16.07.2012. Франциск Ассизский – могущественный мировой магнит. 830 лет со дня рождения.

Франциск Ассизский

5 июля исполнилось 830 лет со дня рождения Святого Франциска Ассизского, в котором, по словам Н.К.Рериха, заключался «могущественный мировой магнит». Этому торжественному событию была посвящена встреча в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества.

В художественном творчестве Н.К. Рериха можно увидеть целую галерею образов Великих Подвижников, жизнь которых для человечества является примером жертвенного служения Общему Благу.

На встрече прозвучали доклады сотрудников общества: «Образ Святого Франциска в творчестве Николая Рериха» (Медведенко И.А.), «Великий земной путь Франциска Ассизского» (Митюкова Е.В.)

1

Герои строительного подвига творили Благо, следуя своему непосредственному зову сердца. «Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они и не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной» - отмечает Николай Константинович в очерке «Душа народов». В своих очерках Николай Рерих неоднократно обращается к этому зовущему образу Великого Святого. В очерке «ЛЮБОВЬ НЕПОБЕДИМАЯ» он пишет: «...Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырем заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного существования. Все тот же самый, бессмертный и светоносный в существе своего духа, Святой Франциск».



Н.К. Рерих называет имена великих художников Италии, Испании, Флоренции, Голландии, которые жили и творили на протяжении следующих пяти веков, и творчество которых было питаемо светоносным обликом Святого Франциска. Поистине, «могущественный мировой магнит».

«…В чем же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? Конечно, в своем высшем духовозношении Он приближался к Высшему. В необычной мощи сознания Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы, которая, единственно, может привести к действительной любви. Для Него любовь была не отвлеченность, но насущное питание Его духа.» Николай Константинович подчеркивает, что для Святого Франциска: « Любить – значит прощать. Прощать – значит понять. Понять – значит знать. Знать – значит приблизиться к порогу Мудрости».

 

картини Н.К.Рерих

 

Очерки «Семь Святых», «Душа народов», «Любовь непобедимая» были написаны в 1930-31 годах, (в это же время пишется книга Учения Живой Этики «Сердце»), написан этюд «Святой Франциск Ассизский», а в 1932 году Николай Рерих пишет три картины вместе: Мадонна Орифламма, Святой Сергий Радонежский, Святой Франциск Ассизский. «Это была прекрасная Сюита», - так писал об этих картинах Святослав Рерих.

2

Святой Франциск родился в 1182 г. в Ассизи. Первые двадцать лет его жизни – это веселая жизнь богатого наследника; жизнь юноши, наделенного обаянием и щедростью, любовью к музыке и поэзии. Он был утончен в мыслях более, чем в одежде, а красоту души ценил выше, чем красоту вещей. Весь город любил жизнерадостного юношу.

Первые признаки совершившегося в нем переворота относятся ко времени перенесенной им тяжелой болезни (последствие плена), от которой он едва не умер. Божественную благодать, Слово Господне, он услышал в пещере, в одиночестве. Франциск отверг обыденную жизнь, забыл о богатстве, отказался от роскоши. В его жизни было три призыва Божьих. После первого призыва Франциск удалился от мира, после второго - стал восстанавливать храмы, после третьего перешел к проповеди.

Франциск принес новый дух в проповедь. Он очень просто излагал их, так как считал, что проповеди должны быть понятны всем. Где бы он ни был, какое бы ни было время, какими бы ни были его слушатели, он был готов к проповеди всегда. Он говорил с тысячей, как с одним другом, и с одним он говорил так же пылко, как говорил с тысячами.

Франциск образовал орден францисканцев. Между дисциплиной последователей Франциска и дисциплиной старых орденов было различие, которое заключалось в том, что францисканцы должны были стать бродягами, нищими. Они должны были смешаться с миром. Движение францисканцев развивалось быстро благодаря особому, демократическому оптимизму, который был одной из главных черт Святого Франциска.

Любовь Франциска проливалась на всех живущих. Он хотел нести проповедь и образ живого Христа всем людям, не- зависимо от их веры. Святой Франциск принес истинное христианство, живой образ Христа и готовность умереть ради спасения чужой души, даже души незнакомца и грешника.

Франциск жил в постоянном молении, словно сам был молитвой. Когда во время странствия он должен был читать молитву, то останавливался, если шел пешком; если же ехал верхом, то спешивался и молился стоя, с непокрытой головой. Если же он чувствовал, что должен сделать что-то, то немедленно переходил от молитвы к действию, хотя и не особенно различал их - действие либо подвигало его на молитву, либо завершало ее, либо продолжало, это была молитва дела, заготовленная в беседе с Богом. Он почитал всех, другими словами - он не только любил, он и уважал каждого. Каждый верил, что именно его он принимает в сердце, а не заносит в список, политический или церковный.

Он был наделен даром впитывать окружающую красоту мира. Для него ценна и любима была каждая травинка, каждый куст, каждый зверек. Он называл своими братьями – Солнце и Ветер, величал сестрами ласточек и галок, обращался к Земле нашей как к Матери. Он видел во всем, в зверушках, растениях и камнях, творения Отца всего сущего. Мог читать проповеди животным и птицам.

В сентябре 1224 года Франциск созерцал необыкновенное явление (видел распятого Иисуса), следствием которого ему были дарованы стигматы: его руки были пронзены гвоздями, черными, будто из железа, с большими круглыми шляпками, вколоченными в ладони и ступни, в груди была рана, словно от удара копья, открытая, красная и кровоточащая. Его мольбы были услышаны! Любовь превратила его в Любимого, потому что человек становится тем, кого любит. В течение 2-х лет, от стигматов до последней своей болезни, т.е. по сентябрь 1226 года Франциск превозносил в гимнах и благословениях всё то, что так любил в жизни и что было даровано ему Богом.

3

В завершении рассказа о земном пути Святого Франциска сотрудница общества М. Данилевская прочитала притчу-беседу Святого Франциска «Совершенная радость». В притче рассказывается, как Франциск поверг в изумление брата Леоне, которому он рассказал на одном примере, что для него значит «совершенная радость». Это, когда можно с радостью вытерпеть прогоняющих его, просящего у них крова; вытерпеть их брань, побои и даже почувствовать любовь всем сердцем к ним и веселость в душе. « А я терпеливо и с радостью снесу все это, думая о страданиях Христа», -говорил Франциск брату Леоне. «А теперь выслушай главное. Изо всех божественных даров наилучший - способность побеждать самого себя и добровольно, с любовью к Христу, идти на страдания, переносить проклятия, бесчестья, нужду. За остальные дары Божьи мы не можем прославлять себя, они не наши, а Его, но можем прославить себя, неся крест лишений, ибо крест этот наш».

Завершил встречу показ фрагмента фильма режиссера Л.Кавани «Франциск».

 

Медведенко И.А., Митюкова Е.В.