21.09.2012. 130 лет со дня рождения выдающегося индийского философа, мудреца, просветителя, музыканта Хазрата Инайята Хана.

8 сентября в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества состоялась презентация книги «Воспитание» Хазрата Инайята Хана - выдающегося индийского музыканта, философа, мудреца, просветителя. Книга охватывает вопросы педагогики. Она содержит множество практических советов, ведь у Инайят Хана было четверо детей, и он имел возможность наблюдать и сравнивать две системы педагогики: восточную и западную, и в синтезе этих двух систем рождались мудрость, которая легла в основу книги.

Этот год является юбилейным для Хазрата Инайята Хана – 130 лет со дня рождения и 85 лет со дня окончания его Земного пути.

shalimanova

О жизненном пути индийского философа-музыканта, о его творческом наследии рассказала гостям встречи сотрудник Кременчугского Рериховского общества.

Л.М.Шалиманова напомнила гостям встречи, что впервые с именем Хазрата Инайята Хана мы познакомились благодаря книге Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты», которая вышла в 2001 году. Именно на страницах этой книги Людмила Васильевна многократно обращается к мудрости этого великого музыканта-философа, цитируя фрагменты из его книги «Мистицизм звука».

Хазрат Инайят Хан родился в городе Борода индийской провинции Гуджарат 5 июля 1882 года. Его дед и отец были музыкантами, поэтому с раннего детства Инайят рос в атмосфере музыки, которая стала его жизнью. Он любил учиться, обнаруживая при этом несвойственное его годам глубокое понимание мира. Особенно его привлекали философия и религия. С 18 лет Х.И.Хан путешествует по Индии с концертами. Во время этих путешествий к нему, как к музыканту, приходит слава. Он удостаивается титулом "Новый Тансен", по имени великого певца, жившего несколько веков назад в Индии при дворе императора Акбара. На севере Индии Инайята назовут «Утренней звездой музыкального возрождения».



Путешествуя по Индии Инайят знакомится и беседует с мудрецами и философами. К нему приходит осознание, что никакая земная слава, приходящая и уходящая, не может сравниться с той вечностью, которая стоит за пределами нашего понимания. В нем пробуждается мудрец, он становится человеком, стоящим на пути духовного поиска.

hazrat

С 1910 года Инайят путешествует с лекциями и концертами по Америке, Европе, посещает Россию. Здесь он выступает как музыкант, читает лекции о музыке, готовит постановку балета «Сакунтала» по драме известного индийского средневекового драматурга Калидасы. В России он давал лекции-концерты, посвященные индийской музыке. Среди прочих, посетителями их были А.Скрябин, Вяч.Иванов, С.Л. Толстой. Концерты проходили под эгидой Российского Императорского Этнографического Общества. В 1914 году знакомится со Скрябиным. Об этом этапе жизни Хазрата Инайята Хана Л.В.Шапошникова пишет: «Обоими ими владели идеи синтеза, оба они были твердо убеждены, что музыка может влиять на эволюцию человечества и способствовать объединению культур Востока и Запада. Оба стремились превратить свои идеи в соответствующее прекрасное действие. Скрябин хотел построить в Индии Храм для исполнения своей Мистерии Преображения и уже вёл переговоры о покупке земли для этого; Инайят Хан, в свою очередь, пытался под Парижем воздвигнуть Храм единения всех религий и народов и даже заложил камень в основание его здания. И тот и другой и в своих идеях и в своём творчестве опередили время. Они услышали зов эволюции раньше многих творцов и стремились ответить на него».

Живя в Индии и будучи профессором музыкальной академии в городе Борода, И. Хан написал и опубликовал несколько книг, посвященных индийской музыке. И.Хан был суфием. По арабски слово «сафа» означает «чистота». Именно к этому стремились суфии. Истинная чистота, считали они, достигается через чистоту мыслей и поступков. Через чистоту суфий движется к любви, а через любовь он приходит к Богу. Суфизм – это философия любви, гармонии и красоты. Книг о суфизме он не писал, но, уступая просьбам учеников, решил написать небольшую книжку о суфизме «Суфийское послание о Свободе Духа», являющейся единственной книгой на тему суфизма. Все остальные произведения, изданные под его именем, являются конспектами бесед и лекций, которые он давал во время своих многочисленных путешествий по миру.

Далее гостям встречи была представлена книга Хазрата Инайята Хана «Воспитание». Хазрат Инайят Хан считал, что воспитание должно способствовать духовному восхождению ребенка, и что этот процесс всецело зависит от мудрости и гуманизма воспитателей.

«В жизни ребенка не бывает слишком раннего возраста для восприятия обучения. Душа новорожденного младенца подобна фотографической пластинке, которая никогда прежде не подвергалась экспозиции: какое бы впечатление ни попало на нее — отпечатывается; никакое другое из впечатлений, что придут позже, уже не окажет подобного действия. Вот почему в том случае, если родители или воспитатели упустят возможность воздействовать на ребенка в раннем детстве, они потеряют величайшую из возможностей».

Книга состоит из шести разделов: обучение младенца; обучение ребенка младшего возраста; обучение ребенка; обучение в юношеском возрасте; обучение детей; юношеский возраст, общие принципы воспитания. Каждый раздел – это бесценные знания для воспитателей, для родителей, для учителей и наставников.

Х.И.Хан указывает на важность первого впечатления младенца, которое откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, на способы управления младенцем – подчинение и дружба. И если первый способ принижает волю ребенка, то второй – укрепляет силу воли и помогает ребенку. Книга знакомит нас со значением звукового ритма в жизни ребенка и дает советы как успокоить перевозбужденное состояние младенца: «…если погремушкой или подобным греметь сначала с частотой ритма младенца, а потом постепенно замедлять темп ритма, то младенец естественным образом перейдет на этот ритм. Возбуждение утихнет; само состояние ума младенца, его кровообращение, его движения, выражение лица – всё изменится, подчиняясь нормальному ритму.»

Особенно интересны взаимосвязи физического развития организма с духовным развитием «Когда у младенца начинаются резаться зубки, ум его развивается; это время развития ума. В тот день, когда прорезываются зубки, изменяется выражение его глаз; его ум рождается, его мысль сотворена. Именно с этого момента он начинает замечать предметы и начинает думать. Младенец в это время формирует мир, в котором будет жить». Когда ребенок начинает ходить – это время формирования храбрости, силы терпения, силы выносливости, время формирования духа, а вот время кормления грудью – это время формирования сердечных качеств : «… чтобы наилучшим образом обучить младенца, матери следует обучить себя. Спокойствие, тишина, кротость, нежность – всё то, что мать культивирует в своём естестве в это особое время, когда она вскармливает своё дитя, младенец получит как урок в колыбели. Сердечные качества – это наиболее глубинные качества человека, свойства мозга закладываются позже; именно сердечные качества образуют фундамент всей дальнейшей жизни. В это особое время получают развитие такие качества, как доброта, сочувствие, привязанность, нежность.»

Инайят Хан обращает особое внимание на нервную систему ребенка, её зависимость от эмоционального состояния воспитателей. Так, если воспитатель раздражён, то у ребенка разрушается нервная система. «Ругань оказывает плохое влияние на нервную систему младенца. Стоит только раз плохо подействовать на нервы младенца, чтобы на всю жизнь оставить метку раздражения на его нервной системе».

Книга Инайята Хана проводит нас по ступеням взросления человека, указывая в каждом возрасте особые моменты, имеющие решающее значение для формирования настоящей личности. Будучи великим музыкантом и философом, тонко понимая значение звука и ритма, значение Красоты, утверждая, что Красота есть музыка, Инайят Хан строит воспитание ребенка на этих вечных основах.

«Человек — плод всего творения, источник которого — абсолютная красота. Цель творения — красота. Природа во всех своих разнообразных аспектах развивается в направлении красоты, и поэтому понятно, что целью жизни является развитие в направлении красоты. Давая обучение детям, прежде всего следует учесть, что семена красоты должны быть посеяны в их сердцах. Когда растение растет, за ним следует с нежностью ухаживать. Оно пышно разрастается благодаря усилиям садовника; так и развитие детей происходит прежде всего благодаря усилиям их родителей» «Мир сегодня стал бы намного лучше, чем он есть, если бы ему был предложен духовный идеал, хотя бы наряду с материалистическим идеалом, который кажется единственной целью современного мира. Нет надежды на улучшение человечества до тех пор, пока духовный идеал не выйдет на первый план и не займет центральное место в обучении как дома, так и в школах. Только это может быть решением труднейшей задачи преобразования мира, перед которой стоит человечество».

«Величайший недостаток сегодняшнего мира — отсутствие покоя. Покой сегодня часто трактуется как безделье или медлитель¬ность. Современному человеку недостает сосредоточенности, он несет с собой атмосферу беспокойства. Со всем своим знанием и прогрессом он чувствует себя неуютно, он ненамеренно приносит дискомфорт и другим. Покой поэтому является самым важным уроком, какой можно преподать юношеству сегодня».

«Внешнее знание человеческой жизни и природы называется философией, внутреннее же знание этого называется психологией. Это знание может быть изучено; и все же действительный дух этого знания проявляется в пробуждении души. В юношеском возрасте следует привить высокие мысли для того, чтобы ребенок мог думать о высоком идеале, стремиться к высокой жизненной концепции, завоевать высокое вдохновение и пронести сквозь жизнь высочайшее отношение, высочайшую точку зрения».

В конце встречи гости вечера просмотрели фрагмент балета «Сакунтала» и прослушали удивительную музыку Хазрата Инайята Хана.