

Гумилев был убежден, что этнос как общность возникает в результате энергетического толчка, который приходит к нам из Космоса.

Тему «Единство культурного пространства планеты» на основе трудов Н.К.Рериха и Ю.Н.Рериха раскрыла перед участниками круглого стола сотрудник общества Е.В.Митюкова.

Когда мы обращаемся к истокам культуры человечества, к материалам археологических раскопок каменного века, то нас поражает удивительное сходство предметов, найденных на древнейших стоянках огромных территорий, которые включают Европу и Азию, Африку и Америку. На это сходство особо обращали внимание Н.К.Рерих и Ю.Н.Рерих. Обладая внутренним синтезом знаний и творчества, они соединяли многочисленные археологические находки, фольклорный материал, архитектурные постройки, летописи, народные предания и исторические хроники в единое целостное представление. Они искали первооснову культуры, определяли ее связи с мировой культурой. Они не разъединяли полученный материал, а исследовали его как одно целое, неделимое явление. И эти исследования позволяли им говорить о единстве культурного пространства планеты.

Знаки этого единства раскрываются и в настоящее время в ткацких узорах, вышивках, особенностях национальных костюмов, в именах божеств, орнаментах керамики. Так символика ручника в белорусской традиции соотносится с символикой украинских рушников, эти же символы повторяются и на латышских национальных поясах, и в русском ткачестве, и на ткацких изделиях индийских мастеров: те же символы солнца и луны, мужского и женского огня, символы Праматери Вселенной.

В фундаментальном труде Ю.Н.Рериха «История Средней Азии», который охватывает период со времён палеолита и до конца ХIV века, отражены знаки культурного единства планеты. Древняя культура, обнаруженная на территории Украины, Трипольская культура, имела много общего с культурами, обнаруженными в Туркмении и Китае. Новейшие исследования в Китае, Иране, Индии, восточном Туркестане, Украине указывают на существование в неолитическую эпоху обширной области расписной керамики, которая простиралась от Румынии до границ Монгольской Гоби и Тибетского нагорья.

Рерихи обратили особое внимание на динамичный мир ранних кочевников, которые переплели судьбы Востока и Запада и содействовали их усиленному культурному взаимодействию. Они нашли следы ранних кочевников в Гималаях, в пустыне Гоби, на Алтае. Культурное взаимодействие ранних кочевников с оседлыми странами дало мощный творческий импульс, который создал новые качества культур, породил новые формы в искусстве, такие как «звериный стиль». Этот «звериный» стиль Рерихи находили во время исследований кочевых погребений на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции: в Китайском Туркестане, на Алтае, в Западной Монголии и Тибете.

В 50-е годы ХХ века Ю.Н.Рерих писал: «В поисках единства, в попытках наведения новых мостов для объединения народов нам не следует забывать уроки прошлого, но, напротив, следует тщательно оберегать остатки былого единства и везде, где возможно, разжигать заново священный огонь культурного единения, культурного обмена, который когда-то принес человечеству благие плоды и которого так недостает нашему современному миру.»

Эти указания Юрия Николаевича остаются актуальными и в наши дни. Остаётся надеяться, что со временем они войдут в основу построения взаимоотношений между народами. Пройдут века и тысячелетия, многие народы уйдут со сцены истории, но их культура будет жить в каждой национальной культуре, тем самым объединяя их в единое культурное пространство планеты.

В конце круглого стола сотрудник общества Голинь Л.С. прочитала «Памятку другу и члену общества» Ю.Н. Рериха, которую записала Бируте Валушите в Москве в 1958-59г. во время встреч с Ю.Н. Рерихом.

Фоторепортаж:


IMG 1389