20.04.2012. Культура победительница. Посвящается Всемирному Дню Культуры.

pact
Подписание Пакта Рериха в Белом
Доме, Вашингтон, США. 15.04.1935

14 апреля в Музее жизни и творчества семьи Рерихов общественной культурно- просветительской организации «Кременчугское Рериховское общество» прошла торжественная встреча «Культура победительница», посвященная Всемирному Дню Культуры. Благодаря усилиям Н.К. Рериха и его единомышленников 15 апреля 1935 года состоялось очень важное событие – подписание Договора, который был посвящен охране культурных ценностей. Впоследствии он стал известен как Пакт Рериха.

В рамках встречи экспонировалась выставка , посвященная Пакту Рериха и Знамени Мира.

Встреча открылась музыкой Вагнера, привнеся ей особую торжественность. . Затем председатель общества Герасименко Л.Н.. представила доклад «Культура с позиций космического миропонимания Рерихов». Международный Договор о защите культурных ценностей - «Пакт Рериха». Рерихи в своем творчестве и общественной жизни во всех сферах человеческой деятельности ставили культуру на первое место. Концепция культуры, данная Н.К. Рерихом, пронизана космическими мотивами. С позиций космического миропонимания Рерихов культура имеет эволюционное значение для развития человека и человечества.

0
1
2
3
4
5
6
7

Рерихов называли водителями Культуры и Красоты. Рерих утверждал и верил в возможность этими средствами существенно влиять на ход мировой истории и преобразование жизни на Земле. Николай Константинович говорил об истинной Культуре, он заботился о том, чтобы человечество воспринимало ее как нечто священное, так как наша Эпоха забывает ее истинный и священный смысл. Людская логика смешивает разные понятия: культуру и цивилизацию. Культура для Рериха – это самое чистое, широкое и возвышенное звучание всей гаммы человеческой сущности. Для него Культура – почитание Света, сочетание жизни и Красоты, любовь к человеку, сердце. Она есть спасение, оружие Света, двигатель развития человека.

В отличие от цивилизации, которая есть материальное обустройство жизни, культура есть самоорганизация человеческого духа, она проявляется как бы сама собой, изливаясь естественно и природно из таинственных глубин самого человека. Н.К. Рерих понял, что надо возродить высокое и оздоравливающее значение культуры, озарить ее светом духовности. Он понял, что надо поднять культуру в небывалом сиянии. Николай Константинович назвал Культуру лозунгом Новой эпохи. Понятие Культуры для него истинно святое, потому и писал слово Культура с прописной буквы.

Не только Культура, но и неразрывно связанная с ней Красота, которую Николай Константинович называл энергетическим сердцем Культуры, создают ту высокую энергетику, которая способствует космической эволюции человечества. Именно поэтому гибель Культуры есть гибель всего человечества.

Красота не может жить без духовного эстетического идеала. Его разрушение приводит к обезображиванию жизни, гибели ее эволюционной основы. Это и произошло в нашей стране. На смену разрушенному идеалу идут ценности фальшивой массовой культуры. Страдают те, кто оказался подвержен этой культуре.

Мыслителей и философов Рерихов интересовала тема совершенного человека. Сын Н.К. Рериха Святослав Николаевич, размышляя над этой темой, исходя из знаний Живой Этики – философии космической реальности, писал:
« Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта».

Н.К. Рерих, будучи ученым, провидцем, как никто другой видел будущее. Сейчас, когда прогрессирует деградация культуры, тревоги Рериха о судьбах человечества, поиски путей оздоровления жизни становятся особенно актуальными и понятными. Понимая эволюционную роль Культуры, как историк и мыслитель, Н.К. Рерих понимал, что Культуру надо не только развивать, но и защищать. Он очень много сделал еще в дореволюционное время для защиты российской культуры и приведения национального культурного достояния в порядок.

Далее Л.Н. Герасименко остановилась на Пакте, о котором Николай Константинович уже заговорил перед Первой Мировой войной. Затем вернулся к этой идее в 1929 году. С помощью видных юристов Европы в 1929 году был подготовлен проект Пакта, который публикуется в прессе вместе с обращением к правительствам и народам всех стран. В мировой печати появляется множество статей, где говорится о неотложной необходимости подписания Пакта. В Великобритании, Франции, Бельгии, Германии, США, Колумбии, Японии, в Южно-Африканском Союзе создаются общества и комитеты в поддержку Пакта Рериха.

Пакт нуждался в символе, который бы мог со всей полнотой передать глубинный смысл начатого Рерихом движения. Таким символом Рерих предложил считать Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Культурные учреждения, над которыми поднято Знамя Мира, должны рассматриваться всеми участниками соглашения «как международная нейтральная территория». Знамя Мира представляет собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в нее тремя сферами. Этот знак символизирует единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности, или науку, искусство и религию в едином пространстве Культуры. Впервые идея Знамени Мира возникла у Н.К.Рериха как глубокое впечатление от иконы Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица». Впоследствии художник, изучая культуры многих стран, обнаружил знак триединства на памятниках различных эпох и регионов Земли. Таким образом, был найден универсальный символ, на основе которого Н.К.Рерих и разработал знак Знамени Мира.

Прошло три Международных конференции, посвященных Пакту. Первая – в сентябре 1931 года в Брюгге под председательством члена Королевской комиссии по охране памятников Бельгии К.Тюльпинка. В те дни в Соборе Святой Крови, где и поныне хранится частица крови, пролитой И.Христом на кресте, произошло освящение Знамени Мира. Был принят план действий по распространению идей Пакта. В декабре 1931 года был основан Международный Союз, выступивший за принятие Пакта всеми государствами мира.

Вторая Международная конференция, посвященная Пакту, также состоялась в бельгийском городе Брюгге. На ней было принято решение о создании Фонда Знамени Мира, который бы содействовал проведению в жизнь идей Пакта. Также делегаты предложили закрепить день Всемирного празднования Знамени Мира и Культуры. К конференции была подготовлена выставка 22-мя странами из 6000 фотографий известных памятников архитектуры, которые нуждались в защите, также выставка картин Н.К. Рериха из 200 его полотен. Участниками было предложено вывести с территории старинных городов всю военную индустрию, войска и объявить эти города неприкосновенными городами-музеями.

Третья Международная конференция состоялась в Вашингтоне в 1933 году. На ней представители 36 стран подготовили рекомендацию о подписании Пакта правительствами всех стран. Подписание, как уже было сказано выше, произошло 15 апреля 1935 года 21 страной Латинской Америки и Соединенных Штатов в присутствии президента Рузвельта.

Впервые в Международном масштабе защита культурного достояния человечества провозглашалась как высшая ценность. Внутренний смысл и содержание Договора отражали понимание Н.К. Рерихом явления Культуры как духовной основы бытия отдельного человека и как условия выживания всей планеты.

После войны работа по продвижению идей Пакта и Знамени Мира продолжилась. В августе 1948 года правительство Индии приняло решение об одобрении Пакта Рериха. В августе 1948 года Нью-Йоркский комитет Пакта Рериха направил доктору Торезу Бодэ, главному директору ЮНЕСКО, копию Пакта со всей документацией по истории движения, начиная с 1930 года. 14 мая 1954 года в Гааге, на конференции, созванной по инициативе ЮНЕСКО, была принята Международная конвенция по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В настоящее время она ратифицирована большинством стран мира. Пакт Рериха имеет значительно более широкое значение, так как рассматривает вопрос защиты культурных ценностей в мирное и военное время, в отличие от Конвенции, которая предусматривает ограниченно вопрос защиты культурных достояний - только во время военных действий. Идеи, заложенные в Пакте приобретают все большую популярность. Л.Н. Герасименко рассказала о международных культурных акциях, которые проходят под Знаменем Мира, которое побывало на самых высоких вершинах мира, на Северном и Южном полюсах, в космосе.

Сегодня работу по распространению Пакта Рериха проводит Международный Центр Рерихов. С.Н. Рерих, передавая наследие семьи Рерихов, предоставил МЦР исключительное право распоряжаться наследием, в том числе и символикой.

Пакт Рериха как никогда актуален вследствие его применения в процессе поддержания мира. Он привлекает внимание во всем мире, интерес к Пакту растет среди экспертов, вовлеченных в процессы охраны культурного наследия, миротворчества и международных отношений. Пакт обеспечивает правовое регулирование в области защиты культурного наследия, обязывает уважать и охранять исторические памятники, музеи, научные, художественные, культурные, образовательные учреждения, а также их персонал в мирное и военное время.

Затем сотрудники общества Данилевская Марина, Медведенко Ирина, Митюкова Елена предоставили вниманию культурной общественности очерки Николая Константиновича: «Культура-сотрудница», «Культура-почитание Света», «Культура-победительница».

В заключение встречи просмотрели фильм Валерия Шатина «Время собирать камни».

 

Герасименко Л.Н.